Инктоберы 4 Одноцветная Буквица

Таня Астрит
        -Мама, мамочка! Ну, можно мне его подержать? Осталось всего пару дней, пожалуйста, -поднывала Вася и ручками тянулась к шкафу, где красовался смартфон.
        -Нет, -тихо, но довольно отчетливо произнесла мама. -Смартфон ты получишь на день рожденья и не днем раньше. А сейчас иди в комнату и почитай слова.
        Но Вася не успокаивалась.
       -Ну, пожалуйста, я только одним глазком посмотрю, как кнопочки светятся и все.
       -Василиса, а ну марш, в комнату! -не выдержала мама  и надавила на бегущую строку занавески.

       Занавеска тотчас замерцала и открыла проем в комнату. Василиса нехотя шагнула через порог и вдруг полетела кубарем, упала на пол, замахала руками и дико завопила. Мама со всех ног рванула в комнату и склонилась над вопящей дочерью. Поначалу ей показалась, что та, споткнувшись,сильно ударилась.

       -Где, где у тебя болит? -спрашивала мама, параллельно прощупывая руки, ноги и голову.
       Но Василиса продолжала вопить еще противнее. Пока мама, наконец, не спросила ее:
       -В чем дело?
       Василиса, открыв глаза, и с невыразимой грустью посмотрела на маму и почти шепотом спросила:
       -А может, мне все-таки можно его подержать?
       Услышав вопрос, мама резко отдернула от нее руку:
       -Совсем ты не бережешь  мои нервы. Разве так можно, Василиса?! Я отправляюсь проходить регенерацию. До вечера меня не буди. Ужинать будем вместе. Иди читай слова.
        На этом, она ушла в свою комнату,опустила белую пластиковую крышку инкубатора и уснула.

        Вася, не почувствовав абсолютно никаких угрызений совести, посидела каких-то пару минут спокойно на месте, а потом занялась делом.
        Металлическая пластинка покоилась на своем обычном месте. С виду она выглядела как обыкновенный квадрат. Так же она была достаточно легкой, чтобы девочка возраста Васи могла без труда поднять ее и положить перед сервантом. Пластинка играла роль современного стула или лестницы. Она поднимала человека на необходимую высоту всего лишь одним нажатием кнопки. Подобное изобретение было идеальным, что для дома, что для загородного участка.

        Вася встала на пластинку обеими ногами, в точности так, как вставала мама, когда нужно было что-то достать с верхней полки. И нажала на кнопку сбоку. Пластинка зажужжала и стала медленно-медленно подниматься.
От предчувствия того, что она получит свой драгоценный смартфон, Вася заулыбалась во все 15 молочных зуба и устремила взгляд на самую верхнюю полку серванта.

        Пластинка медленно-медленно поднималась вверх. Вот уже Вася смогла дотянуться до 3-ей полки, пред ней предстала 4-я, на которой и стоял в розовом чехле ее подарок. От одного вида которого захватывало дух. Как же ей хотелось стать ребенком информационных технологий.  Наконец, перед носом ее появилась кнопка открытия серванта. Вася надавила ее пальцем и замерла в ожидании. Скоро защитное поле дверки исчезло, и она увидела его! Как и любая девочка, Вася на какое-то время замерла, испытывая эмоции восторга и предвкушая то, что сейчас произойдет. Пластинка все еще поднималась вверх.

         Вася произнесла: «Стоп!» Но ничего не произошло. Пластинка не собиралась замедлять свой ход и росла по своей программе. Вася повторила еще раз:
         -Стоп! Я же сказала, "стоп"!
         Но и в этот раз ничего не получилось. Полка со смартфоном  стала отдаляться от глаз девочки, вместе с тем приближался белый потолок. Вася испуганно посмотрела наверх. Потолок с каждой секундой падал вниз и грозился приземлиться ей на голову.

         Вася в испуге закричала:
         -Стоп, стоп!
         И разревелась, не в силах сдержать свой страх. Однако пластинка не реагировала на слезы. Девочка присела на корточки и поглядела с опаской вниз. Пол был слишком далеко. Ей стало невыносимо страшно и печально. Потолок приближался, а падать она не хотела. Она горько-горько заплакала и закрыла глаза руками.

