Михаил Афанасьевич-благородный художник

Валентина Достигаева
«Мастер и Маргарита» — роман, вызвавший бурю споров и разночтений! Нам, студентам в ту пору, приученным к урапатриотическим советским писателям типа Островского,  он казался странным и непонятным. Герои, хоть и завораживали, но были нереальными, выдуманными. И мы отнесли его к разряду фэнтази.
Шли годы, роман притягивал, я читала его несколько раз, каждый раз открывая новое, непознанное.

Это глубоко философский роман, плод отчаяния и героического сопротивления бюрократической системе. Исповедь благородного и требовательного художника.
Многие литературоведы утверждают, что он писал "Мастера и Маргариту" для одного человека — Сталина. И якобы весь роман написан ради одного послания ему: "Да, мы знаем, что вы зло, но зло необходимое. И готовы с этим мириться.

До сих пор не умолкают споры о значении личности Сталина в романе
Насколько было оправдано было его сравнение с Воландом.  И было ли это осуждение его внутренней политике, или одобрение?
 Возможно он хотел показать нам, что иначе с этим народом нельзя?
 
Сегодня много споров о личности Сталина, и многие утверждают, что новый Воланд нашему народу просто необходим!
 Обо всем этом можно спорить, но Булгаков был монархистом и другой власти не представлял, по крайней мере для своей страны.
 Он по-своему выразил поддержку действиям Сталина в расправе с Российской ассоциацией пролетарских писателей и призвал беречь настоящих художников, потому что все остальные не заслуживают никого внимания.

Что было основным в жизни этого веселого, доброго, сильного человека? Борьба, а точнее сказать — сопротивление. Борьба эта была ему навязана бюрократией, и Булгаков, сохраняя достоинство мыслящего человека, вынужден был принять бой.
Булгаков никогда не выдвигал и не защищал антисоциалистических идей, хотя именно в этом обвиняли его тогдашние демагоги. Он защищал святое для художника право на свой взгляд, свой ум, свое воображение. Он защищал право художника быть самим собой, то есть такое право, без которого художник перестает быть художником.
 Его ругали в печати, а ответить своим критикам по условиям тогдашнего времени он не мог. Как у птицы, которую бьют влет, у него не было никакой защиты, кроме крыльев творческого воображения.

 Где мера страданий, необходимых художнику? Та мера, которая топчет его, как топчут виноград, чтобы добыть вино жизни. Страдания, боли, испытанных Булгаковым, хватило на великий роман, но оказалось избыточно для жизни.
Булгаков никогда не выдвигал и не защищал антисоциалистических идей, хотя именно в этом обвиняли его тогдашние демагоги.
 Он защищал святое для художника право на свой взгляд, свой ум, свое воображение. Он защищал право художника быть самим собой, то есть такое право, без которого художник перестает быть художником.
 
 
Последние страницы биографии читаются с особым волнением. Полуслепой, умирающий писатель продолжает диктовать жене, вносит в роман последнюю на виду у смерти правку. Кажется, только пафос долга продлевает его последние дни.
 Узнав диагноз, врачи отписали  несколько дней жизни, а Булгаков прожил шесть месяцев. Все это время, пока силы окончательно не покинули его, он работал над романом.
 На папке, в которой хранилась рукопись, сделал надпись: "Дописать, прежде чем умереть!".
 Ослепший, в горячечном бреду, с температурой 42 градуса, он продолжал диктовать жене исправления к "Мастеру".
Рукописи не горят там, где художник сам сгорает над рукописью.

