Жил-был Царь

Владим Ир Долгих
                Жил-был Царь

           пьеса в двух частях
по мотивам произведений А.С. Пушкина



Сценический вариант для постановки в детском театре









                Часть первая

На сцене изображена часть дороги, которая делает крутой поворот в сторону.  Слышны голоса людей.
Звучит протяжная песня. Скоро появляется группа людей. Это странствующие актёры. Они, как бурлаки, впряжены в повозку.
Актёры. (Поют):                Хоть тяжело подчас нам бремя,
                Телега на ходу легка,
                Ямщик лихой, седое время,
                Везёт, не слезет с облучка.
                С утра садимся мы в телегу,
                Мы рады голову сломать
                И, презирая лень и негу
                Кричим: тебе нас не догнать!
                Но в полдень нет  уж той отваги,
                Порастрясло нас; нам страшней
                И косогоры  овраги,
                Кричим: полегче, дуралей!
                Катит по-прежнему телега;
                Под вечер мы привыкли к ней
                И, дремлем, едем до ночлега –
                А время гонит лошадей!

Актёры останавливаются. Осматривают местность.  Голоса: «Приехали», « Привал».
К зрителю: Уважаемая публика! Сегодня вашему вниманию мы рекомендуем представление: трагедия и фарс, достойное нашей действительности. Музыканты! Готовы!
 Актёры! Готовы!
 Начали!  На повозке возникает высокий дорожный указатель, похожий на кол.
В это время другие актёры облачаются в костюмы своих персонажей и представляя  их зрителю. Устанавливают элементы декорации.

Все актёры, изображающие народ, указывают рукой на немолодого актёра, представляя его, как Царя

Актёры.  (Хором)           Жил-был Царь!
Первый актёр.              У царя был двор!
Второй актёр.              На дворе был кол!
Третий актёр.              На колу мочало!
Актёры.                Не начать ли сказку нам сначала?

Телега во время театрализованного действия трансформируется на глазах  зрителя, в различные элементы декораций.  Актёры, одетые в костюмы своих персонажей, продолжают:

Воевода.                Начинать, так начинать!
                Вспоминать, так вспоминать!
                Лить, так лить
                Разлив разливом.
                Начинай-ка, брат, пора!
                Трёх Матрён, Луку, Петра
                В первый раз помянем пивом.
Ключник.                А Пахомовну?
Воевода.                Потом.
                Пирогами да вином.
Ключник.                Да ещё её помянем…
Воевода.                Сказку сказывать мы станем.
                Мастерица ведь была.
Ключник.                И откуда что брала?
Царь.                А куда разумны шутки,
                Приговоры, прибаутки,
                Небылицы, былины,
                Православной старины!
Ключник.                Слушать так душе отрадно
                И не пил бы и не ел,
                Всё бы слушал да глядел.
                Кто придумал их так ладно?

Выходит цыганка с бубном.  Музыканты начинают играть на своих инструментах.

Цыганка.  (Поёт)  Колокольчики звенят,
                Барабанчики гремят,
                А люди-то, люди,
                На цыганочку глядят.
                А цыганочка-то пляшет,
                В барабанчики-то бьёт,
                Голубым платочком машет,
                Заливается, поёт:
                Я плясунья, я - певица,
                Ворожить я мастерица».
                А люди-то, люди –
                Ой, люшеньки-люли.

Цыганочка пляшет, обходит круг с бубном в руках и останавливается возле царя.

Цыганка.                Негде.
                В тридевятом царстве.
Воевода.                В тридесятом государстве…
Царь.                Жил-был славный царь Дадон.
Ключник.                Смолоду был грозен он!
                И соседям то и дело...
Ключник.               Наносил обиды смело!

Появляется гонец и кричит: « Война! Война!»
Воевода.                Подъяты, наконец,
                Шумят знамёна бранной чести!
Всполохи огненные, ржание коней, крики солдат и гром орудий.

