Жизнь втроем

Владимир Бровко
                ч.8

            ЖИЗНЬ В ТРОЕМ

   Из предыдущие частей вы уважаемый читатель уже хорошо знаете, что переезд из г. Нижнего Новгорода в г. Симбирск для Н.И. Ульянова был выгоден в карьерном плане. Тут и должность была выше, и перспектива служебного роста имелась, да и в материальном плане он тоже выигрывал.
    И все бы в этой истории было бы хорошо и прекрасно если бы в это же время после перевода И.Н. Ульянова в Симбирск, в этом же 1869 г. один военный врач решил оставить службу и поселится в том же губернском городишке Симбирске.
    И этим врачом был Покровский Иван Сидорович, который вскоре стал детским врачом в семье Н. И. Ульянова, потом любовником его жены и наконец если принять во внимание современные исследования   историков и биологическим отцом трех последних детей И.Н. Ульянова.
    В конечном итоге этот «любовный треугольник» оказался для И.Н. Ульянова своего рода петлей. Его организм не выдержал всей этой грубо говоря «гнусности» его мнимого и фактического положения, и он скоропостижно в возрасте всего 54 года скончался от кровоизлияния в мозг. Естественно этот гипертонический кризис случился не сам по себе в результате многочисленных «семейных» сор в связи с постоянным «присутствием» в его доме Покровского И.С….

       А далее я для введения в курс дела приведу одно из многочисленных описаний этого периода жизни И.Н. Ульянова, опубликованных современными российскими историками. Я имею в виду публикацию «Правда и неправда о семье Ульяновых». Конечно оно составлено так, что бы было ни вашим ни нашим, но мы с вами уважаемый читатель, каждый для себя все же должен исходя из своего личного жизненного опыта седлать вывод, что тут правда, а что нет.
        Итак, читаем……
       «Жизнь втроем. Аким Арутюнов, изучая материалы, пришел к выводу, что отцом младших детей семьи Ульяновых мог быть доктор Покровский Иван Сидорович.
       Свое предположение он обосновывает следующим образом:
      «В 1869 г. Покровский оставил службу в армии и переехал в Симбирск.
       С декабря 1869 года Покровский устроился ординатором Симбирской губернской больницы.   
       Почти одновременно он становится и домашним доктором семьи Ульяновых.
       Есть основание полагать (это мнение А. Арутюнова!!!) , что отношения между Марией Александровной и Иваном Сидоровичем переросли в более глубокие чувства.
      С тех пор Покровский почти безотлучно находился в доме Ульяновых.
        Более того, он чувствовал себя хозяином в доме, поскольку Илья Николаевич часто и продолжительное время находился в разъездах по многочисленным школам губернии, большей частью им же созданным и мало бывал дома.
      Он (доктор Покровский) формально никогда не был женат и, судя по всему, не пытался создать
собственную семью ¬ очевидно, он не считал себя одиноким.
      Но известно, что у него был побочный сын.
      Несомненно, И.Н. Ульянов знал об отношениях его жены с И.С. Покровским.
      Но все трое дипломатично сохраняли между собой нормальные семейные отношения, во всяком случае ¬ внешне. Иван Сидорович и Мария Александровна нередко на виду у всех гуляли по городу, отдыхали на берегу Волги. Домашним же хозяйством занимались няня Варвара Григорьевна, кухарка и прислуга.»

     Вот такая в духе французских романов «идиллия». Но это во Франции может и могло происходить, а вот в России тех времен это должно было закончится плохо. Грандиозным скандалом, или скажем дуэлью в духе того же А. Пушкина или просто один из троих должен был умереть и унести всю тайну в могилу!
      Ну и раз так-то и давайте попробуем разобраться в биографии нашего героя-любовника!
 
      Иван Сидорович Покровский (1839-1922), незаконнорожденный сын первого русского музыкального критика Александра Дмитриевича Улыбышева и крепостной крестьянки окончил Казанский университет.
    Но вот в официальной биографии Улыбыщева нет никаких упоминаний о внебрачном сыне И.С. Покровском https://ru.wikipedia.org/wiki/,_
    А ведь это был особый случай. Мало того, что он лал ему вольную, он обеспечил его состоянием, выучил в гимназии, отправил в Казанский университет, затем устроил на военную службу???
    Но окончательно на эти вопросы ответила только Валерия Юрьевна Белоногова, кандидат филологических наук, (сотрудник НГОУНБ им. Ленина) рассказала о потомках Александра Дмитриевича Улыбышева. Сообщив, что:

