4. Спустя четверть века

Яаков Менакер
    
     Г Л А В А  Ч Е Т В Е Р Т А Я

     П Е Р В Ы Е  Д В А  Д Н Я  В  П У Т И

     Ранним утром на мотоцикле «Урал-62» с коляской, экипирован всем необходимым для длительного путешествия, я выехал из своего дома в поселке «Маяковский» на Уфимский тракт, что в западной части города Челябинска. 

     Свое путешествие я начал с приостановленной строительством дороги стратегического назначения Москва-Пекин.

     Осуществляя строительство участка дороги, Челябинск-Уфа протяженностью в 506 км, строители успели проложить ее и покрыть асфальтом лишь 130 километров, остановившись западнее города Миасс.               

     Остальная часть дороги протяженностью 376 км до города Уфы представляла собой старый дореволюционный, как тогда местные жители его называли,каторжный тракт.

     В некоторых местах тракт сохранил свою первобытность дореволюционной России. Обозначенный ушедшими в землю каменными верстовыми столбами с высеченными на них двуглавыми орлами, он как бы продолжал символизировать владения Российской империи.

     Мне предстояло преодолеть основательно разрытую колеями, в некоторых местах с еще с не растаявшим льдом или устеленную снегом грунтовую дорогу, время от времени проезжая через старинные уральские селения и города с бывшими демидовскими заводами Южного Урала, последовательно:
     Несколько забегая вперед, при составлении творческого отчета для журнала «За рулем», теме преодоления  участка моего пути Челябинск-Уфа было посвящено немало страниц с описанием и фотографиями проезжаемой части горного Южного Урала.

     К сожалению, копию этого отчета мне не удалось сохранить. Позволю себе, со ссылкой на источники в Интернете, привести несколько фотографий редчайшей красоты природы Южного Урала.

     Первыми на моем пути были города Чебаркуль и Златоуст, ранее неоднократно мной посещаемые.

     Так что в них я изредка останавливался лишь для фотографирования той или иной достопримечательности. За Златоустом остановка была у столба, на котором висел двухсторонний указатель с надписью: «ЕВРОПА-АЗИЯ».

     Из этого следовало, что достаточно мне сделать один шаг влево, как я из одной части света перемещаюсь в другую. Машинально оглянувшись на отдаляющуюся от меня азиатскую часть, я медленно тронулся с места, продолжая свой путь по европейской части Южного Урала. 

     Город Чебаркуль находится в 78 километрах западнее Челябинска, на восточном склоне Ильменского хребта, на берегу озера Чебаркуль. Само название озера по-башкирски означает «Пёстрое озеро».

     Он основан в 1736 году как военное поселение-крепость на границе русских и башкирских земель. Крепость защищала юго-восточные границы России и служила транзитным пунктом при доставке продовольствия казачьим войскам Южного Урала; позднее стала крупной казачьей станицей.

     В 1951 году Чебаркуль получил статус города(из: http:www.chebarcul.ru/ portal/ site/index/).

     Город Златоуст основан в 1754 г. одновременно с основанием железоделательного завода и был назван в честь святого Иоана Златоуста. Расположен он на границе Европы и Азии на берегах реки Ай, ее притоков, со всех сторон окружен горами Южного Урала.

     В 1815 году в нем была построена оружейная фабрика, которая производила самые различные виды холодного оружия (клинки, сабли, шпаги, кинжалы, ножи). В это время в Златоусте зародилось редкое прикладное искусство – гравюра на стали. 
 
     Большой вклад в развитие гравюры внес Павел Петрович Аносов (1799-1851), ученый и металлург, под его руководством была получена впервые в России булатная сталь.

     Где-то за раскинувшейся горам городом Сатка, состояние дороги ухудшилось, что резко  замедлило движение. Остановив покрасневший от саткинской магнезитной пыли мотоцикл, я принялся за смену заднего колеса запасным, на котором покрышка была с шипами.

     Покончив с колесом, я снял крыло, прикрывающее колесо коляски, установив вместо него самодельный щиток. Помывшись холодной, прозрачной, как слеза, водой горного ручья, я продолжил свой путь. Мотоцикл словно подменили: проходимость повысилась, возросла скорость движения.

    Следующим на моем пути был городок Бокал, рас¬положен на западном склоне Южного Урала, между хребтами Сулея и Большая Сука, там имеется железнодорожная станция. В южной части Саткинского района в 200 км к западу от Челябинска и в 30 км от ближайших городов Сатки и Бокала, расположен один из красивейших парков России.

    Территория парка находится  в наиболее высокогорной части Южного Урала, простираясь с севера на юг на 49 км, а с запада на восток на 28 км. Национальный парк «Зюраткуль» получил свое название от высокогорного озера Зюраткуль, единственного на западном склоне Южного Урала и одного из горных хребтов.