         -Эй, ну и чего это  мы плачем, сидя под потолком? -проговорил инктобер, влезая по пластинке к Васе.

         Вася открыла глаза и увидела синего инктобера.
         -Что ты собственно здесь делаешь? -поинтересовался он. -Не знал,  что маленькие девочки так любят сидеть под потолками.

          Пластинка все еще ползла вверх.
          -Я хотела достать свой смартфон, -всхлипывая, проговорила девочка. -Но пластинку заклинило. Уходи скорей отсюда,если не хочешь быть расплющенным им.
         Она ткнула пальчиком в потолок и заревела.
         Инктобер покрутил правым ухом,прислушиваясь к обстановке, и проговорил:
         -Погоди, реветь. Сейчас время думать, а не реветь. Как работает эта шутковина? -спросил он. -Что ты сделала, чтобы начать подниматься?

         Вася испуганно завертела головой.
         -Не помню, я не помню, - в страхе проговорила она.
         -Ну, ладно тебе. Не бойся! Смотри на меня. Я же с тобой. Тебе нечего бояться.
         -А потолок?
         -Потолок еще далеко, а ты маленькая. Так что, не бойся. Сейчас что-нибудь придумаем. Все-таки мы с другой планеты, у нас совсем другое мышление, нестандартное, разберемся.

         И распушив свой хвост, инктобер нежно смахнул слезинки с глаз девочки. Та успокоилась немного, и он попытал счастье снова:
        -Так расскажи мне, что ты сделала, чтобы она начала подниматься?
        -Я нажала кнопку. Вот тут сбоку.
         Показала она инктоберу. Он заглянул вниз и увидел ту самую красную кнопку, про которую только что упомянула девочка.

         -А как ее заставить остановиться?  -спросил он.
         -Надо громко сказать: «стоп!» Но я уже говорила, она не реагирует. Наверное, мой голос слишком детский и не воспринимается.

         Вася только-только приготовилась заплакать, но инктобер ее опередил:
         -Погоди реветь. На нашей планете было так: если есть кнопка включения, есть кнопка и выключения. Должен же быть запасной вариант у этой шутковины, если вдруг ее переклинит? А это как раз наш случай.

         Он прилег на пластинку, опустив голову вниз, медленно пополз по периметру. С той стороны, где была кнопка, других кнопок не оказалось. Следующий бортик так же оказался с абсолютно гладкой поверхностью. На другом он заметил какую-то глянцевую наклейку с надписью, постарался на нее нажать хвостом, но ничего не произошло. Это был обычный ярлычок производителя, которые так наклеивают на продукцию. На следующей грани тоже ничего не было. Единственной кнопкой на панели была кнопка включения. Инктобер сел в растерянности на пластинку и почесал хвостом ухо.

         -Такого просто быть не может! Как же так!
         Пластинка неспешно поднималась, с каждой секундой приближая потолок. Вася уставилась глазами на белый пластик, молча и без рева, словно смерилась со своей участью.
           -Думай-думай, -говорил сам себе инктобер, и все крутил хвостом в ухе. -Можно конечно попробовать разбудить маму, но там, похоже, еще сложнее механизм, столько кнопок и датчиков. Что он долго будет искать, прежде чем наткнётся на что-то подходящее. Или можно притащить подушки из комнаты и уговорить Васю спрыгнуть. Чему она, безусловно, будет очень долго сопротивляться. А столкнуть ее не получиться, так как он слишком уж маленький. Или…

     Тут инктобер перестал крутить хвост, вынул его из уха и произнес:
     -Или это одна и та же кнопка! Точно! Можно попробовать.
Вообщем,слушай, - он обратился к Васе. -У нас было такое на корабле. Когда кнопка включения - есть кнопка выключения. Мудрено, конечно. Но, а что собственно нам терять?

Вася равнодушно его прослушала, даже не повернув голову в его сторону.
Инктобер пододвинулся к краю и спустил свой хвост вниз, на ощупь нашел кнопку и попытался нажать. Но усилий его явно было недостаточно. Хвост распушился, и правильно приложить силу не получилось.

