Купава. ч. 1

Людмила Каштанова
               

                Пьеса-сказка  в  4-х   действиях
                (продолжение "Снегурочки")

                ДЕЙСТВУЮЩИЕ   ЛИЦА
               

КУПАВА               
ЛЕЛЬ
МИЗГИРЬ
 СНЕГУРОЧКА
ВОРОНИХА ,   старуха-колдунья, 65 лет
ГОРДЕЕВНА,    мать Мизгиря
ДУБРОВИХА,   тетка  Купавы,  вдова 60 лет               
БЕРЕНДЕЙ
БЕРМЯТА
ВЛАСОВНА  -  мать  Купавы
ВЕСНА
МОРОЗ
РУСАЛКА
СИЛА      -  отец  Мизгиря
БОБЫЛЬ
БОБЫЛИХА
ЛУКАШ     - сосед Мизгирей
РАДУШКА  - молодая девушка, подружка Купавы
МУРАШ    -отец  Купавы
ДУХ  ДУБА
Массовка

                Действие первое

                Картина первая
       
 
     Теплое майское утро.  Берег реки.  Слышно  разноголосое пенье птиц.  Виден  противоположный высокий  берег, поросший  высокими деревьями и кустарником.  На  берегу реки лежит  Мизгирь без  сознания. Рядом с ним Русалка.  Она ласково смотрит на него и поглаживает его голову.  Застонав, Мизгирь открывает глаза, смотрит на небо,  слышит пенье птиц.  Он  с трудом приподнимается на локте, жмурится, трет  рукой лоб, переносицу.

МИЗГИРЬ:     Где я?  Жив  ли ? Не могу понять. (увидел  русалку)
             Скажи, красавица, где я?

РУСАЛКА:       Ну, вот очнулся,  наконец.
               Ужель забыл ты, молодец,
               Как в реку, прыгнув, утонул,               
               Камнем вниз пойдя ко дну,               
               Телом  погрузившись в глину,
              Трава обвила грудь и спину,
              Чтоб  удержать  в своем  плену.
              К счастью, близко я была,
              Из  любопытства подплыла
              И  засмотрелась  на тебя,
              Сердцем сразу возлюбя.               
               «Не  дам, - подумала,- навеки,
               Уснуть такому человеку.
               Тебя спасла я, и ты здесь.             
               Вот такая моя весть.
            
 
МИЗГИРЬ:( садится) -Что ж, спасибо за спасенье,
                За мой новый день рожденья.
                Как зовут тебя, скажи?

РУСАЛКА:        - Тина! Дом мой - камыши.
                Русалка я. Вот хвост - смотри!   
 
МИЗГИРЬ:(видит ее хвост, удивленно)
                Вот, это да! А я Мизгирь.(печально)
                Но зачем, никак не вспомню,
                Я в речку прыгнул, хоть убей.

РУСАЛКА: ( показывает  венец Снегурочки)
                Не помнишь? Я тебе напомню:   
                Это  узнаешь? Быть может, 
                Этот злат- венец поможет
                Вернуться   памяти твоей?

МИЗГИРЬ:  ( вскрикивает, все вспомнив)               
          Снегурочка!  Любовь моя, ты где?
         (поникнув с глубокой печалью)
          Растаяла  она, как вешний  снег.
         Не уберег ее я от  Ярилы,
          Ее  мольбами  пренебрег,
         Словам  не вняв ее правдивым.
          (обращаясь к Русалке)
          Зачем от смерти ты меня  спасла?
          Лежал бы я сейчас на  дне, спокойный,
          Без чувств, среди травы подводной.
          Ведь без Снегурки жизнь мне не мила.
            ( поднимается)

РУСАЛКА: ( взволнованно хватая его за ногу)
            Куда же ты, Мизгирь? Постой!
           Послушай  моего ты слова.
           Что хочешь сделать ты с собой?
           Зачем испытывать судьбу ты хочешь снова?
           Ты молод и пригож, и сердцем смелый.
           Иди  к своим  родным,  обрадуй их, что жив.
           В себе рассудок правый сохранив,
           Займись  своим  торговым  делом.
           А там, глядишь – кого-нибудь полюбишь.
           Красавиц   разных нынче много:
           Девиц на выданье, румяных, строгих.
           А вспомнишь про меня – найдешь сюда дорогу.
           Ты для меня как брат названный будешь.

МИЗГИРЬ:  Красавиц много, а Снегурочка одна,         
          Но так и быть, к своим я объявлюсь.            
              Прощай, сестрица милая моя!
            Быть может, я сюда еще вернусь.( уходит).
    
РУСАЛКА:(  махнув  рукой)   Прощай,  Мизгирь! Храни себя!
                Увижу ль снова я тебя? ( уплывает)
               
                Картина вторая

                Богатые хоромы  дома  Мизгиря. За длинным  столом, накрытым  красивой скатертью  сидят  отец, мать и двое  братьев с женами.  Завтракают. У  всех скорбные лица:  узнали о гибели Мизгиря. Вдруг раздаются  за кулисами вскрики « Ой, батюшки!)  звон  и  грохот падающей  посуды.  На сцене появляется Мизгирь. Все, сидящие за столом по-разному  реагируют на его появление:  братья с женами со  страхом, отец с матерью с неверием. Никто не может слово вымолвить.

МИЗГИРЬ: ( кланяется)   
           - Здравствуйте,  батюшка, матушка милая,
             Братья  родные и снохи радивые!            
             Жив Мизгирь ваш! Вот он я!
             Не дух,  не привидение!
             Коль глазам своим не  верите –
             Потрогайте меня, проверьте!               
                ( подходит к отцу )
             Не лежу в реке на дне я,
             Значит, мне еще не время!
               
