Когда я только начинала ходить в церковь-в самом начале 90-х гг,обычно я приезжала в храм по вечерам.Так бывало и в воскресенье,ибо я училась в этот день на курсах.А оттуда бегом в храм.Читался Акафист.Вот и Великий Пост начался-и я неизменно -с курсов из Гнесинского-в храм.
Пришла.Читаю на расписании богослужений: "17 часов-ПАССИЯ" Что это?Никогда не слышала такого слова,хотя оно известно,но в другом смысле.Мне-то оно говорило больше о музыке-у Бетховена есть Апассиооната.И я стала что-то такое дифференцировать себе,но так и не вычислила.
Тогда ведь всё было вновь.Ничего не знала,не понимала,но делала так,как народ-училась церковной жизни.Все на колени-и я на колени.Все перекрестились-и я следую их примеру.Все куда-то пошли-и я пошла...
Хорошо,когда народа много-цепная реакция.А когда пять-шесть человек?С кого копировать действия?У кого учиться и сделать так,чтобы не опростоволоситься?
И тут.Смотрю-все прихожане стоят со свечками в руке и в определённое время прихожане стали зажигать эти свечки.И я купила и зажгла.А сама не знаю что будет-на соборование вроде не похоже.На середине храма поставлен большой Крест-Голгофа и рядом аналой.
В это время запели моё любимое турчаниновское "Тебе Одеющагося..."-это стихира на вынос Плащаницы в Страстную Пятницу.И священник пошёл с кадилом обходить храм.Что-то новое,и почему-то слёзы нахлынули у меня.
Да-да,это и началась та самая Пассия,которую служат в Великий Пост воскресениями,читая каждый раз Акафист Страстям Христовым и Страстное Евангелие.Четыре недели-Четыре Евангелия прочитывают.На акафисте народ в храме ,следя по принесённым с собой книжкам, подпевал:
"Иисусе, Сыне Божий, помяни нас, егда приидеши во Царствии Твоем."
Болью в сердце отзывались слова и всё моё существо поражалось Величию Божьему и Славе Божьей:
"Иисусе, насыщенный ранами, пятию хлебы пять тысящ насытивый;
Иисусе, Царю всех, вместо дани любве и благодарения жестокия муки приемый.
Иисусе, нас ради весь день язвленный, уврачуй язвы душ наших...
...Иисусе, Врачу уязвленных грехми, даждь ми врачевство покаяния; Иисусе, Пастырю пораженный, порази бесов, искушающих мя.
Иисусе, плоть имый сокрушенну, сокруши сердце мое страхом Твоим.
...Иисусе, неправедно осужденный, Судие наш, не осуди нас по делом нашим;
Иисусе, изнемогаяй на пути под Крестом, Сило моя, в час скорби и озлобления моего не остави мене.
Иисусе, взываяй о помощи ко Отцу, Подвигоположниче мой, в немощи моей укрепи мя;
Иисусе, безчестие приемый, Славо моя, от славы Твоея не отрини мене.
Иисусе, Образе Пресветлыя Ипостаси Отчия, преобрази мое нечистое и мрачное житие.
Иисусе, пригвождейся на Кресте, пригвозди и упраздни рукописание грехов наших;
Иисусе, руце со Креста простираяй ко всем, привлецы и мя, заблудшаго.
Иисусе, Двере овцам, в ребра прободенный, введи мя язвами Твоими в чертог Твой;
Иисусе, плотию распятый, распни плоть мою со страстьми и похотьми.
Тут же слёзы боли за Страдания Христа,слёзы покаяния в душе у меня,и на глазах многих молящихся в храме...
А эта строчка прочно запала мне в душу,я и по сей день её часто повторяю,помня о часе смертном:
"Иисусе, ризы Твоя разделити не возбранивый, кротко душу мою от тела отдели"
Потом читалось Евангелие.Оно воспринималось здесь по-другому-ближе и острее.
"Вот что означает это слово Пассия-это Страсти.Христовы,страдания Христа" -говорила я сама себе.
Священник говорил проникновенную проповедь,после которой хотелось только молчать,да тут же и звучала молитва преподобного Ефрема Сирина ,просящая у Господа не дать нам грешным празднословить....
Народ в молчании прикладывался к стопам Господа на Кресте-Голгофе и расходился по домам,а хор пел песнопения Страстной Седмицы:
"Поклоняемся страстем Твоим, Христе! Покажи нам и Славное Твое Воскресение!"
На улице уже темно,мартовский холодок.Вспоминаются строчки Пастернака:
"И март разбрасывает снег
На паперти толпе калек..."
"...И вносит с улицы в притвор
Весну, весенний разговор
И воздух с привкусом просфор
И вешнего угара."
...Потом,уже в другой год,я живя в Великом посту в папиной мастерской, слушала радио "Радонеж",где рассказывалось о Пассии.
Это воскресное богослужение было составлено в 1-й половине 17 века Петром Могилой,киевским митрополитом,составителем богослужебных книг.Он теперь прославлен в лике святых.
Это православная служба составлена в сравнительно в позднее время,до этого не было у нас Пассии.И сначала её в служили южнорусских епархиях ,а потом в 20 веке стали и у нас служить.
На Пассии вспоминаются Страсти Христовы и читается Страстное Евагелие.Четыре воскресения подряд служится Пассия и прочитывается Евангелия от четырёх Евангелистов,поются песнопения Страстной Седмицы.
Потом все прикладываются ко Кресту ,и обычно звучит проповедь священника о Страстях Христовых.
Возникла по радио дискуссия.
Кто-то говорил,что это богослужение пришло к нам с Запада от католиков и мы не должны его совершать.Это не наше,а позднее новшество,привнесённое в Русскую Церковь.
Кто-то наоборот выступал "за",доказывая,что православным полезно,это внутренняя подготовка к Страстной Неделе и Пасхе.
Полемика была долгой и каждый ,похоже, остался при своём мнении.
В нашем же приходском храме была прежде Пассия,но читался не Акафист Страстям Христовым,а Канон,и пелись дивные по красоте Ирмосы "Волною морскою..."Молились на чтении Канона все коленопреклоненно -и священники ,и прихожане.
Православные ,по воскресеньям придя домой с Литургии,немного отдыхали,делая домашние дела,а вечером все спешили в храм на Пассию.Но теперь с переменой настоятеля Пассию отменили-просто обыкновенная великопостная вечерняя служба.
Так и в некоторых приходах тоже поступают.Они соблюдают другую традицию.Впрочем,и это,и Пассия- не закон,а просто традиция того или иного прихода...
Что ж,приходится тогда паломничать в другие церкви,где Пассию всё-таки поют и читают Страстное Евангелие.
"О, Иисусе Христе, Агнче Божий, вземляй грехи мира, приими малое сие от всея души нашея приносимое Тебе благодарение и исцели ны спасительными Твоими страданьми от всякия болезни душевныя и телесныя, огради ны Крестом Твоим от враг видимых и невидимых, и при кончине живота нашего не остави нас, да смертию Твоею избавльшеся вечныя смерти, выну зовем Тебе: Аллилуиа."