Царь.                Гром пушек, визг ядра..
                Увижу кровь,
                Увижу праздник мести!
Царь смотрит в подзорную трубу в сторону врага.
 Царь.                Огни врагов, их чуждое взыванье,
                Вечерний барабан!
                И смерти грозной ожиданье.
                Недаром вы приснились мне
                В бою с обритыми главами,
                С окровавленными мечами,
                Во рвах, на башнях, на стене,
                Внемлите радостному кличу,
                О, дети пламенных пустынь!

Взрывы ядер. Воевода и царь падают на землю. Затемнение. На сцене  один Ключник.
Скоро возвращается Воевода. Обращается к Ключнику.

Воевода.                Перестрелка за холмами:
                Ржанье, крики, сабель звон;
                На холме перед врагами
                Вьётся красный плащ…  (Кричит) Дадон!
Ключник.                Эй, Дадон не рвись ты к славе.
                Пожалей своё житьё;
                Вмиг аминь лихой забаве:
                Попадёшься на копьё!

Воевода и ключник наблюдают за  происходящим. Активно обсуждают между собой эти события. На сцене появляется Дадон с пленными и  богатой добычей. Он радостно возбуждён.

 Царь.                Мы победили! Слава нам!
Воевода.             Слава нам!
Ключник.             Слава нам!
Царь.                А малодушным, посмеянье!
                Они на бранное призванье
                Не шли, не веря мне и снам. 

Визг ядра. Над головами пролетает ядро. Второе. Все падают на землю.
Царь бросается в бой. Воевода и Ключник остаются.


Воевода.            Царя я просто полюбил,
                Он честно, бодро правит нами.
Ключник.                О, да! И государство оживил
                Войной, надеждою, трудами.

Воевода с подзорной трубой. Ключник рассматривает богатую добычу царя.

Воевода.             Царь, ты наш! Не рвись ты в бой
                Враг лихой на всём скаку
                Срежет саблею кривой
                С плеч удалую башку.
                Мчатся, сшиблись в общем крике…
(Ключнику)           Посмотри ты, каковы?!
                Царь опять уже на пике,
                Враг его без головы!
Ключник.                О, да! Всё юность в нём кипит,
                Но не жесток в нём дух державный,
                Тому, кого карает явно,
                Он в тайне милости творит.

Выбегают  актёры с музыкальными инструментами, изображающие народ, цыганочка опять танцует  и поёт. Выносят на носилках Царя. Он ранен.

Царь.                Всё!
                Под старость захотел
                Отдохнуть от ратных дел.
                И покой себе устроить.
(Ключнику)                Ты перо востро бери,
                Летопись мою веди.   
Воевода.              Мы покой тебе устроим…
                Всё запишем за тобою.

Царя устраивают на телеге, которая на этот момент служит троном.
Музыканты играют, цыганочка пляшет. Снова взрывы. Появляется гонец: «Война!»
Затемнение.

Воевода.               Тут соседи беспокоить
                Стали старого царя,
                Страшный вред ему творя.
Актёры, изображающие врагов Царя, окружают  его со всех сторон. Берут в кольцо.
Царь читает указ:

Царь.                Чтоб концы своих владений
                Охранять от нападений,
                Государству содержать
                Многочисленную рать.
                Прочь бояр и их подлоги,
                На войну собрать налоги.
Воевода.                Я и войско, - мы не дремлем,
                Но никак, мой царь, не внемлем,
                Ждём, бывало с юга, глядь –
                Ан с востока лезет рать.
Стремянной.          Справим здесь, - лихие гости
                Идут от моря.
Царь  в волнении. Собирается боярский совет. Везде царит суета, неразбериха.

Ключник.               Со злости
                Инда плакал Царь Дадон.
Стремянной.                Инда забывал про сон.
 
      
Царь.                Враги мои, пока же я ни слова…
                И, кажется, мой гнев угас?
                Но из виду не выпущу я вас,
                И выберу когда-нибудь любого.

