Мироненко Александр Алексеевич

Михаил Бычков 2
После ухода в отставку Хохлова Петра Ильича в 1971 году новым Начальником штаба Морской Авиации был назначен генерал-полковник авиации Мироненко, бывший до этого командующим ВВС Черноморского флота. Теперь он принимал утренний доклад начальника смены - помощника начальника штаба по боевому управлению. Так теперь называлась эта новая должность на ЦКП. В составе смены были оперативный дежурный, дежурный штурман, дежурный по связи, диспетчер по перелётам и дежурный синоптик из метеобюро. Роль ЦКП возросла в условиях увеличивающегося объёма задач Морской авиации и поступления на её вооружение новой техники, сверхзвуковой ракетоносной авиации, дальних противолодочных самолётов корабельной и штурмовой авиации. Экипажи дальних разведчиков и противолодочной авиации дальнего обнаружения стали выполнять свои задачи с аэродромов дружественных нам стран: Кубы, Анголы. Марокко, Эфиопии, Сомали, Вьетнама. Получил продвижение по службе и я, став оперативным дежурным ЦКП.
В содружестве с Борзовым Мироненко прослужил до 1974 года. Это были годы коренного перелома в становлении Морской Авиации как Стратегической единицы в организме Вооружённых сил страны. А когда не стало Ивана Ивановича Борзова, новым Командующим стал именно герой Советского Союза, генерал-полковник Мироненко Александр Алексеевич. Он по-прежнему сам принимал доклад Оперативного дежурного, уступая своё место за столом Начальнику штаба для подписи суточного Плана Боевой подготовки Морской Авиации и Плана полётов и перелётов транспортной авиации. Александр Алексеевич приходил на доклад всегда с тоненькой ученической тетрадкой. Приняв доклад Оперативного дежурного, он обращался ко всем присутствующим:
 - Я вот тут ночью размышлял.
И давал указания о внедрении своих размышлений. Часто это были прожекты, не подкрепляемые средствами и финансами. В дальнейшем, как только такая тетрадка появлялась на столе, начиналось движение, переглядывания, усмешки. Но Командующий настойчиво будоражил застоявшиеся и закостеневшие службы органов Управления, побуждая к действию и развитию.
Именно в годы командования Мироненко успешно шла подготовка корабельной истребительной авиации на построенном его настоянием в Саках комплексе для тренировок взлётов и посадок с палубы авианосца. Заслуга Мироненко и в поставке Морской Авиации лёгких учебно-тренировочных реактивных самолётов для тренировок пилотов тяжёлых самолётов в условиях дефицита поставляемого авиации топлива.
Мироненко смело продвигал понравившихся ему в инспекционных поездках по флотам молодых командиров и пристально следил потом за их продвижением, помогая их становлению и не забывая о заслугах старых кадров. Как-то раз, после церемонии утреннего доклада Оперативного дежурного в зале ЦКП, Мироненко, обратился к начальникам служб и персонально к начальнику Боевой подготовки Морской Авиации генералу Серапионову Павлу Ивановичу:
- Павел Иванович, мне очень понравился толковый, грамотный доклад на учениях командира ракетоносной эскадрильи майора Дейнеки. Проследите за его продвижением по службе, у него мышление зрелого командира оперативного соединения. Вот вам будущий Командующий Морской Авиацией. 
В ВВС Балтийского флота был командиром вертолётного противолодочного полка Пётр Белан. Будучи командиром звена, он проскочил промежуточные должности и был назначен заместителем командира полка по политчасти и через короткое время – командиром полка. Молодой, напористый, он хотел оправдать доверие, сделать многое для своего полка. Но, в условиях дефицита финансирования, позволял себе добывать оборудование для классов, штабных помещений и других благих задумок с помощью спирта, которого было достаточно для обеспечения технических характеристик вертолётов. И поплатился. Был осуждён, отсидел положенный срок. На утреннем докладе Мироненко объявил как-то:
- Белан вышел из тюрьмы. Он теперь никто.  Обратился ко мне с письмом, просит помочь. Ему и жить-то негде.
