Теория Бытия. Глава 8. Монотеизм. Единобожие

Михаил Тевосян
Теория Бытия. Глава 8. Монотеизм. Единобожие.

Политеизм это совокупность знаний о многобожии. Боги стали носителями тех человеках качеств и способностей, которые были востребованы человеком обществом, в острой фазе противостояния человека и общества, одних социальных систем с другими. Мифы и легенды способствовали созданию невероятного количества шаблонов, обрядов и ритуальных действий, следуя которым можно было обеспечить стабильное функционирование государств и империй. Были упорядочены традиции, культовые мероприятия, молитвы и верования, целью которых было, - систематизировать и аккумулировать энергию масс, в нужном для общества направление.

Но позже, политеизм столкнулся с новым вызовом времени! Создавая пантеон многочисленных богов, он предоставлял возможность личности самой выбрать того или иного бога и поклоняться ему. Человек самостоятельно определял для себя цели и задачи своего существования, не выходя за пределы устоявшихся традиций, обрядов и верований, которые соответствовали тому или иному богу. Это стало вносить множество разночтений и трактовок в осуществление целей и задач человеческого бытия.

К этому времени противостояние в мире еще более интенсифицировалось. Оно прошло по всему фронту взаимодействия личности и общества, одних социальных систем с другими. Агрессивное развитие человечества создало условия для усугубления человеческих качеств и способностей. Люди становятся еще более порочными, как к миру окружающей их гармонии, так и к себе подобным!

Увеличивающееся количество богов, которые становятся еще более жестокими по отношению к людям было не напрасным. Человеческие пороки стали превалировать в общественных отношениях, а государство перестало справляться с функциями управления обществом, не имело возможности призвать личность к послушанию, а общество к совместной деятельности, в деле защиты государства от внешней и внутренней угрозы. Люди были вольны выбирать любого бога и ему поклоняться, игнорируя при этом других богов. Общество начало атомизироваться, в зависимости от личной выгоды и жизненных приоритетов личности, семьи, рода или общины.

Необходимо было консолидировать общество, полагаясь не на многобожие, а на единобожие - одного и единственного бога, который обозначит для человека цели и задачи человеческого бытия! Монотеизм, или единобожие, это дань вызову времени, когда находясь в острой фазе противостояния, выживание нации стало зависеть от способности социума аккумулировать энергию масс, чтобы противостоять не только порокам внутренним, но и внешней агрессии, которые могли стать причиной разрушения государства.

В политеизме культовые обряды и традиции всегда являлись мощным инструментом единения нации. Но когда богов стало много, много стало и культовых обрядов и традиций. А это привело к тому, что общественное сознание стало многополярным. Это разобщало людей, а иногда приводило к внутренним конфликтам. Необходимо было упорядочить взаимоотношения личности внутри общества, и создать новую систему знаний, которая способствовала бы устранению разночтения.

Монотеизм был необходим как элемент религиозной реформы, так и элемент укрепления личной власти. Когда идея о единобожии стала востребована обществом и властью, вера в единого бога стала доминирующей версией в новых представлениях о целях и задачах человеческого бытия. Вера в единого бога способствовала укреплению личной власти и возлагала на носителя власти ответственность за судьбу общества и государства.

Вера в единого бога, общие для всех культовые действия, обряды и традиции, становятся мощным инструментом аккумулирования энергии масс. Монотеизм берет из политеизма множество внешних атрибутов и артефактов сопровождения мистических обрядов и культовых действий. В условиях, когда искажены основополагающие качества и человеческой личности, искажены основы добродетели, культовые действия приносят ожидаемый для священнослужителей эффект. Масса народу, не отягощенная позитивным набором качеств и способностей, становится управляемой!

Чем менее образован человек, тем более он подвержен воздействию культовых обрядов, мистических ритуальных действий и традиций. Всякий просвещенный человек сторонится массовых мероприятий. А человек невежественный, живущий в постоянном страхе и пороках, полностью отдается во власть мистических обрядов, культовых действий и ритуалов. Монотеизм способствовал тому, что любое культовое действие стало не просто массовым, а доминирующим ритуальным действием в обществе. Именно это обстоятельство окончательно победило политеизм и привело личность к послушанию, а общество к совместной деятельности во благо государства.

Монотеизм способствовал дальнейшему разделению границ и культур, согласно коду: свой-чужой! Были созданы границы государств, в рамках которых осуществлялась функции управления сложноорганизованным социумом. Укрепилась личная власть и расцвели монархии. Но монотеизм не мог остановить дальнейшую деградацию общественных отношений и еще более усугубил положение личности в обществе и положение общества в мире.

Всякая попытка принять монотеизм здравым умом, не имела никакого успешного продолжения. Учитывая, что люди в массе своей порочны, а качества и способности их, начиная от интеллекта и заканчивая духовностью искажены, - рационально осмыслить цели и задачи человечного бытия, в условиях тотального искажения общественного сознания, было невозможно! Это доказано ранней формой зороастризма и самой поздней интерпретации ислама, - в суфизме. Тем не менее, именно монотеизм стал инструментом защиты общества и государства, и выстроил жесткую систему иерархии, что способствовало на некоторое время укреплению институтов государственной власти.

По мере развития монотеизма, он так же как и идолопоклонство и политеизм, исчерпал свой ресурс. На смену монотеизму пришли новые формы управления личностью и обществом, которые мы рассмотрим чуть позже. Несмотря на то, что монотеизм не решил основополагающих задач человечного бытия, он сыграл важную роль в эволюции человеческого общества. Свою миссию он выполнил и выполняет до сих пор, пытаясь регламентировать человеческие пороки, сводом законов общественной морали.

Многие мировые религии подобны друг другу, и многое их объединяет чем разъединяет. Несмотря на то, что они противостоят друг другу, как противостоят друг другу нации и государства, они имеют много общего! Тем не менее, мировые религии монотеистического толка имеют свои отличительные особенности, которые мы рассмотрим подробно в следующих главах книги. И начнем мы с тайны Египта и истории жизни Моисея, - законодателя, еврейского пророка и основателя иудаизма.