Северный Константинополь

Александр Киркевич
Города с таким странным названием не существует на картах и в энциклопедиях. Точно также и не существуют города Северная Венеция или Северная Пальмира. Эти названия -  романтические или поэтические, а лучше всего сказать - образные. Кто ни приезжал в этот город, тот видел в нем какие-нибудь собственные мечты или грезы. "...В Пальмире Севера, в жилище шумной славы, Державин камские воспоминал дубравы..." Хотя современный Санкт-Петербург за более чем трехсотлетнюю историю сменил несколько имен. Первое название - «Питербурх» - сразу после начала строительства, а в дальнейшем «Санкт-Петербург». Первое время город также называли Петрополем, а иногда Петрополисом. В 1914 город стали именовать «Петроград». В 1924, после смерти Ленина, город переименовали в Ленинград, а в 1991 городу было возвращено его первоначальное название - Санкт-Петербург. Это все - официальные названия.

Поэтические названия города появились с конца XVIII века. Санкт-Петербург стали образно называть «Северной Пальмирой» или "Пальмирой Севера" в честь древнего города Пальмира на территории современной Сирии. Для меня этот город также носит название Северный Константинополь. Первые и последующие посещения города у меня всегда ассоциировались с именем моего, скажем прямо, очень дальнего родственника. Для меня он был другом, надеюсь, что он был бы с этим согласен. Звали его Константин, отсюда и мое название - город Константина.

Этого человека нет в живых уже почти 25 лет и до сих пор его личность является загадкой. Отдельные события его жизни настолько ярки в воспоминаниях его родственников и в их рассказах, насколько и покрыты тайной, не позволяющей выяснить точные факты, так необходимые для подлинной истории. Даты событий, точные сведения и документы отсутствуют. Причина этого заключается в том, что Константин был очень скромен и не любил о себе рассказывать, а другая причина была более основательной - Константин был засекреченным человеком. Не агентом или разведчиком, а конструктором космических кораблей.
Для того, чтобы рассказать о его жизни, пришлось бы привлечь множество косвенных фактов и сведений, не имеющих документальной достоверности. Поэтому, позволим себе считать его человеком из легенды.

Первое знакомство с Константином Григорьевичем произошло в октябре 1979 г. при довольно неожиданных обстоятельствах. После окончания моей службы в армии в 1978 г., я проработал почти год в одном из киевских проектных институтов, после чего решил провести часть отпуска в Москве, где хотел уладить кое-какие дела и посетить ряд музеев и выставок. С моими делами случился полный провал, и я уж было заторопился назад в Киев. Позвонил маме и сообщил, что я возвращаюсь. Мама посочувствовала мне, что отпуск пропадает, и посоветовала поехать в Ленинград, чтобы провести отпуск там. В Ленинграде я никогда не был и не представлял себе, где я там смогу устроиться с ночлегом. У меня не очень были развиты деловые качества, при которых люди умеют устраиваться в гостиницах, доставать билеты и т.п.

Мама сообщила, что в Ленинграде у нее есть друзья, которые меня примут у себя. Я долго колебался, прежде чем согласиться. Ехать к незнакомым людям было неприлично. Я решил отказаться, но мама распорядилась, чтобы я перезвонил ей через час. Когда я перезвонил, то она мне сообщила, что уже созвонилась с друзьями, и они меня ждут. Конечно, в другой раз случай поехать в Ленинград мог и не представиться, и я решился.

Приехав на следующее утро около 5 часов утра, я сразу же успел осмотреть центральную часть города и даже посетил Летний сад. Погода была чудесной, рано утром в саду никого не было, кроме милиционера, ходившего за мною по пятам. Звонить было еще рано, люди в такое время обычно спят. Так получилось, что у меня был немного неправильный номер телефона, и дозвониться я не мог. Пришлось просто приехать вечером по указанному домашнему адресу.

Константин Григорьевич и Александра Михайловна уже были дома и начали из-за меня волноваться. Целый день я звонил маме в Киев, а она звонила в Ленинград, но я до них не мог дозвониться никак. Встретили меня радушно и принялись расспрашивать, что я делал все это время. Оказалось, что за день я обошел весь центр города и посетил два музея. Это вызвало изумление. По своему опыту они знали, что многим не хватает и недели на такую программу. В Ленинграде я пробыл всего пять дней и выполнил, по их мнению, программу за целый месяц. Суть моей программы была такова. Я тщательно планировал свои экскурсии, в первую половину дня я посещал пригороды, а во вторую половину дня осматривал Эрмитаж и Русский музей. Мне хватало 2 или 3 часов до закрытия музея, чтобы осмотреть часть экспозиции. Кроме того, я тщательно прорабатывал путеводители и справочники. С тех пор у Константина Григорьевича и Александры Михайловны был заведен обычай расспрашивать меня о выполненной программе, а Константин Григорьевич еще и оценивал в километрах мои прогулки пешком. Так что, мне удалось их удивить.

Так состоялось мое первое знакомство с семьей Тригуб, с которой я почти 16 лет поддерживал прочные дружеские отношения. В последующие годы я приезжал в Ленинград в командировку и неизменно останавливался на их квартире, а летом у них на даче в Разливе. Постепенно, я все больше стал узнавать эту семью и события из их жизни.

Так кем же был Константин Григорьевич? Единственные скупые сведения я нашел на сайте имен и фамилий.

ТРИГУБ КОНСТАНТИН ГРИГОРЬЕВИЧ 12.II.1922-1992. Род. в с. Сваромье (Высше-Дубиченского р-на Киевской обл.). Окончил Ленинградский электротехнический институт им. В. И. Ульянова (Ленина) (1954). Участник ВОВ. После окончания института работал в КБСМ, где прошел путь от инженера до зам. начальника предприятия по гарантийному надзору - начальника службы гарантийного надзора. За время работы принимал участие в создании, отработке и испытаниях морских стартовых установок, различных шахтных РК, БЖРК и технической позиции, являясь ее главным конструктором. Под его руководством осуществлялся ввод в эксплуатацию и гарантийное обслуживание серийных РК. Автор ряда изобретений.

Это все. Ссылка на источник информации оказалась битой (пресловутый код 404). Оставалось собирать информацию по косвенным источникам. Для начала я решил проверить несколько легенд о Константине. В воспоминаниях ветеранов войны и участников боевых сражений о Константине не говорилось. Естественно, он не был адмиралом или генералом. О таких рядовых матросах и солдатах почти не пишут. Мало ли, сколько их было. Оставалось только воссоздавать картину событий, в которых принимал участие Константин.
 

ПЕРВАЯ ЛЕГЕНДА. АТАКА ПОД ОРАНИЕНБАУМОМ

Мой отец рассказывал, что Костя воевал на Ораниенбаумском плацдарме и принимал участие в "психической атаке" против немецких соединений. Морякам было приказано в 30-градусный мороз, раздевшись до тельняшек, атаковать немецкие соединения в штыковом бою. Психическая атака могла как-нибудь повлиять на исход атаки, но этого было недостаточно. Сраженные пулеметным и автоматным обстрелом бойцы, так и падали вокруг Константина, но он уцелел. Можно долго рассуждать о тактической целесообразности такого боя, но выбирать не приходилось. Приказ есть приказ. Если нет технического и тактического превосходства такого ведения боя, то исход сражения мог зависеть только от случайностей. Костя был молодой моряк, и таких как он были тысячи. Война за родную землю - это больше, чем теория военных действий. Морская пехота иногда формировалась в прямом бою, учиться приходилось с первого боя, а не на подготовительных курсах.
Когда происходил этот бой, в котором участвовал Костя, неизвестно. Только известно, что это было зимой.

В героической летописи Великой Отечественной войны особое место занимает Ораниенбаумский плацдарм, где из 60 км общей линии обороны 50 км занимали морские пехотинцы 2-й и 5-й отдельных бригад, 1-го особого лыжного полка и нескольких отдельных частей морской пехоты. Именно здесь родилось название «Малая земля», которое нашло свое продолжение под Новороссийском и на полуостровах Среднем и Рыбачьем, где героически сражались соединения и части морской пехоты Черноморского и Северного флотов.

Сражающаяся морская пехота - это потрясающая картина героической боевой деятельности полумиллиона моряков на фронтах Великой Отечественной войны. Основными боевыми традициями морской пехоты в годы войны являлись: высокий моральный дух; любовь к флоту; несокрушимая стойкость в обороне; самоотверженность и презрение к смерти; неудержимый дерзкий наступательный порыв, высокое боевое мастерство; флотское товарищество; беспредельная преданность Родине и своему народу; верность воинскому долгу.