              Царь  разворачивает знамя, на котором изображён двуглавый орёл.

               
                Не избежит пронзительных когтей,
                Я налечу нежданный, беспощадный.

             Устало садится на телегу. Потрясает руками в сторону врага.

                Так в облаках кружится ястреб жадный
                И сторожит индеек и гусей.

«Актёры-враги» теснее сжимают кольцо. При этом закидывают Царя и его окружение «ядрами». Канонада звучит сильней.      
               
 Царь.              Что за жизнь в такой тревоге!
Ключник.                Ты бы с просьбой о подмоге
                Обратился к мудрецу.
Стремянной.         Звездочёту и скопцу.
Царь.                Так скорей ступай к нему:
                Звездочёту-мудрецу!
Ключник  из толпы, что окружила телегу с царём, выдёргивает Мудреца и тут же представляет его Царю.

Ключник.                Царь-надёжа, вот мудрец,
                Отыскался, наконец.               

Кто-то из толпы комментирует происходящее.

Актёр.               Вот мудрец возле царя
                Встал.  И вынул из мешка
                Золотого петушка!

Мудрец.                Посади ты эту птицу
                На серебряную спицу.
                Петушок мой золотой
                Будет верный сторож твой.
                Коль кругом всё будет мирно,
                Так сидеть он будет смирно;
                Но лишь чуть со стороны
                Ожидать тебе войны
                Иль другой беды незваной,
                Вмиг тогда мой петушок
                Приподнимет гребешок,
                Закричит и встрепенётся
                И в то место обернётся.

Царь на радостях, с золотым петушком в руках, бегает вокруг телеги. Круг «актёров-врагов»  вокруг Царя становится реже и скоро исчезает совсем. Петушка водружают на кол.


Царь. (Звездочёту)  Всё проси ты у меня
                Отказать не в силах я.
                Хоть казну, хоть чин боярский,
                Хоть коня с конюшни царской,
                Хоть полцарства моего!
Воевода.                Царь скопца благодарит,
                Горы золота сулит…
Стремянной.         Хоть полцарства? Ого-го!
Мудрец.                Не хочу я ничего.
Царь.              За такое одолженье,
                Говорю я с восхищеньем:
                Волю первую твою
                Я исполню, как свою.

Мудрец в сопровождении Ключника уходит. Воевода разглядывает в подзорную трубу
границы Дадонова государства.

Воевода.                Взыграйте ветры, взройте воды,
                Разрушьте гибельный оплот.
                Где ты, гроза – символ свободы?
                Промчись поверх невольных вод.

 Телега  становится колыбелью для Царя. Царь мирно спит. Слуги, покачивают колыбель, пускают мыльные пузыри. Воевода и Ключник занимаются, каждый своим делом. Музыканты играют колыбельную для царя.

Воевода.            Петушок с высокой спицы
                Бережёт наши границы.
Ключник.                Чуть опасность, где видна
                ( Смеётся)
                Верный сторож, ото  сна
                Шевельнётся, встрепенётся
                К той сторонке обернётся,

Воевода  комично изображает золотого петушка. Бьёт себя крыльями. Кричит.

Воевода.                Кири-ку-ку!
                Царствуй лёжа на боку!

Слуги смеются. Прекращают покачивать колыбель. Царь тут же открывает глаза.

Царь.                Кто челядь вас остановил?
                Не прекращён мой бег могучий!
                Кто в пруд безмолвный и дремучий

                ( Смотрит на золотого петушка)
               
                Поток мятежный обратил?

Затемнение.  Музыканты играют . Цыганочка пляшет с бубном в руках.

Ключник.              Год, другой проходит мирно,
                Петушок сидит всё смирно.
Воевода.                И соседи присмирели,
                Воевать уже не смели.
                Таковой, им царь Дадон
                Дал отпор со всех сторон.



                Часть вторая

Воевода, Ключник и Стремянной, готовят баню для царя.