     -Вася, Вася помоги мне, -позвал он девочку.
     Но та смотрела в потолок, и ни на что не реагировала.Тогда инктобер достал хвост обратно и быстро стал приглаживать его лапками. Наконец, хвост стал похожим на новую кисточку с пучком из собранных ворсинок. Инктобер опустил его вниз, нашел кнопку и нажал. Одного нажатия оказалось достаточно, чтобы пластинка замерла и перестала подниматься.

       -Получилось! -восторженно воскликнул он и толкнул Васю в коленку.
       Та оторвала глаза от потолка и посмотрела на инктобера.
       -Получилось! -еще раз повторил он. -Шутковина не поднимается. Смотри!  Я нашел кнопку.
       -Так это же моя кнопка, -в недоумении сказала девочка.
       -Вот именно! Кнопка включения есть кнопка выключения!
       -Невероятно! А как же нам спуститься вниз? Я высоты боюсь!
       Инктобер призадумался.
       -А что, если этот мудреный механизм обладает кнопкой, как включения, так и выключения, а еще снижения, а? Ты как сама думаешь?
       -Может быть.
       -Есть у меня одна идея, но мне понадобится помощь храброй девочки. Не знаешь такую?
 
       Инктобер с надеждой и восторгом в глазах посмотрел на Васю.
        - Можно мне?
        -Конечно. Слушай, нажми на это кнопку еще раз и удерживай ее довольно долго.
         -А вдруг мы снова начнем подниматься?
         -Не бойся. Все будет хорошо! - заверил ее синий зверек.
         Вася нажала на кнопку, пластинка зажужжала и стала подниматься. Она тотчас отдернула руку, а в глазах застыли набежавшие слезы.
        -Ой, что-то не так. Опять началось!
        -Погоди. Я знаю, в чем дело. Нажимай на кнопку и слушай меня, пока я не закончу петь, как только закончу, отпустишь кнопку. Поняла?
         -Но я, я боюсь, очень.
         -Остановить пластинку мы всегда сможем. У меня ведь получилось. Ну, давай! Мне нужна храбрая девочка!

         Вася собрала все мужество, которое только могло быть у маленькой девочки, и согласилась.
         -Но сначала начни петь!
          -Хорошо, -согласился инктобер.
         –Мурррлы-курр-лы, мурр-курр-лы, мурр-лы- фрр.

          Пока он пел, Вася нажала на кнопку сбоку панели и стала ее удерживать. Ей было очень и очень страшно, несколько раз она даже хотела отпустить ладошку. Но инктобер пел, она слушала его и ждала.

           Пластинка сначала остановилась, как и говорил инктобер, а спустя несколько секунд медленно поползла вниз к полу. Инктобер допел песенку и сказал:
            -А вот теперь можешь отпускать. Мы начинаем наше приземления на землю!
          Вася восторженно захлопала в ладоши и наконец-то заулыбалась.
Пол встретил ее равнодушно, но девочку это абсолютно не тронуло, она была рада оказаться там, где могла ходить, и где не надо было бояться потолка.

          -Ну, что пойдем читать слова? -предложил инктобер. -Кажется, твоя мама дала тебе именно такой совет? И как я погляжу, им стоит непременно воспользоваться. Все лучше, чем под потолком сидеть.

          Вася кивнула и побежала в комнату: учить слова.
          Она не торопясь читала слога, растягивая гласные и делая акцент на ударении.
          -Се-лО.ВЕт-ка.Во-дА.Ко-рО-ва.КОш-ка.А-пель-сИн.

