Дядя Ваня. Часть 7. Лелина комната

Елена Пытьева
Дядя Ваня. Часть 7.Лелина комната.


Небо хмурилось весь этот день. Оно не то, чтобы «хмурилось» по – настоящему..Скорее было бесстрастным и невозмутимо серым. Солнышко, правда, улыбнулось пару раз из –за туч , но выходить не спешило.
Тем не менее,  настроение у всех было приподнято-выжидательным. Вечером же все идут в гости  к дяде Ване!
Саня проверила все Иринины коробочки и тайники в поисках разноцветных ленточек. Теперь Лелин крыжовник стал всеобщим любимцем, и дети просто мечтали поскорее снова попасть  в эту удивительную сказку, которая, как ни странно, жила по -соседству.
Но прежде..Им предстояло навести порядок в доме, почистить сарай, почитать и  научиться писать буквы( девочкам), повторить счет, загнать скотину, напоить корову и коз, подоить..И только потом -идти в гости.
Работа спорилась. Юрка, на правах старшего сына, взял на себя ответственность за чтение и письмо. Вычистил сарай, натаскал воды скотине. Девочки мыли посуду и полы. Иринина роль не оговаривалась. Все остальные домашние хлопоты были на ней.
Дядя Ваня заглянул к ним днем, на минутку- поделиться грибами.
Ведро рыжиков и ведро подберезовиков с подосиновиками и белыми, вперемешку. Два ведра грибов!!!
Таким образом, работы поприбавилось. Надо было их перебрать. . Часть- на жарку, часть на засолку. Почистить и перемыть.
Рыжики – такие чистенькие, ярко рыжие грибочки. Один к одному!
В комнате будто посветлело.
-Вот и Солнышко к нам пришло! Рыжее! Веселей работаем! -подбодрила Ирина детей.
А крепкие подосиновики, такие радостные в своих красных шляпках, так и просятся на холст! До чего ж хороши! А пахнут! Пахнут!
 Сильный грибной дух поманил в лес..
-Обязательно сами в лес сходим! За грибочками!- пообещала Ирина.
-Так люблю грибы собирать..И лес..
Дети, конечно устали. Им казалось, что работа уже закончена..А тут- новая подоспела.. Трудились они самоотверженно.
Но..всякая работа когда- нибудь подходит к концу. И, с Божьей помощью, как-то  управились.
На соседской даче появился дымок. Это дед  самовар ставил.
-Мам, все! Побежали к дяде Ване! А то стемнеет. И мы свой крыжовник  не увидим! Пошли уже!
-Иринушка, голубушка! Вы отпустите их!- раздался голос  соседа.
- Я их тоже очень уж жду, моих тружеников дорогих! А сами, когда управитесь, приходите! У нас сегодня будет ..Мы сегодня идем в Лелину комнату!
Дети вприпрыжку побежали к деду. И шумной ватагой сразу же направились к Лелиному волшебному кусту… Вскоре послышался их счастливый смех..
 Ирине еще  предстояла дойка.
Подоив, она набрала дяде Ване кувшинчик молока, достала из холодильника свежую  сметанку и творожок.
-Вот и все в сборе! -сказала Ирина, подходя к  уже всем полюбившемуся месту у Лелиного крыжовника.. Дети с  дедом приютились на скамеечке. Они попивали чаек из самовара. Ели печенье, сушки, конфеты..Лица их, все в малине и крыжовнике, просто  сияли!
-Ирочка! А мы Вас ждем..Давайте-ка я Вас чайком ароматным, со смородиновым листом и мятой угощу..Сегодня самовар с вишневыми веточками. Чувствуете запах? И варенье из клубники и айвы!
Ирина с дедом и  сама чувствовала себя ребенком:
-Я буду все! И чай, и сушки, и варенье, и айвовое и клубничное!!Как же у Вас хорошо! Как же у Вас необыкновенно тепло и уютно..
-Мы же тебе говорили: пойдем быстрее! Давно бы были у дедушки!- с укором сказала Варя.
-Давайте маму чаем угостим! Она устала. Мы ее сейчас на стульчик волшебный посадим. Столик пододвинем..Пусть отдохнет чуток. А потом…   Самое интересное будет.. Пойдем, сынок, поможешь мне.
-Молоко захватите в дом, и сметанку с творогом! -спохватилась Ирина..Я там их на крыльцо поставила. Да Вы меня своим теплом убаюкали- забыла совсем..