Ключник.                Год прошёл?
Воевода.                Прошёл. Всё мирно.
Стремянной.                Петушок сидит всё смирно.
Царь.                Таковой, врагам, Дадон
                Дал отпор со всех сторон.

Воевода и Ключник парят царя берёзовыми вениками, приговаривая: Вот, так!

Воевода.                Когда-то, помню с умиленьем,
                Я смел вас нянчить с восхищеньем!
                Вы были дивное дитя.
                Вы расцвели – с благоговеньем
                Вам нынче поклоняюсь я.
Стремянной.            А я и сердцем и глазами
                С невольным трепетом ношусь
                И вашей славою и вами,
                Как нянька старая горжусь.
Царь.                Да! Было время. Поредели
                Кудри, честь моей главы,
                Зубы в дёснах ослабели,
                И потух огонь очей.
                Сладкой жизни мне немного
Царь.                Провожать осталось дней…

                Ключник       преподносит  царю ковш с напитком.

Ключник.                Нет, я не льстец, когда царю
                Хвалу свободную слагаю.
                Я смело чувства излагаю,
                С тобою сердцем говорю.
 Воевода.                Во мне почтил ты вдохновенье.
 Стремянной.              Освободил ты мысль мою.
Ключник.                А, я в сердечном упоенье,
                Тебе, о, царь, хвалу пою!

Они начинают сорить друг с другом. Толкать один одного. И скоро схватились в рукопашную. Царь наблюдает за происходящим.

 Царь.                Что же сухо в чашке дно?
                Наливай слуга мой резвый,
                Только пьяное вино
                Разведи водою трезвой.
                Будет!

Воевода, Ключник и Стремянной прекращают потасовку. Воевода выходит вон.

Царь.                Мы не скифы! Не люблю
                Други, пьянствовать бесчинно:
                Нет, за чашкой я пою
                Иль беседую невинно.

Появляются музыканты. Звучит плясовая. Веселье в разгаре.
Никто не слышит, как кричит золотой петушок. Вбегает Воевода.
На площади  собирается простой народ. Шум. Крики. Все показывают на золотого петушка.

Воевода.          Царь ты наш! Отец народа!         

  Музыка обрывается. Прекращается веселье. Царь нахмурился.

Царь.                Что шумишь ты, воевода?
Воевода.           Государь! Очнись! Беда!
Царь.                Что такое, господа?
                Воевода, говори!
Воевода.            Петушок опять кричит.
                Страх и шум по всей столице!
                Глянь в окно…
Дадон подбегает и смотрит в сторону собравшегося народа. На столбе трепещет крыльями золотой петушок.

Царь.                Боже, мой! На спице
                Вижу, бьётся петушок,
Воевода.          Обратившись на восток.
Царь.                Медлить нечего! Скорее!

 Царь взбирается на повозку, кричит в сторону народа.

Царь.                Люди, на конь! Эй, живее!
                Царь к востоку войско шлёт.
                Старший сын его ведёт.

 Люди строятся в колонну. Крики прощания. Звучит музыка. Войско отправляется в путь.
Царь и царедворцы провожают войско. Петушок затихает. Тишина.

Царь.                Снова тучи надо мною
                Собралися в тишине;
                Враг завистливой бедою
                Угрожает снова мне?!
Стремянной.               Царь ты наш. Надёжа края!
                Я с тобой. Беда какая!
Ключник.             Петушок угомонился.
                Буд-то сном, каким забылся.

Царь в ожидании вестей ходит туда-сюда. За ним дворцовая челядь. Царь садится и задумчиво смотрит вдаль. Звучит тоскливая мелодия. Царь тихо поёт.

Царь.                Ворон к ворону летит,
                Ворон ворону кричит:
                Ворон, где б нам отобедать?
                Как бы нам о том проведать?
                Ворон ворону в ответ:
                Знаю, будет нам обед;
                В чистом поле под ракитой
                Богатырь лежит убитый.
Незаметно входит воевода.