    «У Александра Дмитриевича и Варвары Александровны Улыбышевых было трое детей:
     Николай, Наталья и София. Николай не радовал своих родителей, имел склонность к безнравственному образу жизни и скончался в возрасте 22 лет.
    Дочь Наталья вышла замуж за учителя Нижегородской гимназии К. И. Садокова. Сын их Александр был не здоров душевно.
    Дочь Мария скончалась в детстве. Младшая дочь Улыбышевых Мария в 1856 г. вышла замуж за актера Николая Вильде.
       Их сын был театральным критиком.
       У А. Д. Улыбышева были незаконнорожденные сыновья Иван Сидорович Покровский и Федор Павлович Знаменский.
        Они окончили Казанский университет, И. С. Покровский стал врачом, жил в Симбирске, был знаком с семьей Ульяновых. Ф. П. Знаменский – математик, врач, земский деятель. http://www.nounb.sci-nnov.ru/library/rus/obyavl/260214.php
  Сам И.С. Покровский  так описывает свое  родство с Улыбишевым. Хранящиеся в ОР РНБ письма Ивана Покровского к издателю «Русской музыкальной газеты» Н.Ф. Финдейзену полны драма-тичных домашних подробностей. Он сообщает, что его мать – скотница, умершая двадцати трех лет, была прототипом героини драмы Улыбышева «Раскольники», главный герой которой списан с ее 90-летнего деда, старообрядца.
    Улыбышев «рано оставил свою жену Варвару Александровну и жил остальную жизнь с девицами», однако «он всегда жил только с одной женщиной. От двух крепостных девиц у него было две семьи и у каждой из них двое детей».
   Покровский «был сыном младшей семьи». Варвара Александровна, «оставленная» в возрасте 38 лет, имела роман с учителем гимназии К.И. Садоковым, позже женившимся на ее старшей дочери Наталье. Здесь же трагичная история сына Улыбышевых Николая: «Будучи студентом> Казанского университета, он украл или получил обманом с почты крупную сумму чужих денег… Масса было хлопот, горя, траты денег, чтобы “выкупить” его из беды <…> и он был спасен. Отец сослал его на Кавказ рядовым солдатом.
   Кое-как добился до 1 чина и воротился домой <…> погиб он от ужасного пьянства. Получив от отца имение, дававшее 50 т.р. годового дохода>, он пил и день и ночь без просыпа и скоро спился». Покровский рассказывает о разграблении наследства Улыбышева   Садоковым; о том, что Балакирев был «боготворим» его отцом и «он только его воспитывал и воспитал».
     О том, что причиной смерти Улыбышева стали «безумная старческая любовь к саратовской 20-летней крепостной девушке, страшная ревность к своему родному сыну <…> конфликт желаний и недостатка физических сил…» и как результат «мучительная острая болезнь», без которой Улыбышев с его «румянцем юноши смог бы прожить при его условиях до 100 лет»


      Сам же Покровский в1869 г. в возрасте 30 лет оставил службу в армии и приехал в Симбирск в ноябре, а в декабре был принят ординатором в симбирскую больницу, потом работал врачом в военной гимназии.
       И тут если сверить некоторые даты, то с С.П. Покровского снимается одного из ранее высказанных в его адрес подозрений о том, что он был отцом Владимира Ульянова. Владимир родился 9 апреля 1870 г. а Покровского, еще в Симбирске как бы не было. Он должен был служить в армии.
     Но все это будет не верным если допустить, что И.С. Покровский, будучи еще на службе и бывая в Симбирске успел познакомится с М.А. Ульяновой и вступить с ней в любовную связь.
     А узнав, что она беременна и решив продолжить с ней фактические брачные отношения, внезапно оставляет свою удачную военную карьеру и переселяется в Симбирск.
  Официальным историкам, особенно в период существеннее СССР эти факты тоже бросались в глаза, но они заняли вот такую принципиальную позицию.

       Так сотрудница музея Ленина в Ульяновске Ольга Шалева в своем интервью по существу выше высказанных подозрений о любовной связи Покровского и Ульяновой заявила
    «Не верьте.  Доктор Покровский не жил в доме Ульяновых – у него был собственный, неподалеку, там сейчас висит мемориальная доска.
    И жена у него была Лидия Миллер, и сын Фёдор. А с Марией Александровной их связывали только дружеские отношения...»
      И ее как бы поддерживает и еще один историк Ж. А.Трофимов в своей прокоммунистической статье «Так творится клевета на В. И. Ленина и семью Ульяновых» где он пишет:
      «Что же касается доктора Покровского, то из его формулярного списка видно, что в Симбирск он перебрался из Казанской губернии в январе 1870 года, а его знакомство с семьей И.Н. Ульянова произошло весной или, скорее, летом 1870 года. Из формулярного списка И.С. Покровского также видно, что в Симбирск он приехал с женой Лидией Петровной (урожденной Миллер) и сыном Федором, родившимся 10 августа 1867 года, когда доктор служил в 11-м стрелковом батальоне Киевского военного округа. В государственном архиве Ульяновской области имеются документы о место проживании И. Покровского в собственных домах на Покровской и Стрелецкой улицах»
     Но все эти версии, пока остаются версиями, ибо историки так и не удосужились покопаться в официальной биографии Покровского чтобы действительно выяснить все важные детали его жизни, в том числе причину ухода из армии, был ли он в официальном браке, как сложилась жизнь его жены и сына? И если была семья, то почему он умер в одиночестве и слепым стариком?