Наряду с моральным духом, одной из важнейших составляющих высокой боеспособности морской пехоты являлась любовь к своему роду войск. В моряках была особая спаянность, порывистая удаль, гордость своей причастностью к морю, внешняя и внутренняя культура, свойственные морякам, и в то же время - основательность, настойчивость, гордость тем обстоятельством, что именно они своим продвижением по земле решают успех сражения, трезвая и расчетливая храбрость, свойственная пехоте. На сухопутные фронты моряки принесли с собой морские традиции, корабельные порядки и флотскую терминологию. Так, во всех частях и соединениях морской пехоты землянки назывались кубриками, окна - иллюминаторами, столовая - камбузом и т. д. Даже в соединениях сухопутных войск, сформированных на базе бригад морской пехоты, укоренилась морская терминология. В оформлении стенных газет господствовали морские мотивы - море, корабли, матросы. Многие солдаты носили флотские ремни с бляхами и тельняшки, доставшиеся им якобы «по наследству». Моряки пользовались в сухопутных войсках непререкаемым авторитетом. Особо уважительно относились к командирам, о которых говорили, что они еще вместе с моряками воевали. И это звучало как наивысшая похвала.

Как известно, в годы войны личный состав частей и соединений морской пехоты носил армейскую форму одежды, однако флотский ремень с бляхой, бескозырку, иногда бушлат и всегда дорогую сердцу каждого моряка тельняшку оставляли себе. По сине-белым полоскам, проглядывавшим под расстегнутым воротом защитной гимнастерки, серой шинели, ватника или полушубка, всегда узнавали морских пехотинцев. Носить тельняшку под любой формой, в которую одевала моряков война, стало неписаным правилом и традицией морской пехоты.

Большие трудности испытывали защитники Ораниенбаумского плацдарма с обеспечением боеприпасами и продовольствием. Он снабжался по «малой дороге жизни», идущей из Лисьего Носа через Кронштадт к южному побережью. Нередко транспорты с грузами задерживались, попадая под артиллерийский обстрел и удары немецкой авиации. Тогда и без того скудный блокадный паек на плацдарме сокращался. «Малая земля» - форпост Ленинграда - была в кольце окружения. Только к Кронштадту, да и то темными ночами, пробивались из Ораниенбаума наши корабли. Через Кронштадт сюда перевозили подкрепления из осажденного Ленинграда. Зимой суточный расход артиллерийских боеприпасов не должен был превышать 150 снарядов. Не лучшим образом обстояло дело и с боеприпасами к стрелковому оружию. Существовал строжайший приказ на их расходование. Так, каждый стрелок мог использовать не более трех-четырех патронов в сутки, до и то при условии «вести огонь не впустую».

Сильные морозы, глубокий снег, мерзлая как камень земля и паек… 300 граммов хлеба. Такой была для защитников Ораниенбаумского плацдарма первая военная зима. Но несмотря на все лишения и тяготы, голод, нехватку артиллерии, танков, другого вооружения, боеприпасов и продовольствия непокоренный плацдарм жил и сражался в течение двух с половиной лет. В самый тяжелый начальный период обороны цементирующим ядром и основной боевой силой плацдарма являлась морская пехота Балтийского флота. Именно перед Воронкой, у рыбачьего селения Керново, где проходил передний край обороны 5-й отдельной бригады морской пехоты, немецкие войска впервые с начала второй мировой войны, вынуждены были остановиться и жить в болотной земле долгих два с половиной года.
Самой активной формой боевых действий на Ораниенбаумском плацдарме являлась разведка боем. Для ее проведения требовалась тщательная и целенаправленная подготовка. Разведка боем проводилась по его предложению с личного разрешения члена Военного совета Ленинградского фронта А. А. Жданова.

Новый, 1942 год морские пехотинцы встретили в окопах Ораниенбаумского плацдарма мощным матросским «Ура!». Все искренне радовались этому празднику, который приближал день Победы. Таковы были фронтовые будни Ораниенбаумского плацдарма. Не хватит целой книги, чтобы перечислить все славные боевые дела морских пехотинцев, сражавшихся на Ораниенбаумском плацдарме. Они внесли свой весомый вклад в разгроме немецко-фашистских войск под Ленинградом. Среди них воевал и Константин Тригуб.
 

ВТОРАЯ ЛЕГЕНДА. ЗАЩИТА АНГЛИЙСКОГО СУДНА

Снабжение обмундированием моряков в годы войны было непростым. Не хватало и самого необходимого. Военные историки хорошо должны знать, о каких событиях войны ведется речь. Я, к сожалению, могу сделать только приблизительные предположения. Отсюда и родилась вторая легенда.

Константин в составе группы моряков получил приказ сопровождать конвой по защите от немецких кораблей и подводных лодок английского судна, которое доставляло военные грузы в балтийские порты. А может быть, это произошло и в акватории северных морей, точно не известно. Морякам выдали новую форму, чтобы не посрамить внешний вид морского бойца старыми лохмотьями. Приказано было оставить личные вещи и документы и явиться на пристань для построения и формирования избранного личного состава. Константин отдал личные вещи и документы на хранение своему брату. Через несколько часов команда сопровождения была сформирована и ожидала приказа на отплытие.

Избранная группа оказалась избыточной. Группу моряков разделили на две части. Одна часть отправилась сопровождать английский корабль, а вторую группу оставили в резерве, ожидать дополнительного распоряжения. Костя оказался в резервной группе. Через день или два пришло сообщение, что корабль сопровождения был потоплен немецкой подводной лодкой и все моряки на нем погибли. Команду резерва расформировали, отобрали у них новую форму и приказали вернуться в свои подразделения. Костя вернулся через два или три дня к брату за личными вещами. К тому времени его брат, посчитавший его погибшим, проиграл его вещи в карты. Особенно Костя жалел свою коллекцию старинных открыток и редких книг. Он любил много читать, собирал книги и открытки.

Если Костя участвовал в "арктическом конвое", то это могло быть так. Это был один из самых опасных маршрутов в истории. Постоянная угроза атаки со стороны немецких U-лодок, авиации и военных кораблей на протяжении всего пути, практически полностью контролируемого врагом, могла повергнуть в ужас любого человека. Подлинную сложность этому маршруту придавали суровые погодные условия Севера. На надстройках кораблей образовывалось такое количество льда, что возникала реальная опасность потери устойчивости судна. Для очистки артиллерийских орудий ото льда использовались паровые пушки, но лед нарастал быстрее, чем таял под воздействием струи пара. Плюс осознание людьми неизбежности гибели в случае падения в воду.

Арктические союзные конвои поставляли танки, самолеты, олово, алюминий и другое сырье, необходимое для ведения военных действий. В качестве оплаты этих поставок, большая часть которых осуществлялась в кредит, необходимо было выполнять ответные поставки золота в Британию. Приведу пример одного из подобных случаев.
"29 апреля 1942 года HMS Edinburgh вышел из Мурманска, эскортируя караван судов PQ11 на пути из России в Британию. Edinburgh представлял собой 10000-тонный корабль крейсерского класса, построенный в Wallsend-on-Tyne в северо-восточной Англии. Длина его составляла 613 футов, максимальная скорость - 32.5 узла. Огневая мощь корабля была весьма внушительной и обеспечивалась двенадцатью 6-дюймовыми и двенадцатью 4-дюймовыми пушками, а также четырьмя самолетами типа Walrus. На борту корабля находились 850 человек, включая около 30 страдавших обморожением моряков. Были на борту и пассажиры, главным образом, чешские и польские официальные лица. Как крупнейший и наиболее мощный военный корабль конвоя, Edinburgh был флагманским кораблем контрадмирала Стюарта Бонам-Картера (Stuart Bonham Carter) - общего командира конвоя. Сам Edinburgh находился под командованием капитана Хуга Фолкнера (Hugh Faulkner). Незадолго до отбытия Edinburgh получил 93 маленьких деревянных ящика. Каждый ящик был опломбирован двумя свинцовыми пломбами. Ящики были размещены в бомбовом отсеке, расположенном по правому борту судна под капитанским мостиком глубоко в недрах корпуса. Содержимое ящиков должно было держаться в строжайшем секрете, но, поскольку один из ящиков во время погрузки упал на палубу и разбился, всей команде стало известно, что Edinburgh везет золото. Говоря точно, на борту находились 465 слитков золота, упакованных по 5 слитков в каждый ящик, и каждый слиток весил около 28 фунтов. Общая стоимость золота составляла 1 547 080 фунтов стерлингов. Золото было застраховано на 1/3 в Лондоне и на 2/3 в Москве. Общая масса золота составляла около 5.5 тонн. Воздушная разведка немцев обнаружила формирование каравана QP11 еще в Мурманске.