Воевода. (Тихо)                Зачем печально так поёт,
                Напрасно ухо поражая?
                К какой он цели нас ведёт?
                О чём бренчит, чему нас учит?
                Зачем сердца волнуя, мучит?
Царь.                Есть сказать, что Воеводе?
                Что там молвится в народе?
Воевода.                Ропот царь по всей столице.
                Петушка винят на спице.
Царь.                Бессмысленный народ!
                Подёнщик, раб нужды, забот.
                Не сносен мне тот ропот дерзкий,
                Он червь земли. Я – сын небес!   
Воевода.                Ты, царь – небес избранник,      
                Свой дар, божественный посланник
                Во благо нам употребляй;
                Сердца холопов исправляй.
                Они тщедушны и коварны,
                Бесстыдны, злы, неблагодарны.
Царь.                Подите прочь – какое дело   
                Царю печальному до вас?
Ключник.                Гнездятся клубом в них пороки.
                Ты можешь, ближнего любя,
                Давать нам смелые уроки,
                А мы послушаем тебя.
За окном звучит песня. Царь слушает. Заметно, что одолевают печаль и волнение.

                Кем убит и от чего?
                Знает сокол лишь его,
                Да кобылка вороная,
                Да хозяйка молодая.
                Сокол в рощу улетел,
                На кобылку недруг сел,
                А хозяйка ждёт милого –
                Не убитого, живого.

Стремянной.    (Царю)      Вот проходит восемь дней,
                А от войска нет вестей;
 Царь.                Было ль, не было сраженья, -
                Никакого донесенья!

                От негодования топает ногой. За окном крики. У палат царя собирается народ.
                Золотой петушок вертится на спице, кричит:  «Кири-ку-ку. Царствуй, лёжа на бок
                на боку»
Ключник.                Петушок кричит опять!
Воевода.  (Царю) Посылать ли снова рать?
Царь.                Что ты медлишь? Да, скорее!
                Люди! На конь! Да, живее!
               
                Шум, волнение народа. Крики. Опять собирается новое войско из народа.
                Царь обращается к народу:
 Царь.                Сына я теперь меньшого
                Шлю на выручку большого.

 Царь прощается с сыном. Музыканты ударили в барабаны. Звучат трубы. Воско двинулось в поход.
Актёр. (Из народа)       Вновь предчувствуя разлуку,
                Неизбежный, грозный час,
                Он сжимает сына, руку,
                Может быть в последний раз.
Воевода.                Петушок утих.
                Сидит всё смирно.
Ключник.                Будто нет войны!
                Всё, будто мирно.

Стремянной.                Восемь дней, как день проходит.
                Царь же в страхе дни проводит.
Ключник.                Было ль, не было сраженье,
                Нет от войска донесенья!

Опять кричит золотой петушок. Опять волнение  среди народа. Люди собираются у палат Царя. Звонкий голос петушка слышен за пределами государства:
« Кири-ку-ку! Царствуй лёжа на боку!» Царь в ярости.

Царь.                Царствуй лёжа?
                На боку?!
Воевода.                Медлить нечего!
                Скорее!

Петушок.                Кири-ку-ку!
Царь.                Люди! На конь!
                Эй, живее…

Собирается третья рать. Опять крики. Плач среди народа.

Актёр. (Из народа)                Царь скликает третью рать
                Поведёт её к востоку.
                Сам не зная, быть ли проку?

Повозка превращается  в карету, в которой восседает сам Дадон. Рядом на конях –
Воевода, Ключник, Стремянной.

Царь.                Я таю, жертва злой отравы,
                Покой бежит меня,
                Нет власти над собой,
                И тягостная тень душою овладела…
                Что ж медлит ужас боевой?
                Что ж битва первая ещё не закипела!

       Затемнение.          В темноте слышен топот коней, движение царской рати.
Рассвет.   Вдали угадывается войско на привале. Из кареты выходит царь. Воевода и Стремянной рядом.