      И еще на мой взгляд важное если И.С. Покровский и М.А. Ульянова были любовниками и даже имели общих детей, то почему после естественной смерти И.Н. Ульянова, они (если Покровский не состоял в браке), не выдержав для приличия скажем годичный траур, не сочетались законным браком, тем самым как бы полностью реабилитируя хотя и задним числом их прежние моральные прегрешения???
       Но увы ответа на этот вопрос пока у историков нет!

      А что касается жизни самого Покровского И.С. он в Симбирске быстро приобрел репутацию лучшего детского врача, бесплатно лечил учащихся, близко сошелся с интеллигенцией города. По рукам даже ходили написанные им эпиграммы, памфлеты и статьи, в которых обличал он неблаговидные деяния «отцов города».
     А это говорит нам о том, что Покровский И.С. как по тем времена был «опасный вольнодумец» и очевидно за вольнодумство его и «попросили» из военной службы….
И.С. Покровский был видным общественным деятелем Симбирска и всей губернии, занимался врачебной, просветительской и благотворительной деятельности.
      Когда в период русско-турецкой
войны 1877-1878 гг. в России начался сбор средств в помощь славянским братьям, сражающимся против Османской империи, в этом благородном деле принял участие и доктор Покровский. В
«Симбирских губернских новостях» в этой связи приводится довольно интересное сообщение: «Доктор И.С. Покровский изъявил согласие помогать безвозмездно медицинскими советами лицам, на которых ему укажет Попечительство».
      И это при то, что неоднократно сам Покровский как либерал был замечен в распоряжении и запрещённых книг, издававшихся в Москве в нелегальной типографии Войнаровского т.е. как, бы сочувствовал либералам-народникам, но и про гражданский долг не забывал!!!
     А далее я снова хочу процитировать новый отрывок из работы «Правда и неправда о семье Ульяновых». Тем более что автор этого очерка взял на себя роль не просто историка, а адвоката М.А. Ульяновой и описывает   события как бы со стороны самой М.А. Ульяновой.

      «Детей у Ульяновых было много, и, естественно, они приглашали ставшего известным врача во время болезни детей.
         Трудно сказать, когда он появился первый раз в доме, но наверняка конце 1870 года, когда Мария была беременна Ольгой.

       Констатировал он и смерть Коленьки. Его советы, его нужные в тяжелые минуты успокаивающие слова стали необходимыми для Марии в такие трагические минуты. Учитывая, что Илья Николаевич был часто в разъездах и редко бывал дома, Иван Сидорович стал близким другом семьи.
  И это, бесспорно. Но стал ли он любовником Марии Александровны, здесь можно поставить большой вопрос.

     Прежде всего, мы должны оценивать возможные действия людей, принимая во внимание порядки и обычаи того времена (а именно в70¬х XIX века), а не исходить из современных отношений между мужчинами и женщинами.

    Россия была сугубо патриархальной и христианской страной. С давних времен, можно сказать с язычества, хождение на сторону мужа считалось неким обычным явлением, муж ходил в церковь, каялся в своих грехах, ему их отпускали, и семейная жизнь продолжалась, а жена была вынуждена молчать, делать вид, что ничего не случилось.

        Но если изменяла жена, все общество поднималось на дыбы. Жену обзывали «потаскухой», за нарушение устоявшихся незыблемых правил рассматривалось обществом как преступление.
   Эта тема как раз в это время была поднята великими русскими писателями А.Н. Островским, Л.Н.
Толстым, Н.С. Лесковым. И их произведения вызвали общественный резонанс высказываний: от острой критики, негодований и проклятий до сожалений по поводу участи женщины в России.
      Венчанная женщина должна была быть всегда со своим суженным, каким бы он не был: пьяницей, развратником, преступником, и даже следовать за ним в Сибирь, и разделять его участь. И, как правило, те женщины, которые свои чувство не могли обуздать и переступали эту грань, обществом осуждались, а жизнь женщины, изменившей мужу, заканчивалась трагически. Об этом и писали великие писатели.
     Через 30 лет, в начале XX века, когда среди интеллигенции атеистические взгляды стали преобладать и отношение к женщине в обществе стало меняться: девушки получали образование, они привлекались к важным общественным работам, работали учителями, фельдшерами, сестрами милосердия.