На второй день похода, 30 апреля 1942 года в 11.20, подводная лодка U-456, под командованием капитан-лейтенанта Макса Тайхерта (Max Teichert), засекла крейсер. В этот момент Edinburgh находился примерно в 15 милях впереди остального конвоя, пытаясь установить границы ледяного поля. U-лодка выслеживала крейсер в течение почти 5 часов, пока, наконец, не наступил удобный момент. Первая торпеда ударила в правый борт Edinburgh неподалеку от бомбового отсека. Помещение, в котором находился главный распределительный щит, быстро заполнилось водой, равно как и несколько расположенных рядом помещений. Почти сразу же вслед за первой торпедой ударила вторая - теперь уже в корму корабля. Вся кормовая секция вместе с рулевым механизмом отломилась и затонула. Заполнение корабля водой продолжалось, и он начал приобретать сильный крен. Поступление воды удалось прекратить, закрыв водонепроницаемые двери в переборках и задраив люки. В течение получаса крен был скорректирован путем заполнения других отсеков морской водой. Третья торпеда, выпущенная U-лодкой, прошла мимо мишени".
Примерно так все и произошло с конвоем, в котором должен был участвовать Константин. А ведь ему только исполнилось 20 лет.
 

ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И НОВЫЕ ЗАГАДКИ

Есть в Ленинграде на Приморском проспекте небольшой ресторан "Околица". Константин Григорьевич отпраздновал там свое 60-летие. Я как раз приехал в это время в Ленинград и присутствовал на этом торжестве. Это было 12 февраля 1982 г. На празднике собрались его сотрудники. Они сообщили о том, что Константин является ветераном знаменитого крейсера "Киров". Я узнал об этом только в этот день. Еще я видел памятные адреса и грамоты. Другой возможности мне и не представилось. Если мне не изменяет память, то Тригуб имел множество наград, вплоть до ордена Ленина. Скромным человеком был Константин Григорьевич, не любил рассказывать о своих заслугах. Опять придется рассказывать о нем легенды? В конце вечера все сотрудники отправились на место дуэли Пушкина на Черной речке. Выглядело это торжественно. В 23-00 группа товарищей стройными рядами подошли к обелиску на месте дуэли Пушкина, постояли немного молча, и вернулись к микроавтобусу. Шел снег и группа воспринималась довольно мрачно, судя по редким «парочкам» гуляющих, которые испуганно разбегались. Константин Григорьевич очень любил Пушкина да и сам сочинял стихи. На вечере он прочел собственное стихотворение о ветеранах.

Одно из стихотворений периода 1962 – 1963 гг. он написал во время одной из командировок на испытательный полигон.

Мы хлещем спирт при такой жаре,
Когда черепаха зарылась в песок,
Когда змея уснула в норе,
И кровь напряжённо стучит в висок.

Торчит саксаул из красной земли
И нет ни цветов, ни травы,
Но пыль здесь есть и есть здесь мы
И очень мало воды.

И в целом мире не знает никто,
Ни близкие, ни друзья,
Что здесь создаём мы в пустыне то,
О чём говорить нельзя.

Тревожный мир живёт и спит,
И дети в кроватках лежат...
И молча мы допиваем спирт
За тёплых живых ребят.

Они подрастут и когда-нибудь
В хорошей книжке прочтут
Про то, как мы.... но не в этом суть,
Главное - пусть живут.

Пускай для них сохранится всё,
Чем так хороша земля!
Поэтому мы совершаем здесь то,
О чём рассказать нельзя.


Буквально сегодня я узнал о фактах биографии Константина Григорьевича и мои сведения во многом подтвердились. Не имея ранее доступа к его архиву, я не мог прочесть перечисления его наград, а сейчас я с удовольствием могу привести подлинный текст его автобиографии.

Итак, уникальный документ. Автобиография сотрудника секретного предприятия.

***
АВТОБИОГРАФИЯ (написана 25 октября 1977 года)
Тригуб Константин Григорьевич
Родился 12 февраля 1922 года в селе Сваромье Высше-Дубечанского района Киевской области.
Отец - Тригуб Григорий Степанович был крестьянином, затем рабочим. Мать - Тригуб (после развода с отцом Добронизская) Наталья Николаевна - сельская учительница.
Через несколько месяцев после моего рождения наша семья переезжает в Киев, где отец работает сначала грузчиком и возчиком на кожевенном заводе, а затем, окончив курсы, шофёром. Мать преподаёт в школе.
В 1931 году начинаю учиться в школе во 2-м классе.
В 1933 году родители разводятся, я остаюсь жить с матерью.
В 1934 году вместе с матерью я переезжаю в город Ростов-на-Дону, где в это время учились в университете мои старшие братья (сыновья матери от первого брака) - Киркевич Юрий Александрович и Киркевич Леонид Александрович. Несколько позже средний брат Леонид Александрович по комсомольскому набору едет в Ленинград в Военно-Морское инженерное училище им. Дзержинского.
В 1937 году вместе с матерью едем в г. Ленинград, откуда по назначению Леноблоно мать направляется на работу в г. Кингисепп.
В 1940 году заканчиваю школу-десятилетку и поступаю на юридический факультет. Однако вследствие материальных и семейных обстоятельств, учёбу вскоре оставляю и в октябре 1940 года призываюсь в Советскую Армию. Служу сначала в сухопутных войсках, с начала войны воевал в разведывательном истребительном батальоне, где был разведчиком. С ноября 1942 перехожу во флот. Служил на кораблях КБФ - э/м "Грозящий", крейсер "Киров", э/м "Стерегущий", Старшина 1 статьи, зенитчик. Дважды ранен легко в 1941, тяжело в 1944). Демобилизован в 1948 году. После демобилизации работаю дежурным электриком на заводе Резинотехнических изделий (РТИ) и одновременно готовлюсь в институт. В сентябре 1948 года поступаю в Ленинградский электротехнический институт им. В.И. Ульянова-Ленина. В 1954 заканчиваю институт и  поступаю по направлению на работу в ЦКБ (сейчас КБСМ). Женат с 1949 года, жена - Тригуб Александра Михайловна. Член КПСС с 1963г.
Октябрь 1940 - январь 1942 - Ленинградский военный округ, Ленинградский фронт.
Январь 1942 - март 1948 - Балтийский флот, командир отделения.
Март 1948 - сентябрь 1948 - завод РТИ, дежурный электрик
Сентябрь 1948- февраль 1954 - студент ЛЭТИ
Март 1954 - ЦКБ- инженер-электрик
1957-1959 -Конструктор I категории
1959-1962 Старший инженер
1962-1963- Ведущий инженер
1963-1966 Зам. начальника отдела
1966-1970 -Зам. начальника Серийного Конструкторского Бюро
1970-1972 - И.О. начальника СКБ и зам. главного конструктора комплексов.
1972-1986 - Начальник СКК (серийно-конструкторского комплекса)
1986-1988 - И.О. зам. начальника предприятия по гарантийному надзору и техническому обслуживанию
1988-1990 - зам. начальника предприятия по гарантийному надзору и техническому обслуживанию. Начальник службы гарантийного надзора.                1990 - уволен по собственному желанию в связи с выходом на пенсию.
Награды: медаль за оборону Ленинграда, за победу над Германией, за Отвагу,  в память 250-летия Ленинграда, все юбилейные медали Победы, все медали к юбилеям Вооруженных сил СССР, "За доблестный труд, в ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина", Медаль «Ветеран труда СССР», Нагрудный знак «Изобретатель СССР», орден Трудового Красного Знамени, Орден Ленина, орден Отечественной войны II степени.
***

Константин Григорьевич окончил ЛЭТИ (электротехнический институт) в 1954 г. и стал работать в ЦКБ (КБСМ). Проработал на этом предприятии всю жизнь. Остановимся подробно на деятельности этого предприятия, сейчас это открытая информация. Сейчас о нем можно прочесть даже в Википедии.