И распорядился: начальнику тыла предпринять усилия для выделения квартиры Белану. И таки дали бывшему комполка квартиру. В Киеве.
Ноябрь. Праздник 7 ноября. На ЦКП тихо, тишина прерывается визитами телеграфисток засекреченной связи, докладывающих телеграммы, и дежурных синоптиков, обновляющих свою информацию. Ужин. Звонки командующего и начальника штаба с поздравлением и справкой об обстановке. Я, начальник смены, отправляю свободных диспетчера и оперативного дежурного отдохнуть в соседний кабинет. Потом они сменят нас. В середине ночи звонок по «кремлёвке» от дежурного адмирала ВМФ:
- Где ваш Командующий и Начальник штаба?
- Отдыхают дома.
- Будь готов вызвать их на ЦКП. Главком уже здесь. На Балтике несанкционированный выход боевого корабля из базы.
Соображаю: если Главком уже на рабочем месте, надо вызывать наше командование. Звоню начальнику штаба Кузнецову Георгию Андреевичу, объясняю ситуацию.
- Высылай дежурную машину ко мне.
Докладываю дежурному генералу о том, что начальник штаба Авиации будет на службе через полчаса. Дежурный адмирал информирует, что для предотвращения выхода в открытое море задействованы уже силы ВВС ленинградского военного округа. Обстановка обостряется.
Вызываю из автопарка машину Командующего и звоню ему. По позднему звонку Командующий сразу понимает, что произошло нечто экстраординарное. Докладываю вкратце о событии и о том, что начальник штаба уже едет на КП.
- Машину ко мне. Командующему Авиации Балтийского флота также прибыть на свой КП.
Прибывшие Командующий и начальник штаба занимают места за пультами Помощника начальника штаба по боевому управлению и оперативного дежурного. Командующий теперь непрерывно на связи по «кремлёвке» с Главкомом ВМФ. Стою рядом и записываю все разговоры в журнал учёта событий. По прямому телефону получаю информацию и сам от помощника дежурного адмирала. Корабль под командованием замполита выходит в море. Радиопереговоры и бомбометание по курсу корабля безрезультатны. Главком:
- Приведите ракетоносный полк в Острове в готовность номер 1. Эскадрилью – с подвеской ракет.
Командующий дублирует приказ Главкома по телефону засекреченной связи Командующему авиацией Балтийского Флота генерал-полковнику авиации Гуляеву.
Все команды записываю в журнал, и включил магнитофонную запись всех переговоров.
- Эскадрилью ракетоносцев в воздух!
- Есть.
Через некоторое время:
- Выполнить заход на поражение корабля ракетами.
-Есть.
Мироненко Главкому: Товарищ Главнокомандующий, эскадрилья на боевом курсе, до пуска две минуты, … до пуска одна минута, …до пуска тридцать секунд.
- Отставить пуск. Выполнить второй заход.
Эскадрилья выполнила ещё несколько заходов и каждый раз пуск отставляли. Главком был непрерывно на связи с Министром Обороны. Никто не хотел брать на себя ответственность уничтожить корабль вместе с экипажем. Наконец, команда посадить эскадрилью. Отбой.
К утру корабль вернули в Ригу. Ещё до сдачи своей смены я передал командиру нашего транспортного полка распоряжение Командующего послать в ригу самолёт Ан-24. На этом самолёте в Москву был доставлен Саблин, пытавшийся вывести боевой корабль в открытое море для демонстрации протеста против власти.
Но об этом страна узнала много позже. А в конце моей смены в зал боевого управления вошли люди в штатском и изъяли журнал учёта событий и все другие записи ночных разговоров по поводу случившегося события. Не знали об этом даже другие наши расчёты.
Начальником ЦКП после ухода в запас по возрасту полковника Корнована Ивана Фомича стал полковник Казьмин, бывший до этого главным штурманом Авиации Балтийского флота. Светлой головой, быстрым умом, решительностью и гибкостью в разруливании сложных ситуаций, справедливостью в отношениях и уважительностью снискал он себе непререкаемый авторитет, как подчинённых, так и командования. Жаль, ушёл из жизни рано, не исчерпав своего потенциала.