   Среди женщин появились ученые, поэты, художники, политики, революционеры. В это время женщина объявила, что имеет право на любовь, что она имеет право выбирать себе супруга, и жить с тем, кого любит. Но это было в XX веке.
        А в 70¬х годах XIX века, особенно в провинции было все как прежде. Можно предположить, что Мария не любила Илью Николаевича, и это вполне возможно.
           Марии было 26 лет, когда ее познакомила сестра с Ильей Николаевичем (наверняка, этот шаг был заранее продуман). Марии надо было выходить замуж, как многие остряки отмечали, что она «уже была старой девой».
 
      В учительской среде пензенской гимназии, среди знакомых мужа Анны было несколько неженатых педагогов. Марии приглянулся Илья. Но это могло и не быть любовью. Допустимо.
      И она вышла за него замуж. В Симбирске она встретилась с умным, образованным, душевным мужчиной, детским врачом (значит, детей он любил) Иваном Сидоровичем Покровским.
      Частое общение могло из дружеских отношений перерасти в любовь. И это допустимо. Но вот следующий барьер, он был с точки зрения моральных устоев того времени, и, прежде всего, провинциальных, непреодолимым.
      Как емко, и как образно выразился по этому поводу А.С. Пушкин: «Но я другому отдана и буду век ему верна».

    Это был очень серьезный шаг для замужней дамы, жены крупного чиновника. Она понимала, что могла поставить под удар карьеру мужа, и будущее детей. Не надо забывать, что Мария была дочерью еврея, и он, наверняка, передавал своим дочерям основные правила жизни женщины в обществе и об ее предназначении. Семья – прежде всего. И отец требовал святого исполнения этих правил, и Мария их хорошо помнила.

    Иван Сидорович были известной личностью губернии и вел большую воспитательскую работу среди населения. Свои жизненные принципы, которые рекомендовал придерживаться каждому, Покровский формулировал достаточно четко: «Не воруй, не блуди, не пьянствуй, не мошенничай, не лги, не ленись и делай дело по мере сил — при отсутствии этих пороков будешь человек первого сорта».
    Человеку, столь громко провозглашавшим такие принципы, нельзя было их нарушить. В противном случае он подорвал бы свой авторитет и уважение в губернии. А он их сохранил. В доме, где было много детей, прислуги, трудно было что-то скрыть.
       И если бы кто застал в постели Марию с доктором, эта информация сразу бы распространилась по городу.
        А дальше дело бы могло дойти до очень серьезных событий. Но ничего в Симбирске столь скандального с этой семьей не произошло, а значит, и не было там того, что предполагает Аким Арутюнов»
    Но вся эта идиллия между М.А. Покровским и М.А. Ульяновой закончилась в 1887 году когда Старший сын И.И. Ульянова А. Ульянов пытался убить императора Александра Третьего. Его отец к его счастью до сего дня не дожил.
   А в итоге М.А. Ульянова вынуждена была, продав дом покинуть Симбирск и перебраться в г. Казань, а вот И.С. Покровский остался жить в Симбирске.
 И мы больше вне имеем доказательств того, что они поддерживали прежние отношения между собой. Ведь историки приписывают ему отцовство не менее трех детей М. Ульяновой - Ольги, Дмитрия и Марии???
В чем состояла причина разрыва отношений если они были историкам не известно.
   А  оставшийся в Симбирске  Иван Сидорович Покровский тоже забросил свое врачебное дело и  приобретя поместье – села Новое
Никулино и Анненково в Симбирской губернии, прожил долгую
жизнь, из них последние 25 лет ¬ в одиночестве, Пережил он и революцию 1917 года и Гражданскую войну и умер в 1922 г. в Симбирске  где  и похоронен. Могила сохранилась.
совсем слепым.
    Никто из семьи Ульяновых с ним после 1887 года больше не контактировал и никакой помощи ему если допустить что детям Ульяновой было известно кто является их биологическим отцом не оказывалось….
      Ну разве что не тронула Покровского И.С.  Симбирская ЧК во время очищения города от контрреволюционных элементов, да и то наверно потому что он уже был слепой и беспомощный старик….
     Ходя для как для историков жизни Покровского И.С. до конца не исследована) хотя, он является   фигурой в том цикле людей, которые попадали в сборники исторических работ где изучается В.И. Ленин) и очевидно он как важный исторический персонах всей этой истории нуждается в своем отдельном биографе.
    А главный же вопрос о возможном отцовстве И.С. Покровского в отношении младших детей М.А. Ульяновой (от Владимира и до Марии) может научным путем решится только путем проведения криминалистической экспертизы ДНК. А поскольку такая экспертиза не проводилась и ее проведение в ближайшие года не предвидится то и весь комплекс вопросов будет по-прежнему находится под сомнением.

             (конец ч.8)