АО «Конструкторское бюро специального машиностроения» - предприятие российской ракетно-космической промышленности.

История
Основано 8 марта 1945 г. Приказом Наркомвооружения № 110 от 21 марта 1945 г. в соответствии с Постановлением Государственного Комитета Обороны Союза ССР от 08.03.45 № 7739 на базе Ленинградского филиала Центрального артиллерийского конструкторского бюро (ЦАКБ, главный конструктор В. Г. Грабин) было образовано МАЦКБ - Морское артиллерийское центральное конструкторское бюро. С 1948 г. оно именуется Центральным конструкторским бюро № 34 (ЦКБ-34), с 1966 г. - Конструкторским бюро средств механизации, с 1989 г. - Конструкторским бюро специального машиностроения (КБСМ), а сегодня - ОАО «КБСМ». Основателем и первым руководителем КБ стал известный ученый, конструктор и организатор в области артиллерийских и ракетных систем различного назначения Илья Иванович Иванов. После 1959 г. его преемниками являлись: А. М. Шахов (1959-1974 гг.), С. П. Ковалис (1974-1987 гг.), Н. А. Трофимов (1987-2007 гг.) и В. Г. Долбенков(с 2007 г.).
К концу 1945 г. в МАЦКБ работало 505 человек, к 1947 г. - уже 907, в 1961 г. - 2474 человека, в 1967-м - 3366. Сейчас в ОАО «КБСМ» трудится значительно меньше специалистов.
Но за время перестройки и реорганизации страны и предприятий бывших ВПК ОАО «КБСМ» сохранило квалифицированные научно-технические кадры, опытно-экспериментальную базу и испытательную станцию с уникальными стендами для отработки газо- и гидродинамических процессов при натурных и масштабных испытаниях, создаваемых образцов военной техники. За период с 1945 г. троим сотрудникам предприятия было присвоено знание Героя Социалистического Труда, семерым - лауреата Ленинской премии, 70-ти работникам - звание Лауреата Государственной премии и многим другим почётные и заслуженные звания.
За это время КБСМ разработаны и сданы в эксплуатацию десятки стартовых комплексов для РВСН, стартовые системы для ВМФ, стартовые комплексы для ПВО.
За большой вклад в укрепление обороноспособности страны предприятие награждено орденами Ленина (1947 г.), Трудового Красного Знамени (1969 г.) и Октябрьской революции (1976 г.)
Разработанные в 1945-1958 годы и принятые на вооружение морские и самоходные артустановки по своим тактико-техническим характеристикам превосходили зарубежные образцы и длительное время находились в эксплуатации. С начала 1960-х годов КБСМ является головным предприятием по созданию технологического оборудования ракетно-космических комплексов стационарного и мобильного базирования для основных родов войск армии и флота, а также пусковых установок стратегических, морских и зенитно-ракетных комплексов.
Боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК) 15П961 Молодец С межконтинентальной баллистической ракетой (МБР) 15Ж61 (РТ-23 УТТХ) Ракета РТ-23 УТТХ и ракетный комплекс в целом разработаны в КБ Южное в Днепропетровске, генеральный конструктор академик В. Ф. Уткин. Поезд и пусковая установка разработаны в КБСМ, главный конструктор В. Ф. Уткин
КБСМ также является одним из основных разработчиков антенной техники как по заказам Минобороны, так и двойного назначения. Еще в структуре МАЦКБ имелось подразделение, разрабатывающее крупные башенные артустановки с многометровыми опорно-поворотными устройствами (ОПУ - на одном из таких устройств установлен Планетарий в Санкт-Петербурге) и точными приводами.
В настоящее время наряду с работами, связанными с решением проблем электротранспорта городов России и СНГ, с участием в экспортных заказах для Инозаказчиков (Индия, Египет, Вьетнам, Китай и др.), созданием железнодорожных кранов грузоподъемностью 80 т и 150 т для Министерства путей сообщения, КБСМ разработало металлобетонные контейнеры (МБК) для длительного хранения и транспортирования отработавшего ядерного топлива АЭС СМ-563 и ядерных энергетических установок атомного флота России ТУК108/1, а также металлоконструкции нового, современного облика городского трамвая и стапельного оборудования для его изготовления.

Основная продукция
Организация проектирует (разрабатывает) и участвует в изготовлении, монтаже и эксплуатации:
    наземного оборудования ракетно-космических комплексов стационарного и мобильного базирования
    антенных установок коротковолнового (мм) диапазона для мобильного базирования
    антенных установок коротковолнового (мм) и длинноволнового диапазонов для космической радиосвязи, радиокосмических исследований и телерадиовещания
    прецизионных опорно-поворотных устройств для наведения оптических и оптико-электронных систем и любой специальной аппаратуры массой в несколько тонн и более
    оборудования тепловакуумных камер для наземных испытаний космических аппаратов, включая опорно-поворотные устройства, световые и отражающие щиты, вспомогательное оборудование
    монтажно-стыковочного оборудования большой грузоподъемности для точной сборки крупногабаритных изделий размерами до нескольких десятков метров;
    транспортных средств для изделий РКТ с обеспечением термостатирования транспортируемых КА:
        железнодорожных и автомобильных кранов грузоподъемностью 80-150 тонн;
        пусковых установок для наземного и подводного старта крылатых ракет;
        пусковых установок и антенных постов для ЗРК.
 

ПОКОРЕНИЕ КОСМОСА НА ЗЕМЛЕ

Однажды, когда я был в очередной раз в Ленинграде, Константин Григорьевич вернулся домой в расстройстве чувств. Говорить, что он вернулся "на веселе" нельзя. Такое бывало и раньше. В этот раз он рассказал, что его возили показывать место, где он "будет сидеть". Это были то, что называется, "неприятности на работе". Испытания проходили неудачно. Учитывая, что я видел у него дома письменный прибор с гравировкой "Ветерану строительства Байконура", Константин вплотную занимался космическими ракетами. Бывало, что ракеты взрывались и даже гибли космонавты. Понятно, что Тригуб был к этому не причастен, но доставалось всем. В истории советской космонавтики были трагические случаи. Можно вспомнить о них, Тригуб очень переживал эти неудачи. Все-таки, отвечали непосредственно за неудачи его коллеги и знакомые.

Катастрофы в отечественной космонавтике происходили, сейчас это известно каждому. Многие ругали советскую прессу, которая скрывала некоторые события. А если подумать, зачем нам нужны были эти подробности? Для широких масс общественности многое можно было и скрывать. Ведь неправильное понимание некоторых событий ведет к слухам и сплетням, а их и без того было предостаточно.

Самой первой жертвой советских космических полетов, по-видимому, нужно считать члена первого отряда космонавтов Валентина Бондаренко. Он погиб 23 марта 1961 года во время тренировок в сурдокамере научного института. Будущему космонавту было всего 24 года. Когда он отцеплял от себя медицинские датчики, то обтер тело ваткой, смоченной спиртом, и выбросил ее. Ватка случайно попала на электронагреватель, и камера, насыщенная кислородом, вспыхнула. Загорелась одежда. Дверь камеры не удавалось открыть в течение нескольких минут. От шока и ожогов Бондаренко скончался. После этого случая было принято решение отказаться от проектирования космических аппаратов с обогащенной кислородом атмосферой. Но сам инцидент был скрыт советским правительством. Если бы не эта секретность, то, возможно, удалось бы избежать гибели троих американских астронавтов при аналогичных обстоятельствах. Известно, что американские космонавты в полетах дышали кислородом. Зачем возить с собой воздух, содержащий никому не нужный азот. Но, с другой стороны, это было опасно в случае возгорания.

23 апреля 1967 года при возвращении на Землю произошел отказ парашютной системы корабля "Союз-1", в результате чего погиб космонавт Владимир Комаров. Это был испытательный полет "Союза". Корабль, по всеобщему признанию, был еще очень "сырым", запуски в беспилотном режиме заканчивались неудачами. 28 ноября 1966 года запуск "первого" автоматического "Союза-1" (который позже в сообщении ТАСС был переименован в "Космос-133") закончился аварийным сходом с орбиты. 14 декабря 1966 года пуск "Союза-2" также окончился аварийно, да еще и с разрушением стартового стола (открытой информации об этом "Союзе-2" не было). Несмотря на все это, советское политическое руководство настояло на срочной организации нового космического достижения к 1 мая. Ракету спешно готовили к старту, первые проверки выявили более сотни неполадок. У космонавта, который должен был отправиться на "Союзе", после сообщений о таком количестве неисправностей поднялось кровяное давление, и врачи запретили отправлять его в полет. Вместо него уговорили лететь Комарова, как более подготовленного (по другой версии, решение, что "Союз-1" будет пилотировать Владимир Комаров, было принято еще 5 августа 1966 года, его дублером назначили Юрия Гагарина).