     За  столом  зашевелились, зашептались.  Страх прошел и сомнение.  Лица засветились радостью. Отец  и мать  встают и  обнимают  сына.
 
СИЛА : ( радостно)  Сынок! Прости, что не узнал,
            И ты  бы  тоже  не признал,
            Коль народ всего посада,
            О гибели  твоей гласит,
            Что в речку бросился с досады.
            А ты  живой! Души моей отрада!            
             Вот чудо - так уж чудо!            

ВЛАСОВНА (со слезами) Сыночек  мой ... живой! А люди...
                Страшно даже повторять.
МИЗГИРЬ:     Правду сказывали, мать.
             Я б сгинул, коли  не русалка.
            
ГОРДЕЕВНА:   Русалка? Как то может стать!
             Мизгирюшка! ...Ах, счастье, что ты жив!
             Присядь, сынок, ко мне,  на лавку.


СИЛА:( сыновьям )  Сыны мои, что онемели?    
                Вставайте смело - брат пришел!
                И дружно сядем   все  за  стол!
                Нынче в дом пришло веселье!

Гордеевна: (обнимая  Мизгиря) 
                Ах, Мизгирь! Когда узнала
                О вести про тебя зловещей,
                На ногах не удержалась,
                С сердцем  очень плохо стало.
                И сейчас оно трепещет,
                Только  с  радости,  сынок.
                Нежели сам Перун помог?
               
               
 Появляется  сосед  Лукаш

ЛУКАШ:  Слух подняли Бобыли, что Мизгирь у вас в дому,-
        Чай,  им привиделось  с  похмелья.
        И чтоб рассеять все сумленья,
        Схотелось мне дознаться самому.
        Пришел, гляжу: и впрямь у вас  веселье!
      

СИЛА: Сосед, будь  гостем  и свидетелем:               
      Гляди-ка  – наш  Мизгирь живой!

ЛУКАШ: (удивленно) Вот диво! Сколько лет живу на свете я
          Такого и не слыхивал я,но
        Раз молодец живой, а значит  не грешно
        За  здравие его и чарку  опрокинуть.

СИЛА:   Так милости прошу за стол!
        Эй, снохи, гость к нам в дом пришел!
        Отметить надо возвращенье сына - 
        Несите  чашки, яства, солонину
        Да вина хмельного, меду 
        С погреба скорей достаньте.

Лукаш:  Я ж на чуток, но вам в угоду,
        Пожалуй, на часок останусь.         
       
       ( Обе невестки   выходят и приносят  все и ставят на стол)

СИЛА:  Благодарим  за милость к нам богов,
       За хлеб и соль, здоровье и за кров.
           ( принимаются за еду)               
               
                Картина третья

Комната  Мизгиря.  Стол со скатертью, два стула. За столом  сидят Мизгирь  и его отец Сила. Ведут  серьезную беседу.  Оба  задумчивые, печальные.


СИЛА:    Хочу  с тобой  потолковать, сын мой.
         Как рады видеть мы, что ты живой,
         Но хочешь ты того иль нет,
         Изволь  перед семьею дать  ответ.
         Почто   ты  красну девушку  обидел,
         Жениться обещал, но слова не сдержал?
         Никто в роду у нас не видел,
         Чтобы  жених невесту  обсмеял.
         Почто  тебе Купава стала не мила?
         Почто опять тебе неймется?

МИЗГИРЬ: Не думал, что ответ опять держать придется,
          Но не боюсь, отец, и вам отвечу:да,
          Разлюбил ее,   Снегурочку увидев,
          Подобных ей  красавиц  дивных
          На  свете  не встречал я никогда.
          Думал, что, как сон, пройдет все,
          Но любовь  к Снегурочке и страсть 
          Затмили прежнюю  любовь к  Купаве.
          Не мог я  сердце словом обуздать.
          Вы можете меня винить по праву.

СИЛА:     Но  теперь, когда Снегурки нет,
          Полюбишь   ты Купаву вновь,
          И женишься  на  ней,
          Чтоб  грех  загладить  свой?

МИЗГИРЬ:    Нет, не могу, душа к ней не лежит.
            Мне лучше смерть, чем с нелюбимой жить.

СИЛА: (строго)  Избавь нас от позора, я прошу,
                Что лег на весь наш род. Едва ли
                Боги нас простят из-за тебя.
                Иль хочешь, чтоб тебя изгнали,
                И пало  на весь род проклятье?
                Тогда тебя, Мизгирь, я не прощу.
                Что я? Ты пожалей хоть братьев!

МИЗГИРЬ:       Прости, отец, меня! Я знаю: тяжело   
               Сносить позор мой  и молву худую,
               Мол, любил одну, потом - другую.
               Мне, поверьте, тоже не легко.             
               Нравилась Купава, дарами засыпал,
               А Снегурочку увидел и – пропал,            
               Про все забыл на свете, она затмила свет.
               Не  хочет сердце верить, что в свете ее нет.
               Нет девицы прекрасней: светла, чиста, нежна.
               Другая не нужна мне, лишь она нужна.               
            

СИЛА:  (встает) Я вижу: все впустую.
                Стоишь ты на своем,
                Ослушник, ты, ослушник!
                Разрази тя гром!
                Пусть судят тебя боги,
                А  мы тебе — кто есть?
                Коль  тебе не дОроги
                Семьи и рода честь!
               
                ( уходит, и Мизгирь  готовится  ко сну  )
               
                Продолжение http://www.proza.ru/2016/06/03/953