Ирина вытянула уставшие ноги на шелковой травке. Говорить не хотелось. Хотелось теплую, душевную тишину слушать. Да кузнечиков. И молчать. И сказочному дедовскому голосу внимать..
Его голос Ирину действительно убаюкивал.
-Ну вот и мы.
Юрка нес какую-то книжицу, в нарядном переплете..Всю - в разноцветных бантиках..И кукольный домик. В руках у дяди Вани было плетеное кресло -качалка. Он поставил его возле Лелиного Чудо -крыжовника, накрыл пушистым вязаным пледом и жестом  пригласил Ирину садиться.
Ласковая прохладная травка приятно освежала гудящие Иринины ноги. Она доковыляла до кресла и, с удовольствием, в нем растянулась:
-Блаженство! Да какое оно удобное! Спасибо Вам.- Тихо произнесла она.
-Это Лелькино..А мастерил я ей. Вот так и она  любила сидеть, раскачиваясь тихонько. А я рассказывал ей сказки.
-А нам, дедушка Ваня? А нам?- наперебой стали просить дети.
-Вот и вам..Обязательно будем читать сказки! Без сказок- какая жизнь-то? Без сказок никак нельзя! Но сегодня у нас будет особенная сказка..Вы ее еще никогда не слышали..
-Про Карлсона?- загадочно улыбнулась Санька.
-Про коровку Лиду?- спросила Варя.
-Вам же сказали,  что вы никогда не слышали! Я про коровку Лиду знаю наизусть! - распереживался из-за  досадных вопросов Юрка.
-Нам мама каждый день про нее рассказывает. Раньше –по три раза в день. За завтраком. За обедом, и ужином. Чтобы мы лучше кушали.
-А я вот не знаю про коровку Лиду!-  улыбнулся  дед.- Чья же это сказка?
- Мамина. Она ее сама сочинила..Еще про козу Катю. Она сначала про козу Катю сочинила. И у нас появилась настоящая коза Катя! Безрогая такая..А потом про коровку Лиду -обстоятельно докладывал весь ход событий Юрка.
-И про быка Матвея! Забыл про быка?- поддразнивали его девчонки.
-И про коровку Лиду мама все время рассказывала! Помнишь? Жила –была коровка Лида и бык Матвей..- начала Варя.
-А коза Катя им письма писала…Что куры заболели!- добавила Санька.
-Да все я помню!- разгорячился Юрка.
-Но первая –коза Катя появилась, настоящая!!А потом уже –коровка..-не унимался он.
-Лида? -дед был заинтригован.
-Не Лида! А Доча! -не выдержала Ирина.
-Какая коровка-  сказочная или настоящая? – стала уточнять Варька.
-Давайте я объясню!- предложил Юра.
Корова Лида жила в маминой сказке. А Доча –наша живая корова.
-Понятно- успокоил всех дед. У вас все персонажи из сказок приходят потом настоящими, так?
-Ну…почти что..-протянула Варя. Вот теперь Вы, дедушка, нам рассказывайте свою волшебную сказку.
-Да это не моя сказка.  Это Лелина сказка. И она живая! Поэтому, чтобы она не убежала, сидеть нужно тихо -тихо. Она же первый раз к вам пришла. Из Лелиной комнаты…
Лица детей стали серьезными. Они даже рты пооткрывали. Чтобы не упустить ни звука.. Воцарилась  такая тишина, только кузнечики стрекотали в траве. Да с пруда доносилось кваканье лягушек..
Дед медленно взял кукольный домик и осторожно достал удивительную куклу..
-Мне!
-А мне можно?
-И я хочу посмотреть!!!
-Я самая маленькая -обиделась Санька.
-Тихо! -дед поднес палец у губам. Вы можете ее испугать!!!Она живая!
Дети зашептали:
-Я только минуточку ее подержу и потом отдам- Саня  прижалась к дедушке.
-Я всем ее дам посмотреть и подержать. Только осторожно! Она -живая! – тихим- тихим голосом пообещал дед. Я сейчас сяду к вам поближе, и вам хорошо ее будет  видно..
А пока..Юрочка, открывай Лелину волшебную книгу со  сказками!
Какая первая? Читай!
-Удивление….- медленно и тихо прочитал Юрка.
Но сначала, Леля вам пишет..-так же тихо и медленно проговорил дядя Ваня. Он бережно взял из рук Юрия нарядную книжку и начал медленно читать сказочным голосом.
-Дедушка- перебила его Варвара.
-А Леля знала, что мы будем сидеть и слушать ее волшебные сказки?
-Знала, Варюш…Только, чур- не перебивать! А то сказка обидится и уйдет!
-Тише- зашикали дети друг на друга.
А дедушка продолжал:

«Мне кажется, что все чувства -они живые.