Корабль вышел на орбиту, но неполадок оказалось так много, что его пришлось срочно сажать (в энциклопедиях советского времени написано, что программа полета была выполнена успешно). По одной из версий причиной катастрофы явилась технологическая небрежность некоего монтажника. Чтобы добраться до одного из агрегатов, рабочий просверлил отверстие в теплозащитном экране, а затем забил в него стальную болванку. При входе спускаемого аппарата в плотные слои атмосферы болванка расплавилась, струя воздуха проникла в парашютный отсек и сдавила контейнер с парашютом, который не смог выйти полностью. Комаров выпустил запасной парашют. Тот вышел нормально, но капсула начала кувыркаться, первый парашют захлестнул стропы второго и погасил его. Комаров потерял какие-либо шансы на спасение. Он понял, что обречен, и на всю Вселенную материл наших правителей. Американцы записали его душераздирающие разговоры с женой и друзьями, жалобы на нарастание температуры, предсмертные стоны и крики. Владимир Комаров погиб при ударе спускаемого аппарата о землю.

Минавиапром, ответственный за парашютную систему, предложил свою версию ее отказа. При спуске на нерасчетной высоте в разреженной атмосфере произошел отстрел крышки стакана, в котором были уложены парашюты. Возник перепад давлений в стакане, вмонтированном в сферу спускаемого аппарата, вследствие этого - деформация этого стакана, защемившего основной парашют (вытяжной меньшего размера раскрылся), что привело к баллистическому спуску аппарата и большой скорости при встрече с землей.
Космонавты Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев погибли 30 июня 1971 года при возвращении с первой орбитальной станции "Салют-1", тоже при спуске, из-за разгерметизации спускаемого аппарата космического корабля "Союз-11". На космодроме перед стартом основной экипаж (Алексей Леонов, Валерий Кубасов и Петр Колодин) был заменен дублирующим (Добровольский, Волков, Пацаев). Трагедии могло не быть, если бы не политические амбиции. Поскольку американцы уже летали на Луну на трехместных кораблях Apollo, требовалось, чтобы и у нас летело не менее трех космонавтов. Если бы экипаж состоял из двух человек, они могли быть в скафандрах. Но три скафандра не проходили ни по весу, ни по габаритам. И тогда было решено лететь в одних спортивных костюмах.

12 октября 1964 года Владимир Комаров, Константин Феоктистов и Борис Егоров тоже отправились в полет на "Восходе" в тесной кабине, изначально рассчитанной на одного человека (точно в такой летал Гагарин). Из нее в целях экономии пространства убрали единственное кресло для катапультирования, а сами космонавты полетели не в защитных скафандрах, а налегке - в спортивных костюмах. Провожая их, Королев обнимал каждого и говорил: "Уж ты прости меня в случае чего. Я человек подневольный". Тогда пронесло.
Спуск "Союза-11" проходил нормально до высоты 150 км и момента обязательного перед входом в атмосферу разделения корабля на три части (при этом от спускаемого аппарата кабины отходят бытовой и приборный отсеки). В момент разделения, когда корабль находился в космосе, неожиданно открылся клапан дыхательной вентиляции, соединяющий кабину с наружной средой, который должен был сработать гораздо позже, у самой земли. Почему открылся? По признанию специалистов, это точно не установлено до сих пор. Скорее всего - из-за ударных нагрузок во время разрыва пироболтов при разделении отсеков корабля (два пироболта находились недалеко от клапана дыхательной вентиляции, микровзрыв мог привести в движение запирающий шток, из-за чего и открылась "форточка"). Давление в спускаемом аппарате падало столь стремительно, что космонавты потеряли сознание, прежде чем смогли отстегнуть ремни и вручную закрыть дырку размером с пятикопеечную монету (впрочем, есть свидетельства, что Добровольский успел-таки освободиться из "сбруи", но не более того). У погибших были обнаружены следы кровоизлияния в мозг, кровь в легких, повреждение барабанных перепонок, выделение азота из крови. Трагедия поставила под сомнение надежность советской космической техники и на два года прервала программу пилотируемых полетов. После гибели Добровольского, Волкова и Пацаева космонавты стали летать только в специальных костюмах. Были срочно предприняты кардинальные меры, гарантирующие безопасность людей в случае разгерметизации спускаемого аппарата.

5 апреля 1975 года произошла авария третьей ступени ракеты-носителя корабля "Союз-18/1". К счастью, система спасения сработала безупречно. С перегрузкой в 22 g она оторвала космический корабль от ракеты и отбросила его по баллистической траектории. Спускаемый аппарат с космонавтами совершил суборбитальный космический полет. Посадка произошла в труднодоступных районах Алтая на краю обрыва и лишь благодаря случаю закончилась благополучно. Космонавты Василий Лазарев и Олег Макаров остались живы.

26 сентября 1983 года при старте космического корабля Союз-Т10 загорелась ракета-носитель. Автоматическая система спасения не сработала. Через двенадцать секунд после появления пламени стартовый персонал нажал кнопку катапультирования (запустить этот процесс можно только при условии, что два человека нажмут каждый свою кнопку: первый - ответственный за ракету, второй - за корабль. Эти двое и спасли экипаж, одновременно нажав кнопки пуска системы спасения). Капсула с космонавтами Владимиром Титовым и Геннадием Стрекаловым была отстрелена от ракеты с перегрузкой в 15-18 g и благополучно опустилась в стороне от стартового комплекса, на расстоянии 4 км от ракеты, которая взорвалась через 2 секунды (точнее, 1,8 с) после отделения капсулы. Система аварийного спасения космонавтов (САСК), разработанная под руководством академика Жукова, спасла жизнь космонавтам. За тот сентябрьский старт летчики-космонавты не получили ни наград, ни очередных званий. Официальная советская пресса этот эпизод проигнорировала.

В постсоветское время, несмотря на плачевное состояние российской космической индустрии, человеческих жертв не было. Впрочем, и летали в космос меньше. Была череда различных технических неполадок, которые уже не были столь надежно спрятаны от публики и журналистов, как раньше. Вопреки высокомерию американцев (чего только стоят кадры из блокбастера "Армагеддон", где русский космонавт, затерянный на "Мире" и похожий на бомжа, поросший щетиной и непрерывно прикладывающийся к бутылке, с помощью монтировки и такой-то матери чинит сложный буржуазный агрегат) космонавтам на орбите каким-то чудом удавалось справиться с одряхлевшей техникой. Вероятно, сказываются многолетние "тренировки", к которым безалаберное государство и неистребимая бюрократическая система вынуждает не только каждого нашего космонавта, но и любого гражданина. Ну и всяческая смекалка и дополнительные средства спасения, которыми наши инженеры снабжают космические корабли, не особо надеясь на то, что какой-нибудь очередной механик не просверлит очередное лишнее отверстие в обшивке.