    Безлесная вершина горы Зюраткуль видна издалека по трассе Челябинск-Уфа. Дорога в парк начинается в районе города Сатки. Минуя два поселка, она поднимается выше через лес, плавно огибая хребет (Из http:// www.bakal1.ru/; http://www.cheltravel. ru/towns/bakal.html)

    Проезжая по трассе Челябинск–Уфа с биноклем, я с любопытством разглядывал безлесную гору хребта Зюраткуль, окруженную лесными массивами.

    Далее - река Юрюзань – левобе¬режный приток реки Уфы. Длина реки 404 км, проте¬кает по горнозаводской зоне Челябинской области через Юрюзань, Усть-Катав и далее по территории Башкирии до впадения ее в Павлов¬ское водохранилище.

     Протяженность реки по территории Челябинской области составляет 160 км, на этом участке река имеет несколько притоков, наиболее крупный из них речка Катав. (Из http://www.chelindustry.ru/)


     Катав-Ивановск – один из старейших городов горнозаводского края. Основан в 1757 как посёлок при строительстве железоделательного завода на реке Катав, что и определило название завода. Гидроним*. Катав из названия башкирского племени тай, которое в древности жило в этих местах.

     С конца XVIII-го до конца XIX вв. находился во владении русского дворянского рода князей Белосельских-Белозерских. Катав-Ивановский завод славился металлургией, являясь центром Катавского горнозаводского округа.
 
     На территории района в 1881 г. была расположена и на протяжении многих лет действовала одна из первых телефонных линий России, связавшая заводские поселки Катав-Ивановск, Юрюзань и Усть-Катав. В 1914 году на базе залежей мергеля было создано цементное производство. (Из http://www.chelindustry.ru/)

     Проезжая по европейской части горного Южного Урала нельзя не заметить горы Ямантау. Мне была видна гора, но что в ее районе происходило, само собой разумеется, я не знал и не мог знать. Гора – самая высокая вершина Южного Урала, высота ее 1638 метров.

     Она полностью находится в Южно-уральском заповеднике, и проход туда строго запрещен. Вершина Ямантау представляет собой огромный Курумник -12.  Оттуда открывается вид на многие километры во все стороны. Отсюда хорошо обозреваются хребты: Нары, Машак, Камардак, малый Ямантау видна даже Иремель, не смотря на большое расстояние (http: // www. southural.ru/photos/show_theme. html)

     ПРИМЕЧАНИЕ.
     Более подробно о «СЕКРЕТНОМ ПОДЗЕМНОМ ГОРОДЕ» в горах Южного Урала см. в ПРИЛОЖЕНИИ» - Авт.

     Город Усть-Катав основан в 1758 году как посёлок в связи со строительством в устье реки Катав железоделательного завода. В этом же году впервые упоминается первое предприятие города – пильная мельница.

     Здесь делали деревянные суда – коломенки, на которых сплавляли по реке Юрюзань и далее железо и изделия из него. Более 140 лет выпускал завод сортовое железо. Затем – железнодорожные вагоны. До 1943 г. поселок назывался Усть-Катавский Завод (из:www. Chelindust.ru),(http://katavfoto.my1.ru/)

     Поселок Кропачево, Ашинского района, Челябинской области. Самый восточный районный населенный пункт. Находится на стыке Южно-Уральской и Куйбышевской (позже - Самарской) железных дорог. Основано в 1888 году как поселок Андреевка, в 1890 г. переименован в Кропачево,
      
     С 25 февраля 1929 года, Кропачёво относится к категории рабочего посёлка  (с января 2005 года значился поселком городского типа. Из: http//74214s019. edusite.ru/http://www.mirovoefoto.ru/.

     Сим основан в 1759 г. в связи со строительством железоделательного завода; с 1942 года центр Ашинского района Челябинской области; до 1942 года носил название Симский Завод.

     Расположен на реке Сим в 27 км от районного центра Аша, в 290 км от Челябинска, в 9 км от железнодорож¬ной станции Симская (Уфа-Челябинск).

     Симский Завод родина известного физика Игоря Курчатова, одного из создателей атомной бомбы.(Из http://ru.wikipedia.org/wiki/)

     Расположен среди лесов, на живописных склонах Уральских гор, при слиянии рек Миньяр и Сим. Гор¬нолесной район, занимает северо-западную часть области. Расстояние от Челябинска 300 км, от Уфы 120 км и до Аши 20 км.

     Достопримечательностью является «Красная скала» – утес высотой в 60-80 метров, виднеется на окраине города. Сложен он из белых и розовых доломитизированных известняков.
   
      В центре города расположен городской пруд. Плотина перекрыла речку Сим при слиянии с ней речки Миньяр. Зеркало пруда составляет св. 184 гектар.

      Дата возникновения поселения Миньяр считают 1771 год, а 1784 год является датой ввода в строй Миньярского железоделательного завода. В 1922 году при упразднении Уфимской губернии и изменении гра¬ниц Автономной Башкирской ССР.