Воевода.              Войско идут день и ночь.
                Им становится не в мочь.
                Ни побоища, ни стана,
                Не встречаем. Царь Дадон?
Царь.   (Себе)                Долго ль мне гулять на свете,
                То в коляске, то верхом,
                То в кибитке, то в карете,
                То в телеге, то пешком?
                Не в наследственной берлоге
                Не средь отеческих могил,
                На большой мне, знать дороге
                Умереть Господь сулил!
 Царь обращается к Воеводе.

Царь.                На каменьях под копытом,
                На горе, под колесом
                Иль во рву, водой размытом,
                Под разобранным мостом.
                Иль чума меня подцепит,
                Иль мороз окостенит…

Вбегает Ключник. Докладывает Царю о результатах вылазки лазутчиков.

Ключник.               Царь ты наш. Отец народа!
                Ты, всесильный Воевода!
                Вот восьмой уж день прошёл
                Доложу, что я нашёл.
                Там, промеж высоких гор
                Виден шёлковый шатёр.

Царь глядит в подзорную трубу туда, куда показывает Ключник.

Царь.                Вижу!
                Средь высоких, острых гор
                Вижу шёлковый шатёр!

Затемнение.   На глазах зрителя шатёр  стал приближаться всё ближе, ближе.
Яркий луч солнца осветил большой шатёр. Царь и свита обходят округу.

Стремянной.         Всё в безмолвии чудесном
                Вкруг шатра.
Ключник. ( Тихо, Царю)           В ущелье тесном
                Рать побитая лежит.

Царь спешит к тому месту, куда указал Ключник. 

Царь.                Что за страшная картина!
                Предо мной моих два сына
                Без шеломов и без лат
                Оба мёртвые лежат!
                Меч вонзивши друг во друга?!
Стремянной.                Вон, их кони среди луга.
                По притоптанной траве,
                По кровавой мураве…
Царь.                О-о-о-о! Дети! Дети!
                Горе мне! Попали в сети!
                Оба наших сокола!
                Горе! Смерть моя пришла!
Актёр. (Из народа)           Все завыли за Дадоном,
                Застонала тяжким стоном
                Глубь долин и сердце гор
                Потряслось!

Крики и стоны эхом увеличились среди гор. Распахнулись крылья шатра, и перед Царём возникла  девица востока: Шамаханская царица. Все разом умолкли.

Актёр. (Из народа)                Вдруг шатёр
                Распахнулся… и девица
                Шамаханская царица,
                Вся сияя, как заря,
                Тихо встретила царя.
Воевода.                Как пред солнцем птица ночи,
                Царь умолк ей глядя в очи.
Ключник.                И забыл он перед ней
                Смерть обоих сыновей.
Стремянной.                И она перед Дадоном
                Улыбнулась – и с поклоном
                Его за руку взяла
                И в шатёр свой увела?!

Царь с Шамаханской царицей скрывается за пологом шатра. Ключник подглядывает  и сообщает Воеводе.

Ключник.                Вот она за стол его сажает
                Яством всяким угощает…
                Уложила отдыхать
                На парчовую кровать?!

Воевода.              Да. Простоим неделю ровно.
Стремянной.       Это точно. Безусловно.

Из шатра слышны возгласы Царя.

 Царь.                О, дева – роза!
                Я в оковах!
                Я не стыжусь своих оков!

Воевода.                Околдован!
Стремянной.                Восхищён!
Воевода.                Голову сложил Дадон.

Голос Царя из шатра.

Царь.                Так соловей в кустах терновых,
                Пернатый царь лесных певцов
                Близ розы гордой и прекрасной
                В неволе сладостной живёт
                И нежно песни ей поёт
                Во мраке ночи сладострастной.


Затемнение. Музыканты играют на своих инструментах. Звучат песни.
Рассвет. Из шатра появляется Царь с девицей.