На пути освоения космоса жертв и аварий не удалось избежать ни нам, ни американцам. Первый космонавт планеты, назначенный дублером к Владимиру Комарову, к тренировкам относился со всей серьезностью. Он долго добивался, чтобы его включили в состав одного из экипажей, и Королев наконец-то пообещал убедить Кремль разрешить полет оберегаемому первому космонавту мира. Только просил потерпеть до нового корабля. Гагарин всегда верил главному инструктору и терпеливо ждал. Дублеры основного экипажа были всегда готовы к полету: замена могла произойти за считанные дни, а то и часы до старта. В 1971 году, всего за два дня до старта, у космонавта Кубасова врачи заметили какие-то странные затемнения в легких. Позже выяснилось, что у него была всего лишь аллергия на полевые цветы, которыми были покрыты степи Байконура. И тогда Кубасова и его экипаж в составе А. Леонова и П. Колодина отстранили от полета, и вместо них в космос полетели Волков, Добровольский и Пацаев. При посадке от разгерметизации кабины они погибли... В первые часы о гибели Владимира Комарова знали только в Кремле. Л. Брежнев лично распорядился никому ничего не говорить: страна готовилась к Первомаю. В Москве, да и по всему Союзу тысячи людей ждали новостей о космическом полете. Накануне по телевизору показывали КВН, который в то время смотрела вся страна. И когда одна из команд вынесла плакат с нарисованным космическим кораблем и надписью «В космосе - «Союз-1»!», зрители буквально носили на руках участников передачи, как будто это они сами были героями космоса. В то время народ любил и восхищался покорителями космоса. А на следующий день о полете не прозвучало ни одного сообщения. Стало ясно - произошло что-то нехорошее... Одним из немногих, которому рассказали сразу все, и был Юрий Гагарин. Он сразу же вылетел на место трагедии. Люди были измотаны физически и подавлены морально. Юрий Алексеевич где-то раздобыл буханку черного хлеба, кусок колбасы и бутылку водки. Налил стакан, залпом выпил и заплакал. Товарищи впервые в жизни увидели этого мужественного человека плачущим. Он по-человечески любил Володю... Когда представители правительства улетели из Орска с останками погибшего космонавта в Москву, на месте трагедии военные и инженеры продолжили поиски. Они нашли новые фрагменты тела Владимира Комарова, но докладывать в Центр не стали. 25 апреля 1967 года, за сутки до официальных похорон в столице, товарищи сами похоронили в степи все, что удалось найти. Так что фактически это первая могила космонавта Комарова. На земельный холм заслуженный летчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза С. Анохин положил военную фуражку. Она не принадлежала погибшему - просто есть такая традиция оставлять фуражку летчика на его могиле... На первую (по сути - вторую) могилу у Кремлевской стены приходят почтить память героя официальные лица, руководители страны, зарубежные гости. На вторую (первую!) в районе города Орска - только самые близкие: родственники, космонавты, друзья...
 
К месту падения «Союза-1» с поисковых самолетов были сброшены парашютисты. Корабль был сильно разрушен и горел. Пожар тушили собственными куртками, забрасывали пламя землей и до последнего надеялись на чудо. Надежда исчезла, когда среди обломков спасатели нашли человеческие останки. От тела Владимира Комарова не осталось почти ничего... О гибели космонавта Комарова было всего одно сообщение ТАСС: «При открытии основного купола парашюта на высоте семи километров, по предварительным данным, в результате скручивания строп парашюта космический корабль «Союз-1» снижался с большой скоростью, что явилось причиной гибели Владимира Михайловича Комарова». И никаких подробностей. Возможно, это и породило множество мифов, слухов, домыслов и легенд о полете. Говорили, что еще в полете Комаров попрощался с женой и руководителями государства. Прошел слух, что при посадке космонавт крыл матом правительство, ЦК КПСС и лично Леонида Ильича. Была сплетня, что Комаров жив, но сильно обгорел, и его «упрятали в психушку», объявив погибшим. Утверждали, что останки космонавта так разбросало по степи, что собрать ничего не удалось, и в Кремлевской стене замуровали пустую урну...
23 апреля 1967 года космический корабль «Союз-1» успешно вышел на расчетную орбиту. На этом хорошие новости заканчивались. Позже одной из легенд было, что Комаров, убедившись в неизбежности своей гибели, позвонил семье, чтобы попрощаться, а потом разговаривал с председателем Совета министров СССР А. Н. Косыгиным, которому рассказал о причинах своей гибели. Этого не могло быть по простой причине - звонки из орбиты стали возможны лишь в 1994 году, со станции «Мир».
На пленке (подлинной!), которая сохранила голос Владимира Комарова посекундно, отчетливо слышны все команды Земли и доклады космонавта. Голос его спокойный, ровный, как говорится, «штатный». Первый доклад о том, что не открылась левая солнечная батарея. Из-за этого и стали происходить все дальнейшие беды. Одна батарея не могла полностью обеспечить электроэнергией все системы корабля. Возникла угроза их отключения, и тогда «Союзом» нельзя будет управлять, не запустится двигатель, перестанет поступать воздух и удалится углекислота, отключится обогреватель и корабль замерзнет.
Единственную открытую батарею Комаров попытался навести на Солнце, подзарядиться от него, хотя управлять однокрылым кораблем было непросто. Аккумуляторы «Союза» стали быстро разряжаться. Вдобавок ко всему на корабле отказали датчики ориентации, т. е. он практически «ослеп», а это означало, что автоматически вернуться на Землю уже не получится. При ручной же посадке одно малейшее неточное движение - и «Союз» мог уйти на свою «вечную» орбиту... Однако на Земле, в госкомиссии, считали, что неполадки не существенны и требовали готовить к запуску второй «Союз». И только вмешательство и настойчивость академика Келдыша, по сути, спасли жизнь троим космонавтам: Елисееву, Хрунову и Быковскому, так как гибель «Союза-2» была предрешена, поскольку корабли были «близнецами»...

Перед Владимиром Комаровым стояла практически невыполнимая задача - вручную посадить неуправляемый корабль на Землю. Все переговоры с товарищем на орбите вел Юрий Гагарин - он был последним, кто общался с Комаровым. Мы воспроизводим подлинную запись их переговоров: «Рубин, я Заря, как слышите меня, прием». Комаров: «Я Рубин, слышу вас отлично. Не могу открыть левую половину батареи, открылась только правая батарея, прием». Это первый доклад космонавта. И разговор перед посадкой: Гагарин: «Все нормально, я Заря». Комаров: «Понял вас». Гагарин: «Готовьтесь к заключительным операциям, повнимательнее, поспокойнее, сейчас будет автоматический спуск с лунной ориентацией, нормальный, настоящий». Комаров: «Понял вас». Гагарин: «Я Заря, как самочувствие, как дела, прием». Комаров: «Все в порядке, я Рубин, прием». Гагарин: «Понял вас». Комаров: «Нахожусь в среднем кресле, привязался ремнями» Гагарин: «Вот тут товарищи рекомендуют дышать глубже. Ждем на приземлении». Комаров: «Спасибо передайте всем...».

На этом связь оборвалась - корабль вошел в атмосферу Земли. Спускаемый аппарат шел на посадку. Корабль засекли из поисковых самолетов, и летчики доложили: «Видим аппарат, идет на посадку, открылся вытяжной парашют». Потом тягостное молчание перед роковым: «Горит на Земле». Какими были последние минуты жизни Владимира Комарова, никто не узнает никогда - бортовой магнитофон расплавился, бортжурнал сгорел. Самая распространенная легенда, что пилоты поисковых самолетов слышали матерную брань космонавта, не выдерживает никакой критики: связь возможна была только через антенны на стропах основного парашюта, который так и не раскрылся...
Когда в ночь на 25 апреля останки Комарова привезли в госпиталь им. Бурденко, туда же приехал маршал авиации К. Вершинин, чтобы лично убедиться: возможно или нет торжественное прощание с погибшим. Увидев, что осталось от космонавта, маршал дал команду останки немедленно кремировать...
Причины катастрофы «Союза» расследовала комиссия во главе с Д. Устиновым, курировавшим в то время вопросы освоения космоса. Официальная версия была: «Стечение ряда факторов, носящих случайный характер». Космонавтам первого отряда о причинах гибели их товарища рассказали на специальном собрании с показом документальных кадров трагедии. Они должны были быть готовыми к любой ситуации... А причина трагедии была чисто технической: вытяжной парашют не в состоянии был (попросту не хватило мощности) вытащить основной, который заело, т. к. давлением были сжаты стенки контейнера, бывшие недостаточно жесткими. Виновными были признаны конструкторы, разрабатывавшие парашютный отсек корабля, и создатели самой парашютной системы. Главного конструктора и начальника Института парашютных систем Ф. Ткачева сняли с занимаемых должностей, был наказан один из заместителей В. Мишина.
Через полтора года после гибели Владимира Комарова «Союз» снова полетел в космос с Георгием Береговым на борту. А еще через полгода, в январе 1969 года, на орбите удалось-таки состыковаться двум кораблям, и два космонавта, Е. Хрунов и А. Елисеев, перешли через открытый космос из одного «Союза» в другой. Они выполнили то, что должны были сделать в том трагическом полете. С 1971 года «Союзы» не подводили ни разу, американцы признали этот корабль самым старым, но самым надежным космическим аппаратом, в отличие от их «Шатла».
По планам, «Союз» должен еще летать, как минимум, до 2014 года. В истории мировой космонавтики не было, нет и вряд ли когда-нибудь появится космический корабль, который имел бы полувековую жизнь, которую дал ему Владимир Комаров в обмен на свою...
Вот такова история освоения космоса. Вам стало легче от более подробной информации?
 