      Миньярская волость Уфимского уезда была при¬соединена к Златоустов¬скому уезду Челябинской губернии. В 1923 году была создана Уральская область, в составе которой в 1924 году был образован Миньярский район. В 1933 году центр района перенесен в город Ашу.

     В 1943-м Миньяр получил статус города районного подчинения. В 1961 году Миньярский район был переименован в Ашинский. В 1996 году было создано муниципальное образование «город Аша и Ашинский район», частью которого ныне является Миньяр(сокращенно из: http//www.chelindustry.ru/).

     Аша город расположен на западном склоне Южного Урала у подножия хребта Каратау, на реке Сим (приток реки Белой), у впадения в неё реки Аша, в 377 км к западу от Челябинска.
    
     Основан в 1898 г. как посёлок в связи со строительст¬вом чугунно-плавительного завода при станции Аша, названой по реке Аша – правый приток реки Сим. Название города связывают с наименованием рода ас, ассы, аша башкирского племени катай.

     Город Аша с 20.06.1933 года. Заводы: металлургический, светотехнический, фосфоритный. Лесохимический комбинат. Производство стройматериалов. Близ Аши – охраняемый природный объект - Липовая гора.(Из: http//www.mojgorod.ru/; outdo-ors. ru/russia outdoors/index);

     Иглинский район расположен в восточной части Башкоростана в окружении рек: Белой, Уфы и Сима. Территория района вытянута с северо-востока на юго-запад на 85 километров.

     Его соседи: на севере Благовещенский и Нуримановский районы; на востоке Челябинская обл., на юге – Архангельский и Кармаскалинский, на западе – Уфимский районы. Площадь Иглинского района составляет 2,45 тысяч километров. Районный центр – село Иглино, находится в 49-километрах от города Уфы.(Из: http//www. iglino/ru).

     Не доезжая поселка Иглино (в 49 км от Уфы) в колее застрял мой мотоцикл. Не под силу было ему, а тем более мне вытянуть из грязи моторизированную конструкцию, вес которой с грузом доходил до четырехсот килограмм.

     Но мне повезло. Через какое-то время на дороге появился свеженький, только-только, что сошедший с конвейера, но уже успевший изрядно испачкаться в уральской грязи, бортовой  грузовик «Урал-375» -16.  Махина на шести огромных колесах с тремя ведущими мостами, утопая по ступицы в жиже, метр за метром, преодолевая ее.

     Загораем! – приветствует меня водитель «Урала».
     – Трос есть? – остановив грузовик, спрыгнув с его подножки, спрашивает он.
     – Есть! – достаю из коляски десятиметровый, протянутый в резиновом шланге, трос.

     Опытный водитель грузовика, предостерегает меня от опасностей, сопряженных с буксировкой транспортных средств. Он предлагает мне отбуксировать мотоцикл из грязи до какого-то возвышенного места, а затем погрузить в кузов грузовика. Мне ничего не остается, как согласиться с ним, и мы и приступаем к делу.

      Прикрепляю к раме мотоцикла конец троса, а второй конец надеваю на буксирный крюк грузовика. Медленно трогаемся с места. Грузовик ползет вперед, а я с большим усилием еле-еле удерживаю руль мотоцикла. То и дело разворачивает руль с передним колесом перпендикулярно мотоциклу.

      Очень опасное положение, неизбежно ведущее к опрокидыванию, причем, первой поднимается вверх коляска, изготовившаяся «накрыть» меня, прижав к дорожной грязи.
    
      Водитель стоит на подножке грузовика лишь на левой на левой ноге, ступня его правой ноги краем носка касается акселератора, регулируя подачу топлива двигателю. Такое положение позволяет ему видеть, что происходит с буксируемым мотоциклом.

     Время от времени грузовик останавливается, что позволяет мне выпрямить руль мотоцикла, а  затем  все повторяется. Наконец все заканчивается успешно: мы выбираемся из разбитых колей и останавливаемся у возвышенного места, где погружаем в кузов грузовика мотоцикл.

     Продолжая движение, местами застреваем. В таких случаях водитель включает все три ведущие моста, проходимость резко повышается. 

     «Урал» передним буфером роет все то, что лежит на его пути. Я в кабине рядом с водителем, наблюдаю за его мастерством вождения. Так мы добрались до окраины поселка Иглино, где остановились, решив заночевать в кабине грузовика

      _________
      * Гидронимы — один из классов топонимов — названия водных объектов (рек, озёр, морей, заливов, проливов, каналов и т. п.)

      12  Курумы — скопления глыб, возникающих обычно в горах, в результате интенсивного физического выветривания (более подробно см.  «Советский Энциклопедический словарь. М. 1984, стр. 674)

      13  Упразднен
      14  Упразднен
      15  Упразднен

      16 Грузовик «Урал-375» выпускался Уральским автомобильным заводом в городе Миасс Челябинской области. Зачастую, из-за отсутствия железнодорожных платформ, а также охраны в пути во избежание «раскулачивания» – грабежа в пути к месту назначения, грузовики своим ходом перегонялись получателями.