 Елена Сергеевна жена писателя, хранительница архива, вспоминала  много лет спустя о первой встрече с Булгаковым
 Это была быстрая, необычайно быстрая, во всяком случае с моей стороны, любовь на всю жизнь",.
 "А я вдруг, и совершенно неожиданно, понял, что я всю жизнь любил именно эту женщину! – воскликнет писатель устами своего Мастера.
– Вот так штука, а? Вы, конечно, скажете, сумасшедший?.. Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих!
 Она скучала, когда Булгакова не было рядом, летела к нему на свидания.
С другой стороны, ее мучило чувство вины перед детьми, мужем – прекрасным, благородным человеком. Ей не хотелось причинять страдания своим близким, но Шиловский все-таки узнал о ее связи. Разразился скандал.
 Шиловский предъявил требование: прекратить всякие свидания,  переписку, даже телефонные разговоры.
Полтора года Елена Сергеевна не видела Михаила Афанасьевича и даже не выходила одна на улицу. Но от судьбы уйти непросто…
Первым человеком, которого она встретила после добровольного затворничества, оказался Булгаков. И первое, что он сказал ей, было:
 "Я не могу без тебя жить". "И я тоже", – ответила она. Они решили соединиться, несмотря ни на что.
 
Шиловский, муж ее, поняв, что тут не интрижка, не быстротечное увлечение, нашел в себе силы отпустить жену, и 4 октября 1932 года она обвенчалась с Булгаковым.
 
Дом Булгаковых стал островком жизнелюбия и веселья. В нем царил безукоризненный порядок; милая, приветливая хозяйка, называемая многими колдуньей, встречала гостей в передней, где висел плакатик с перечеркнутой бутылкой и надписью: "Водка – яд, сберкасса – друг", в столовой ожидал накрытый по всем правилам стол… Застольные беседы, чтение новых произведений, как правило, продолжались до самого утра.
Булгаковы жили в доме для литературно-артистической элиты,двери которого всегда были гостеприимно открыты.
Бывала у них Ахматова, приходил режиссер Пырьев, заходил Дзержинский, звонил Вересаев… Немирович-Данченко, Станиславский, Шостакович, Книппер-Чехова, Ильф и Петров…
Принесли конверт из американского посольства, звали к французскому послу… Приглашения на премьеры всех ведущих столичных театров, торжественные и просто ужины в "Метрополе", "Национале", юбилеи, банкеты с цыганами…
Булгаков любил окружать себя красивыми вещами, которые подчас попадали к нему домой с "каких-то дворцовых распродаж". Между покупкой мебели из дворца, продуктов из Елисеевского гастронома и очередным ужином при свечах – коротенькая информация на злобу дня: "…отмена хлебных карточек, хлеб будет продаваться свободно".
 
Помимо прочего, Елена Сергеевна обладала виртуозным даром улаживать литературные и финансовые дела своего обожаемого Мастера.
 Она сопровождала его практически всюду (Булгаков боялся ходить один), отвечала на звонки, вела переписку с театральным начальством, стараясь, чтобы последнее слово о сумме гонорара оставалось за нею; не страшили ее и судебные тяжбы, касавшиеся невыплаченных или недоплаченных авторских.
Булгаков продолжал, как никто, жадно любить жизнь, интересоваться оперой, шутить, пить вино. И, конечно, писать, несмотря на приближающиеся грозные болезненные признаки.

За годы их совместной жизни с Еленой Сергеевной созданы лучшие произведения: роман "Жизнь господина де Мольера", драмы "Кабала святош" и "Последние дни (Пушкин)", комедия "Иван Васильевич" и принесший Булгакову мировую славу роман "Мастер и Маргарита". "Ты для меня все, ты заменила весь земной шар", – говорил Булгаков жене.
Славу свою Михаил Афанасьевич совершенно точно предвидел и предсказал в разговоре с ней: "Вот я скоро умру, меня всюду начнут печатать, театры будут вырывать друг у друга мои пьесы, и тебя будут приглашать выступать с воспоминаниями обо мне. Ты выйдешь на сцену в черном платье с красивым вырезом на груди, заломишь руки и скажешь: "Отлетел мой ангел…"
Перед смертью вложил ей в руки рукопись со словами: "Доверяю... Чтобы знали..."
Роман закончен, Михаил Булгаков умирает.
Роман был напечатан в 1960году в журнале "Москва, сильно урезанный.
Последующие его многочисленные издания  были полными.