Царь.                Я решил, что в путь обратный
                Со своею силой ратной
                И с девицей молодой
                Отправляюсь я домой.
Актёр.  (Из народа)               Перед ним молва бежала
                Быль и не быль разглашала.

Царь с девицей в карете отправляются  в столицу. За ними следует войско.
Затемнение.
Появляется карета. Народ, торжествуя, встречает царя.

Воевода.                Под столицей, близ ворот
                С шумом встретил нас народ.
Ключник.                Все бегут за колесницей,
                За Дадоном и девицей.
Стремянной.           Всех приветствует Дадон.
Воевода.                Вдруг, в толпе увидел он…
Царь. (Кричит)       Стойте!
                В сарацинской шапке белой,
                Весь, как лебедь, поседелый,
                Старый друг мой!
                Эй, мудрец!

Царь  из кареты  обращается к мудрецу.

Царь.                А, здорово, мой отец.
                Что скажешь?
                Подь поближе. Что прикажешь?
Мудрец.                Помнишь? За мою услугу
                Обещался мне, как другу
                Волю первую мою
Мудрец.                Ты исполнишь, как свою?
Царь.                Обещался.
Мудрец.                Подари ж ты мне девицу,
                Шамаханскую царицу.
Царь.                Что ты! Что ты!
                Или бес в тебя ввернулся,
                Или ты с ума рехнулся?
                Что ты в голову забрал?!
                Я, конечно обещал,
                Но всему же есть граница.
Мудрец.                Шамаханскую девицу.
Царь.                И зачем тебе девица?
Мудрец.                Шамаханскую девицу.
Царь.                Полно! Знаешь ли кто я?
                Попроси ты от меня
                Хоть казну, хоть чин боярский,
                Хоть коня с конюшни царской,
                Хоть полцарства моего!
Мудрец.                Не хочу я ничего    
                Подари ты мне девицу,
                Шамаханскую царицу!
Царь.                Что? Я скажу тебе в ответ –
                Так лих же – нет!
                Ничего ты не получишь!
                Грешник! Сам себя скопец, ты мучишь.
Мудрец.                Как же?

Царь.                Убирайся! Цел пока.
                Оттащите старика!
Актёр. (Из народа)              Старичок хотел заспорить,
                Но с иным накладно спорить.
                Царь хватил его жезлом
                По лбу; тот упал ничком.
Воевода.                Да. Дух вон.
Актёр. (Из народа)               Ах! Вся столица содрогнулась.
Девица. (Смеётся)         Хи-хи-хи! Ха-ха-ха1
Актёр. (Из народа)               Не боится знать греха?!
Царь.  ( Девице)                Когда бы недоразуменьем
                Тревога  не коснулась бы души,
                С тобой остался б,
                Наслаждение вкушать
                В неведомой тиши.
                Забыл бы просьбы всех,
                Желаний трепет,
                Тебя мечтою бы назвал
                И всё бы слушал дивный лепет,
                Всё б эти ручки целовал.
Девица.           Ха-ха-ха!
Царь.                Моего здесь нет греха.

Карета въезжает в столицу. Царь выходит из кареты и, вдруг в воздухе раздаётся звон.
Царь с удивлением слушает и замирает. Золотой петушок слетает со спицы и летит прямо к нему.
Царь.                Что ты? Что ты?
Царь.                На глазах у всей столицы
                Ты посмел спорхнуть со спицы?!

Царь увёртывается от петушка. Суета. Суматоха. Крики. Никто не заметил, как Золотой петушок клюнул Царя в темя.

Актёр. (Из народа)              Петушок царю на темя сел.
                Клюнул в темя
                И взвился…
                И в то же время.
                С колесницы пал Дадон.
                Охнул раз и умер он.

Воевода.  (Кричит)                А девица где?
                Найти!
Стремянной.                Пропала!
Ключник.                Будто вовсе  не бывало!?
Актёр. (Из народа)           Сказка ложь, да в ней намёк,
                Добрым молодцам урок!


                Занавес