Как я завалил задачу и Бикташевым стал

Сергей Фирак
   Братишка, выручи, а? – подошел ко мне Радик Бикташев  - высокий смуглый парень. Он почти два месяца провалялся в госпитале и понимал, что не сможет отработать «задачу» за положенное время, а выпускаться из «учебки» рядовым ему не хотелось. Его напарник-земляк, оставшись без Радика, естественно, не занимался в полную силу, но тоже хотел в сержантский состав. Стоя чуть поодаль, он молча вопросительно поглядывал на меня. Отказывать было как-то не по-братски… Радик - отличный парень. Спокойный,  уверенный в себе, он частенько поражал нас  в первые месяцы службы своими рассказами, о том, как ходил матросом по какой-то судоходной реке в Средней Азии. На вопрос  «…и куда ты плавал?» он с неизменным видом знатока всегда отвечал: «Плавает го&но! А на судах ходят!», чем вызывал  у меня неподдельное чувство уважения. Особенно ему удавалась та часть байки, в которой он рассказывал, как ел сгущенку с грецкими орехами: «Перевозили мы как-то сгущенку в банках и грецкие орехи… Вечер… Солнце садится… Стоишь на палубе, берешь банку сгущенки,  открываешь ее ножом(живописно показывает, как открывал…), выливаешь половину  за борт(возмущенный ропот слушателей), засыпаешь  горсть орехов(приглушенные ахи-вздохи), перемешиваешь… и ешь… столовой ложкой!» Все, занавес ! У нас слюни прямо на пол текли от таких его рассказов.  Отработать «задачу» за Радика для меня – плёвое дело, но он был не один… «Мне надо с Сандиком поговорить» - сказал я. Радик кивнул.

   Сандик – Дмитрий Сандежский,  как и я всю "учебку" был  инструктором. Нас, быстро усвоивших «морзянку», научили работать на радиостанции, а мы в свою очередь уже обучали этой  науке своих сослуживцев.  Димка был с Украины, откуда-то из-под  Донецка. Невысокий, коренастый, крепкий, с хозяйственной хваткой парень со своей неизменной фразой, произносящейся певучей  украинской скороговоркой, «та шо, оно мне надо?!» постоянно делал отличные «прически» всему нашему взводу.  Никогда не отказывал, даже в ущерб своему свободному времени.
 
   - Дим, - просил я Сандежского, - давай Радику  с его земляком поможем… Он в госпитале провалялся почти до самого конца «учебки», а завтра уже «выпускной экзамен». Надо за них «задачу» отработать.
   - Давай, - спокойно согласился Дмитрий.
   - Только ты в класс вместо меня пойдешь, а я в кунг… проверяющие могут нас «спалить», так, как мы первые по списку идем,  и нас они уже будут знать в лицо.

Сандик утвердительно кивнул. И тут я сделал первую ошибку.

   - Дим, давай  схитрим,- предложил я – не будем завтра связываться  на запасных частотах. Просто перейдем на них, а связываться не будем, сэкономим время на всякий случай…

Чуть помедлив, Сандик махнул рукой: «А…   давай…»
 
   Отработка «задачи» - это кульминационный момент всего полугодового обучения в «учебке». Нужно за определенное время включить приемник, «завести» передатчик, настроить  их оба на положенные частоты, связаться с напарником  в телефонном и телеграфном режимах. Потом перейти на запасные частоты и еще раз установить связь. В общем, ничего сложного, нервирует только то, что на время…

   На следующий день, доложившись проверяющему, я бодро влетел в класс и быстренько проделал все то, что  делал до этого дня не одну сотню раз. Помня о нашем договоре, на запасных частотах связываться не стал(благо проверяющий болтался в коридоре)и доложил капитану о том,  что закончил работу. И тут я совершил вторую ошибку!  Проверяющий посмотрел на время, записал что-то в своем блокнотике и поинтересовался, почему радиостанция не переведена на запасные частоты…   Надо же такому случиться?!  В попыхах я забыл выставить запасные частоты! Пришлось ответить, что был инструктором в этом классе и все  выставил  обратно… автоматически... не задумываясь. Капитан пометил себе что-то еще и отпустил меня.

   Третьей моей ошибкой   была наглость с русской мордой назваться Бикташевым! Когда я появился в дверном проеме кунга, проверяющий – прапорщик  уже сидел внутри возле передатчика.

   - Товарищ прапорщик! Курсант Бикташев прибыл для выполнения «задачи»!
   - Бикташев?!!! -  брови проверяющего удивленно взметнулись вверх.
   - Разрешите приступить?! – напирал я, не давая опомниться.
   - Приступайте!...

   Можно, конечно,  долго думать, что вокруг все дураки… но только не в армии. Мои выкрутасы не остались незамеченными. Сержанта мне все-таки дали… младшего. Радик со своим земляком остались рядовыми. Зам.ком. взвода сержанту Дамиру срезали отпуск домой. Надо отдать должное: ни словом, ни взглядом он не осудил меня за мои «художества». Командира взвода капитана Кондакова, вероятно, не было в части, иначе, думаю, эта история закончилась бы совсем по-другому.
 
   Впереди, как громадный Арарат за завесой дождя, маячили еще полтора года службы, и, если первую картину я созерцал всегда  восторженно - благоговейно, то вторая навевала тоску. Но горше этого чувства было осознание того, что по глупости своей я подвел хорошего человека…

             (имена и фамилии вымышлены, любые совпадения считать случайными)