К вопросу о разуме

Александр Георгиевич Гладкий
Разумны ли животные? Для меня ответ на этот вопрос не вызывает сомнения. Конечно же, разумны, то есть, способны логически мыслить, обобщать и использовать результаты познания. Животные не владеют высшей формой мышления – речевой, но: «Его все равно люди. Только рубашка другой. Обмани – понимай, сердись – понимай, кругом понимай! Все равно люди…» - говорил охотник Дерсу Узала и, пожалуй, лучше не скажешь.

Каждое утро, идя на работу через территорию давно закрытой и заброшенной областной детской больницы, я вижу беспородную собаку, мордахой чем – то похожую на Лесси из одноименного телесериала. У нее нет хозяина, по крайней мере последние четыре года, нет конуры – она живет на улице в любой мороз и непогоду, но она живет! То есть она без всякой дрессировки и участия человека, самостоятельно принимает решения, что ей делать и как себя вести, чтобы выжить в условиях каменных джунглей: быть сытой, не заболеть, не попасть под машину, не попасться Шариковым в сетку во время рейда по отлову бродячих животных и так далее. Как неразумное существо может годами успешно решать самостоятельно эти задачи?

Выхожу из метро «Академия наук» в подземный переход у кинотеатра «Октябрь» и вижу эту собаку, спокойной рысью бегущую по переходу среди толпы людей, с большим кольцом «Краковской» в зубах в сторону Академии, под многочисленные добродушные замечания и смешки студентов типа: «Дай укусить?, А не лопнешь?» и так далее. Собака с колбасой в зубах  пробежала всю улицу Академическую, зашла на территорию закрытой больницы и только там стала с упоением ее жевать, видимо чувствуя себя дома. То есть собака, постоянно живущая на территории разрушающейся клиники, покинула ее, зная, что в одном из гастрономов в определенное время будут выбрасывать товар с истекшим сроком годности, поживилась там и возвращаясь, переходила проспект не напрямую по поверхности, а под землей, что бы не попасть под машину. Как могут решаться неразумным животным такие задачи?

Я никогда внешне не проявлял своего отношения к этому животному, проходя мимо, ни жестом, ни словом. Она меня тоже игнорировала, но однажды, я прошел мимо с мыслью: «Хорошая собака, взять бы тебя домой». Собака немедленно поднялась и подошла ко мне, от чего мне стало не по себе – она прочитала мою мысль…

Они значительно совершеннее «венца природы» с гипертрофированным самомнением, который упрямо не хочет этого признать, считая, что это его унизит. М. М. Пришвин писал по этому поводу: «Самая злая неправда о природе бывает от самомнения плохо образованного человека: он ставит себя слишком высоко, чтобы считаться с какими –то зверушками…»

Так же как и у людей, у животных у каждого свой характер. Любой из нас, когда- либо державший домашних животных, подтвердит это. У нас сейчас живут три кота: флегматик Мишка, сангвиник Матрашка и холерик Оникс. И у каждого из них свой уровень интеллекта: умнейший самостоятельный Оникс, барчук – себе на уме Мишка и ласковый простачек Матрашка. Все, жившие у нас на протяжении тридцати лет, собаки тоже очень различались по уму, причем, самые умные были самыми осторожными и ленивыми и жили долго и умирали от естественных причин, а глупые долго не жили – кто утонул, кого в драке порвали до смерти. Л.П. Сабанеев по этому поводу писал: «Есть собаки умные, сметливые, веселые… и дуры набитые, понурые флегмы, никогда не приобретающие сметки». То есть, все как у людей.

 Не думаю, что дикие животные принципиально отличаются от домашних по интеллекту, характеру и духу, полагаю, что у них они проявляются еще ярче, так, как этого требуют условия дикой среды. С детства мы знаем, что есть предметы неодушевленные и одушевленные, то есть, душа и разум есть не только у человека и об этом никогда нельзя забывать.