ТРЕТЬЯ ЛЕГЕНДА. КРЕЙСЕР "КИРОВ"

Вот в такой обстановке приходилось работать Константину Григорьевичу. Однако вернемся к легенде о крейсере "Киров".
Крейсер Киров - замечательный корабль, который в Великую Отечественную войну защищал город на Неве, всю войну сражался на Ленинградском фронте и одним из первых среди кораблей Балтийского флота награжден орденом Красного Знамени. Корабли типа Киров - лучшие в мире по скорости и вооружению легкие крейсеры, построенные отечественными кораблестроителями в последние предвоенные годы. Во время Великой Отечественной войны с фашистской Германией крейсеры типа Киров сыграли важную роль. Постройка серии крейсеров типа Киров была успехом отечественных специалистов не только военного кораблестроения, но и металлургической, электротехнической, радиотехнической и ряда других отраслей промышленности. Строительство крейсера велось под наблюдением выдающегося советского ученого-кораблестроителя академика Алексея Николаевича Крылова. Перед проектировщиками стояла очень нелегкая задача: корабль должен был обладать высокой огневой мощью и при этом иметь отличные маневренные качества, высокую скорость, хорошую живучесть, броневую защиту. Была создана трехорудийная 180-мм башенная установка, которая по баллистическим данным не имела равных ни в одном из флотов мира. Монтажом и испытанием артиллерийских систем нового крейсера руководил Д. Ф. Устинов (к тому времени заместитель главного конструктора завода-строителя).
На крейсере было установлено самое современное вооружение: девять 180-мм орудий в трех башнях главного калибра, шесть 100-мм, шесть 45-мм орудий (во время ремонта в 1943 г. число 100-мм орудий было увеличено до восьми, число 37-мм - до 10, 45-мм орудия были сняты и заменены крупнокалиберными зенитными пулеметами). Первоначально на корабле было предусмотрено четыре 12,7-мм пулемета, два трехтрубных 533-мм торпедных аппарата, четыре бомбомета и два бомбосбрасывателя.

22 октября 1935 г. состоялась церемония закладки корабля. Строительство крейсера вызвало всенародный патриотический подъем. Строители корабля понимали, какая высокая ответственность ложится на них. С разных концов страны на завод-строитель шел металл, оборудование, узлы и механизмы для крейсера Киров. Металлурги варили для корабля сталь, изготовляли листы и профили; на электротехнических заводах многих городов страны создавалось сложнейшее электрооборудование, лучшие предприятия оборонной промышленности поставляли на крейсер грозное вооружение. Строители спустили корабль на воду 30 ноября 1936 г.- ко второй годовщине смерти С. М. Кирова (убит 1 декабря 1934 г.).

1 декабря 1939 г. крейсер Киров принял участие в первой боевой операции: по приказу командования он обстрелял орудиями главного калибра батарею белофиннов на острове Руссаре близ Ханко. Так состоялось боевое крещение нового корабля. После этого крейсер Киров неоднократно участвовал в других операциях против белофиннов, за что большая группа моряков-кировцев была награждена орденами и медалями.

Великая Отечественная война застала крейсер в Риге, и в первый день войны 22 июня 1941 г. корабль вступил в бой, отражая воздушные налеты гитлеровцев. 1 июля крейсер Киров пришел в Таллин для защиты этого города и находящегося за Таллином города на Неве. 22 августа к столице Эстонии подошли фашистские войска, и в тот же день впервые крейсер Киров открыл огонь по сухопутным войскам Гитлера. Фашисты очень быстро поняли, какую важную роль в защите Таллина играет мощная артиллерия кораблей, стоявших на рейде эстонской столицы. Неудивительно, что фашисты начали беспрерывно атаковать крейсер Киров и другие корабли на Таллинском рейде с воздуха и одновременно обстреливать их из дальнобойных орудий. Немецкие летчики, взятые в плен, заявили, что их сняли с Кингисеппского направления и послали под Таллин, чтобы уничтожить самый большой корабль, который причиняет им немалый урон.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 февраля 1943 г. крейсер Киров был удостоен ордена Красного Знамени. Это было наивысшее признание боевых заслуг корабля - защитника Ленинграда, корабля-героя. Крейсер активно помогал сухопутным войскам Ленинградского фронта, но теперь уже не в оборонительных, а в наступательных операциях, завершившихся прорывом блокады.
В память о замечательном корабле архитектором О. Н. Башинским разработан проект мемориального комплекса, который будет сооружен на Васильевском острове, у морских ворот Ленинграда. Для комплекса решено использовать демонтированные с корабля две 180-мм орудийные башни главного калибра и носовую надстройку крейсера с четырехногой мачтой. На площадке над главным командным пунктом разместятся три зенитные установки. Этот мемориал будет напоминать о бессмертном подвиге, который совершили в годы Великой Отечественной войны защитники Ленинграда.
Константин Григорьевич некоторое время, к сожалению не знаю точно когда, служил на крейсере "Киров".
 

АЛЕКСАНДРА МИХАЙЛОВНА

Александра Михайловна всю жизнь была помощницей Константину в годы учебы и работы. Нелегко ей приходилось. Она помогала Константину учиться в ЛЭТИ. Сразу после войны учеба давалась нелегко, сказывались нервные потрясения. Многое приходилось держать при себе. Некоторые молодые студенты посмеивались между собой над Константином. Он прошел фронт, и сразу учиться было непросто. Константин тяжело переживал неудачи в учебе, стеснялся своих ошибок. Даже подумывал бросить учебу, но Александра Михайловна его поддерживала, пока Константин не окончил благополучно институт.

Очень кстати у меня оказалась автобиография Александры Михайловны из архива ее дочери.

***
АВТОБИОГРАФИЯ (написана 31 мая 1950 года)
Тригуб Александра Михайловна
Родилась в 1923 году 5 мая в семье крестьянина Псковской области Великолукского района в деревне Бор. До революции мои родители занимались крестьянством. После революции мать работала учительницей в сельской школе, а отец по-прежнему крестьянствовал. В 1931 году мой отец Григорьев Александр Николаевич умер. Второй муж моей матери Лукашенко Михаил Капитонович в 1938 году удочерил меня. В 1931 году я поступила в первый класс. после ряда переездов из одного города в другой, связанных с работой отчима, семья в 1937 году переехала в г. Ленинград, где я продолжала учиться. В 1939 году вступила в члены ВЛКСМ.
В 1940 году, окончив 8 классов средней школы, я поступила на 1 курс Ленинградского техникума резиновой промышленности. В 1941 году окончила 1 курс. В первые дни Отечественной войны мой отчим был призван в армию, а 20 сентября этого же года погиб (пропал без вести). Вместе с младшей сестрой и матерью я эвакуировалась в Кировскую область в г. Уржум. В этом же году я поступила в 10 класс, а в 1942 году окончила его и поступила на 1 курс Московского технологического института легкой промышленности им. Л.М. Кагановича [примечание дочери: институт находился в эвакуации, как вспоминала мама достаточно далеко от Уржума (200км), в г. Кирове (Вятка). Ей пришлось расстаться с мамой и сестрой, уехать жить в общежитие института). В 1945 году институт вернулся из эвакуации в Москву].
В 1947 году я окончила институт и получила направление на работу на меховую фабрику "Рот-Фронт" г. Ленинград, где я и работаю в настоящее время в должности инженера лаборатории и по совместительству инженером по технике безопасности и охране труда. В 1949 году вышла замуж за Тригуб Константина Григорьевича.
Далее по трудовой книжке:
1950г. назначена начальником цеха крота.
1953г. назначена начальником ОТК
1955г. назначена начальником лаборатории
1961г. назначена начальником скорняжного цеха
1964г. переведена в фабуправление - Гл. инженером фабрики "Рот-Фронт"
1974г. назначена Гл. инженером ЛПМО "Рот-Фронт"
1979г уволена по собственному желанию в связи с выходом на пенсию.
После выхода на пенсию года два преподавала на курсах повышения квалификации специалистов меховой и кожевенной промышленности.
Награды:
«В память 250-летия Ленинграда»
 «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
Медаль «Ветеран труда СССР»
Нагрудный знак «Изобретатель СССР».
Орден "Знак Почета"
Член КПСС - с 1962г.
***

Фактически Александра Михайловна тоже проработала всю жизнь на одном предприятии. Что же это за предприятие?
 