          Инктобер стоял рядом с ней и исправлял, если она что-то не так говорила.
         Минут через 15-ть девочка устала и присела на кровать.
         -Все, я больше не могу. У меня язык заплетается. -пожаловалась она инктоберу.
        -Думаю, на сегодня достаточно повторений. А хочешь поиграть в игру?
        -А в какую? -сразу оживилась Вася.
        -А ты буквы все знаешь?
        -Да, сказала девочка.
        -И как они пишутся?
        -Да, мама меня учит. Но ошибки я делаю.
        -Ошибки все делают. Это не так страшно.
        -Я только читаю не очень. Да и к чему читать не пойму. Для всего есть гугл и хром, они и скажут и покажут и ответ дадут. Но мама настаивает на чтение.
         -Мама у тебя хорошая. Ее стоит слушать.
         -Ты еще не передумала играть?
         -Нет. 
         -А пару чистых листов бумаги в вашем доме найдется?
         -Скорее всего. Может в письменном столе папы. Не смотря на его работу в сетях, он по привычке все еще что-то пишет на бумаге. Я сама видела.
         -Отлично. Неси сюда. Ручку мы найдем.
         -А что такое ручка?
         -Неси. Сейчас покажу.
          Бумагу Вася с легкостью обнаружила на крышке письменного стола, схватила пару листков и принесла их инктоберу.
Инктобер причесал свой хвост, превратив его в аккуратную кисточку.
        -Клади сюда. -сказал он, кивком головы указывая на пол перед собой.-Садись и смотри. Сейчас я буду рисовать.
        -Ручкой?
        -Что-то вроде того.

        Инктобер вытянул свой хвост и стал им водить по бумаге. Вася внимательно за ним наблюдала. На бумаге появились наметки линий, перекладин синего цвета, инктобер старательно выводил завитки и какие-то кружочки. Он так старался, что даже поменял цвет с синего на розовый! Вдруг глазам девочки неясно предстала первая буква выученного алфавита.

         -А что это такое?
         Инктобер, закончив рисовать, поднял хвост над макушкой и проговорил:
         -Разве ты не видишь, что это инициал или если по-простому буквица.
         -То есть буква? -переспросила девочка.
         -Ну, конечно!
         Она пригляделась к рисунку, к виноградной лозе, которая танцевала словно живая, извивалась, и вдруг к своему большом изумлению заметила то, о чем говорил Инктобер.

        -Так это ж буква «А». - восторженно произнесла Вася. -Я узнала!
       -Вот видишь. Какая ты молодец!
       -А зачем здесь виноград и разные завитки?
       - Знаешь что такое инициал?
       -Нет. Что это?
       -Инициалом называли первую букву в книге. Как правило, она была увеличенного размера, яркого цвета с изображением разных завитков, фигур. Были буквы-рыбы, буквы-птицы, буквы- заяц, буквы- цветы.

      -Ой, как интересно! А кто рисовал эти буквы? Сейчас таких нет.
      - Поначалу это была совместная работа инктобера и человека( скриптора). Скриптор, человек создающий книгу, переписывал слова, вносил их ровным аккуратным подчерком на страницы пергамента. Это что-то вроде бумаги, но толще и плотнее, да и храниться она столетиями может. А заглавные буквы, инициалы, он пропускал. Позже инктобер совместно со скриптором обсуждали будущий рисунок. Скриптор подготавливал необходимые чернила, цвета смешивали, добавляли в краску золото, серебро, иногда даже ртуть. А инктобер, придав форму кисточки своему хвосту, с аккуратностью и любовью рисовал буквицы в книге.

      -А ты меня научишь рисовать? -попросила Вася. -Я тоже так хочу.
      -Научу, конечно.  Нам нужны краски, кисточки и мольберт, желательно еще ватман или плотная бумага. Найдешь?
       -Не знаю. Попробую.

       Инктобер еще долго водил хвостом по бумаге и все поражал девочку своеобразием своих рисунков и завитков. А позже перед сном, он показал ей игру, как составлять слова из нарисованных букв. Первое слово, которое сложили они вместе, было ее имя: Вася.

        Вскоре Вася услышала, как в зале пикнул мамин инкубатор. Мама встала помолодевшей и свежей и позвала дочку:
         -Василиса, пойдем ужинать.
         -Мне пора бежать, -сказал инктобер.
         -А ты разве не останешься?
         -Завтра увидимся при свете дня. Сейчас у меня дела.

          Вася тихонько протянула руку к инктоберу, чтобы погладить. По привычке он отпрыгнул от нее, но потом, вспомнив, что в прошлый раз ему даже понравилось, сделал два шага на встречу к девочке. Василиса одними подушечками пальцев нежно провела по макушке и поспешила ужинать.
Инктобер,распушив свой хвост, вылез через открытое окно и поспешил в библиотеку к Валентину Ветховичу рассказывать о событиях минувшего дня.

               
                17.03.2016г.               
                Иллюстрация к рассказу: Екатерины Быстрицкой.