О любопытной Вороне и о семействе Бобовых

Наталья Катаева-Вергес
       В огород прилетела Ворона и села на шляпу огородного Пугала.
       - Эй, ты, чучело гороховое! Кого испугать хочешь? – прокаркала она.
       Пугало попыталось стряхнуть Ворону, но та крепко держалась за соломенную шляпу своими цепкими когтями.
       - Я попросило бы Вас не обзываться! - возмутилось Пугало.
       Ворона склонила голову набок и с любопытством посмотрела на него.
       - Буду я ещё с тобой церемониться! Ишь ты, важное какое! – сказала она. - У самого рубаха старая, штаны с дырками, а всё туда же: «Я попросило бы Вас!»
       - Что я Вам плохого сделало? – сказало Пугало. – Я спокойно стояло в огороде, Вас не оскорбляло, а Вы, как только прилетели, так сразу начали издеваться, да ещё шляпу мою когтями разодрали!
       - Ты - чучело гороховое! – закаркала Ворона. - И нечего обижаться! Так всегда говорят о несуразно одетом существе, вроде тебя!
       Она отвернулась от Пугала и обратилась к жителям огорода:
       - Посмотрите на него! Это же самое настоящее посмешище! – и она громко засмеялась. - Кар-кар-кар!
       Все растения возмущённо зашумели, но тут вдруг заговорил Горох.
       - Прошу Вас вести себя прилично в нашем обществе! – сказал он, обращаясь к Вороне.
       - А ты кто такой, чтобы делать мне замечания?! – возмутилась Ворона.
       - Во-первых, я старше Вас, - сказал Горох, закручивая в очередной раз свой усик вокруг длинной палки, - а во-вторых…
       - Где это ты так разговаривать научился? – удивилась Ворона. - И почему это ты старше меня?
       - Не перебивайте меня, пожалуйста, - важно сказал Горох, - я старше, так как люди, подчёркивая давность того или иного события, всегда говорят: «Это было ещё при царе Горохе».
       - Ой, держите меня, сейчас лопну от смеха! – захохотала Ворона. - Царь!
       - Да, царь! – с достоинством сказал Горох. - А во-вторых, - продолжил он невозмутимо, - должен обратить Ваше внимание на то, что Вы находитесь в  приличном обществе!
       - Это огородные-то овощи - приличное общество? – снова расхохоталась Ворона.
       - А в-третьих, - сказал Горох, - оскорбляя нашего защитника, называя его чучелом гороховым, Вы оскорбляете тем самым и меня! 
       - Это Пугало - то защитник? – с усмешкой сказала Ворона.
       - Да! Все жители нашего огорода уважают его!
       - Уважают? – закаркала Ворона. – Ой, не смешите меня! Вот уж ни за что не поверю!
       - Пугало рассказывает нам интересные истории.
       - И что же ты знаешь? – обратилась к Пугалу Ворона. - Расскажи мне, я очень любопытная!
       - Если Вам интересно, слушайте! – сказало Пугало. – Только попрошу Вас пересесть на другое место!
       Ворона нехотя слетела с Пугала и села на забор.
       - Видите, недалеко от Вас растёт скромный клевер?
       - Вижу! Что же в нём удивительного? – спросила насмешливо Ворона.
       - Его лист является символом Ирландии! 
       Ворона подлетела к клеверу, чтобы внимательнее рассмотреть его, но тот сжался от страха. 
       – А ты не врёшь? – обратилась она к Пугалу. - Он же такой маленький и невзрачный! - удивилась Ворона. - Неужели  он и вправду, мог стать символом?
       - Солдаты Королевского Ирландского полка Британской армии надевают украшение в виде трилистника клевера в качестве своей эмблемы. Он даже изображён на флаге города Монреаля, - продолжило рассказ Пугало. - А Горох был у истоков науки генетики, и сам Мендель в ХIХ веке именно на нём ставил свои опыты!
       Горох гордо посмотрел на Ворону, и в сотый раз закрутил свой усик.
       - А что такое генетика? И кто такой Мендель? - спросила любопытная Ворона.
       Горох на секунду замялся, потому что сам толком не знал ответ. Но тут ему на выручку пришло Пугало.
       - Мендель - учёный, он ставил опыты с Горохом для того, чтобы узнать, как наследуются признаки из поколения в поколение. Вот скажите мне, на кого Вы похожи? – спросило Пугало Ворону.
       Та приосанилась и хвастливо  сказала:
       - Я - вылитая мать! Такая же красавица, как и она!
       Все, кто находился поблизости, переглянулись и заулыбались.
       - И голос, и походка – всё у меня от неё! - продолжила она.
       - Вот видите, это вам передалось по законам наследства! Вы ведь не похожи на Воробья или на Голубя!
       - Этого ещё не хватало! – возмутилась Ворона.
       - А ведь они тоже похожи на своих родителей. И все травы, деревья – тоже!
       - Законы наследственности? – удивилась Ворона. – Разве существуют такие?
       - Конечно! 
       - Хочу изучать эту науку! Я - птица неглупая, и могу быстро освоить все её законы!
       - Скажите, а какое у Вас образование? Сколько классов Вы закончили? – спросило  Пугало.
       Ворона замялась, потому что ей стыдно было говорить о том, что она проучилась в птичьей школе всего один год.
       - Раз Вы молчите, то я подозреваю, что у Вас только начальное образование, а генетику изучают в старших классах! – сказало Пугало.
       Ворона, услышав о том, что нужно посещать школу ещё много лет, быстро потеряла интерес к генетике  и вежливо обратилась к Гороху:
       - А какие ещё растения входят в Ваше семейство?
       - Акация, арахис, бобы, чечевица. 
       - Чечевица - птица, и я с ней знакома! – воскликнула  Ворона. - Она не может быть растением! 
       - Дело в том, что люди услышали, как птица поёт «чиу-вичиу», и в этом звучании им почудилось слово «чечевица», – ответило ей Пугало.
       - Ну и люди! Какая же у них небогатая фантазия! Назвать птицу и растение одним и тем же именем! - удивилась Ворона.
       Она немного помолчала, а потом снова обратилась к Пугалу.
       - А есть ли польза от всех этих растений?
       - Учёные установили, что все Бобовые повышают урожай других растений! Поэтому сначала сажают клевер, люцерну, сою, фасоль и горох, а на следующий год на это место - растения из других семейств.
       - А как это они могут повысить урожай?- спросила любопытная Ворона.
       - Люди заинтересовались: почему на корнях всех Бобовых образуются крошечные клубеньки? И установили, что там живут бактерии! – сказало Пугало.
       - Фу, бактерии – они же вредные! – сказала Ворона.
       - А у Бобовых – полезные! – ответило Пугало. - Они проникают в корни Бобовых, вызывают разрастание клеток корней и образование на них клубеньков.
       - А разве это не вредительство? – спросила Ворона.
       - Нет! Эти бактерии выделяют азотные соединения, которые используют другие растения для роста. А бактерии, в свою очередь, получают от растений углеводы и минеральные соли.
       - Значит, они приносят друг другу пользу! – обрадовалась Ворона.
       - Вы правы! – ответило Пугало. – И такое явление получило название «симбиоз», что в переводе с греческого означает «совместная жизнь».
       - Как много нового я узнала от вас сегодня! Какое удивительное семейство! – сказала Ворона. - Теперь я с нетерпением буду ждать осень! Пойду в школу и узнаю ещё больше! Прощайте!
       И она улетела.

       КОПИРОВАНИЕ ТЕКСТА БЕЗ УКАЗАНИЯ АВТОРСТВА НЕДОПУСТИМО.