Вот прямо живые, со своим настроением, характером и повадками.

С возрастом, они как и мы взрослеют.

Одни меняются, другие уходят. Некоторые поселяются рядом с нами, да так что мы иногда даже замечать их перестаем, даже не здороваемся.

А они ведь живые. Им тоже нужно внимание.

Любовью вот нужно заниматься, кого-то кормить, кого-то не кормить, кого-то холить и лелеять, кого-то выгонять, кого-то звать.

В общем, если не забывать о них, то с ними жить гораздо интереснее.

Кто-то может конечно не согласиться со мной, и сказать нет-нет, они другие! Да я знаю, о чувствах можно писать и писать, и у каждого они будут разные.

И ещё очень здорово, если вы вдруг захотели со мной поспорить, это значит проснулись ваши чувства и спорят с моими сказками.

Это очень хорошо, что проснулись. А то многие спят. И спят уже давно... А вы, вдруг, о них вспомнили.

И если вдруг от моих сказок кто-то стал счастливее, или они уберегли от каких страстей-напастей, тогда значит - они ещё и волшебные)))

Будьте счастливы!»


Дядя Ваня замолчал. Дети –тоже молчали. На их лицах поселилось какое-то странное чувство. Удивления, что ли...Что-то вдруг стало происходить с полянкой..Какие-то тени заскользили по крыжовнику. Неожиданно ярко вспыхнули его яхонтовые ягодки..
-Это, наверное. Сама Леля пришла- тихо проговорила Санька.
Глаза дяди Вани заискрились..И из его добрых карих глаз протянулись тонкие золотые лучики.:
-Она обязательно придет…Я знаю..- и он продолжил читать дальше:
«Удивление».Сказка Лели Эн. Слушайте!
«Оно похоже на ребенка, так проще объяснить.

С большими, лучистыми глазами и поднятыми бровками.

Да-да, глаза именно лучистые, искристые!

Главное, не путайте Удивление с Подозрением, а то ему не нравится.

Так вот, веселее всего ему с детьми, оно почти всегда с ними.

Так здорово наблюдать, когда оно к детям приходит, у них рот буквой «О» делается.

Когда мы взрослыми становимся, и Удивление другое становится, одну бровь поднимет, да и ладно.

Представляете, оно же все равно выглядит как ребенок, только с важным таким лицом, и одну бровь так поднимает.

Чем старше люди, тем чаще Удивление становится похожим на Подозрение.

Оказывается, не многие могут до старости так удивляться, что бы глаза искрились и становились большими, и брови вверх, и рот буквой «О».

Особенно женщины перестают так делать, сдерживаются они, а то мимика, а то морщины…

Хочу сказать, что удивляться надо!

Это такое потрясающее чувство!

От него все люди красивее становятся, просто они об этом не знают, они же себя в зеркало не видят в этот момент.»

Дети все сразу сделали рот  буквой «О».Посмотрели друг на друга. Потом, с удивлением- на куклу. Потом на Ирину. Потом –снова на куклу. На деда. На куклу. На деда. На куклу.
И замерли, раскрыв рот. Не дыша.
Через какое-то время глаза их потеплели, даже ресницы задрожали от восторга и изумления..
-Дедушка..-прошептала Варюша. Она живая! Она даже подмигнула мне! Я ее спросила:
-Ты живая? Живая? И она мне подмигнула..
- А мне -кивнула!- взволнованно зашептала Санька.- Я ее спросила:
Хочешь ко мне на ручки! И она кивнула! Кивнула!
Юрка был настолько поражен, что не говорил ни слова. Просто протянул руки к волшебной Кукле:
-А мне можно?

17.03.2016.


P.S.Совместное творчество с моей любимой Лелей Эн. В тексте живут настоящие сказки с настоящей странички Лели Эн.

1)Сказку «Удивление» можно прочитать по ссылке: http://www.proza.ru/2015/05/21/66.
Ссылка на страницу автора-Леля Эн: http://www.proza.ru/avtor/ovnesterova&s=50&book=1#1,

Перевод этой  сказки Лели Эн на английский язык сделала Вера Куприянович.
Ссылка на страницу  с переводом автора Веры Куприянович: http://www.proza.ru/2016/02/25/1337,

Иллюстрация - авторская кукла Лели Эн-« Удивление».