История города. Энциклопедия Санкт-Петербург, Ленинград, Петроград.
«Рот-фронт» производственное меховое объединение 1974 : «Рот-фронт» (улица Союза Печатников, 24), производственное меховое объединение. Создано в 1974. Перерабатывает сырьё и полуфабрикат (кролик, ондатра, норка, песец и т. д.), выпускает головные уборы, воротники, манто. В составе объединения сырейно-красильная и 3 скорняжно-пошивочные фабрики, в том числе Меховая фабрика № 1 (создана на базе открытой в 1900 мастерской Шульца) и фабрика «Рот-Фронт», которая ведёт историю от скорняжной мастерской Мартенса, находившейся на Невском проспекте, 21; в 1918-19 здесь создана фабрика, которая в 1932 получила современное название в честь немецкой коммунистической организации 1920-30-х гг. Союз красных фронтовиков, сокращённо - Рот-Фронт (Красный фронт). В объединении работал Герой Советского Союза М. И. Комаров. Имеется музей боевой и трудовой славы. На территории объединения - Станислава святого костёл.
 
 ЛЕНИНГРАДСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕХОВАЯ ФАБРИКА "РОТ ФРОНТ" МИНИСТЕРСТВА ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СССР (1918 г. - по наст. время) Ф. Р-1905, 10 ед. хр. (из них 3 ед. хр. поличному составу), 1921 - 1924 гг.; оп. 1 - 3. Ф. Р-6861, 2ед. хр., 1933 - 1934 гг.; оп. 1.Ф. Р-7347, 69 ед. хр. по личному составу, 1926 - 1936 гг.; оп. 1. Ф. Р-9574, 751 ед. хр., 1934 - 1970 гг.; оп. 1 - 6; систематический и по истории учреждений каталоги.
  Декретом СНК от 28 июня 1918 г. скорняжная мастерская Торгового дома Ф. Л. Мертенса, существовавшая с 1916 г., была национализирована, передана Секции швейного производства совнархоза Северного района и переименована в 9-ю Петроградскую скорняжную фабрику. В июне 1920 г. она перешла в ведение отделения "Петрогубодежда", в январе 1922 г. треста "Петроодежда" и переименована в Петроградскую государственную скорняжную фабрику им. Молоканова (см. ф. Р-1905). В [1926 г.] она переименована в скорняжно-шапочную фабрику, в 1932 г. перешла в ведение Ленинградского объединенного фабричного управления мехообрабатывающей промышленности "Рот Фронт" Всесоюзного объединения "Союзпушнина" Наркомата внешней торговли СССР (см. ф. Р-7347), в том же 1932 г. переименована в меховую скорняжно-шапочную фабрику "Рот Фронт" (см. ф. Р-6861). В 1934 г. произошло объединение территориально расположенных рядом скорняжного, шапочного, шубного и фетрового производств и образована Ленинградская меховая фабрика "Рот Фронт" (см. ф. Р-9574) Всесоюзного промышленного мехового объединения "Союзмехпром", с 1936 г. Главного управления меховой и овчинно-шубной промышленности Наркомата (с 1946 г. Министерства) легкой промышленности СССР. С января 1966 г. фабрика подчинялась Всесоюзному объединению меховой и овчинно-шубной промышленности Министерства легкой промышленности СССР.
27 ноября 1992 г. зарегистрировано АООТ (с 23 января 1997 г. ОАО) "Промышленно-торговое меховое предприятие "Рот Фронт"".

А вот и авторские свидетельства:

Способ изготовления воротника из меховой шкурки
patents.su›…578948-sposob-izgotovleniya…mekhovojj…
Ленинградское производственное меховое объединение "Рот фронт". Тригуб Александра Михайловна, Старостина Нина Павловна, Боговая Вера Семеновна, Варначев Борис Иванович...

Приспособление для формования и сушки мехового...
patents.su›4-503576-prisposoblenie-dlya…mekhovogo…
Ленинградское проектно-конструкторское и технологическое бюро легкой промышленности. Лебедев Юрий Дмитриевич, Тригуб Александра Михайловна, Казаков Борис Андреевич...

Устройство для сушки меховой шкурки трубчатой формы
patents.su›4-573690-ustrojjstvo-dlya…mekhovojj…
Ленинградское проектно-конструкторское и технологическое бюро легкой промышленности. Лебедев Юрий Дмитриевич, Тригуб Александра Михайловна, Зинов Борис Васильевич..

Можно себе только представить, сколько знаменитостей хотели подружиться с Александрой Михайловной. Хорошие меха всегда ценились.
 

ДАЧНЫЙ ДОМИК НА ОЗЕРЕ РАЗЛИВ

Тригубы всей семьей в период с мая по сентябрь переезжали на дачу. Дача у них появилась сравнительно недавно, скорее всего с конца 70-х годов. Это был небольшой деревянный домик возле озера Разлив. Красивое курортное место, любимое многими ленинградцами. Добираться было удобно, на электропоезде от Финляндского вокзала до станции Разлив. В этих местах был чистый воздух и росли сосны. Многие ленинградцы снимали здесь дачи, иногда на целое лето. Отдыхали с детьми целыми семьями, если были возможности, то все лето. Повсюду стояли деревянные дома, сохранившиеся с начала ХХ века, двухэтажные, с резными наличниками, лестницами, беседками. Эти дома принадлежали ранее состоятельным горожанам, были дома и победнее.

Тригубы купили домик бывшего конюха, первоначально представлявший собой небольшой деревянный сруб. У этой избы были две маленькие комнаты по сторонам печи, кухня и застекленная веранда. После конюха, вероятно, было еще несколько хозяев, а последним хозяином был военный моряк, решивший уехать за границу. К дому уже были пристроены веранды с отдельными входами, что наводило на мысли о том, что дом сдавался на лето дачникам. При такой планировке дома, можно было вполне разместить в нем четыре семьи. Этим моряк, возможно, и занимался. Территория возле дома была небольшой и отделенная забором от большого соседнего дома. Можно предположить, что в этом доме и жили хозяева конюха.

Семья Тригубов никогда не сдавала домик дачникам и даже на калитке была прикреплена бумага с соответствующей надписью. После выхода на пенсию, Александра Михайловна почти все время проводила на даче.

Климат в Ленинграде сырой и холодный даже летом. Выращивать овощи сложно. Однако, цветы росли хорошо, и Александра Михайловна разводила там множество различных цветов. Особенно мне понравилась клумба, на которой рядами росли цветы, распускавшиеся все лето. Сначала расцветали ранние весенние цветы, потом их сменяли летние и осенние. Получались такие ряды, передававшие эстафету следующим рядам до самой осени.

Константин Григорьевич утром уезжал на работу на электропоезде до станции Ланская, где располагался его "офис", как он его называл. Каждое утро он начинал с почти ледяного душа, а его вечерний душ был не намного теплее. Вечером пили чай на веранде. Иногда Тригубы покупали рыбу, которую рыболовы ловили на озере Разлив. Летом, во время белых ночей приятно было пройтись по окрестностям. Тишина иногда нарушалась проезжавшим электропоездом. Автомобильная дорога располагалась немного дальше за железной дорогой.

Выходные дни проводились в поездках в ближайший Сестрорецк, там можно было купить продукты в магазинах или сходить в кинотеатр. Иногда Тригубы ездили дальше Сестрорецка, в Зеленогорск, Белоостров, Комарово и Репино. Я помню как мы ездили в музей И.Е. Репина, также мы посетили кладбище в Комарово, где была похоронена Анна Ахматова и другие известные русские писатели. В пятницу вечером по шоссе ехали туристы из Финляндии, чтобы "заправиться" в Ленинграде крепкими напитками. В Финляндии был "сухой закон". Назад туристы возвращались уже в воскресенье вечером. Финские туристы ездили с включенными фарами.
Константин Григорьевич приезжал на дачу и зимой. Я видел там лыжи. Была фотография, где он стоит с лыжами после хорошей пробежки. Если летом Константин принимал холодный душ, то зимой натирался снегом. Вечером любил посидеть возле печки. В один из таких вечеров родилось очередное стихотворение.

Зимний вечер на даче

Заиндевелое стекло
И синий свет в моём окошке,
И время будто истекло,
И на душе скребутся кошки.
Тоскливый ведьмин вой в трубе-
В дыму пригрелась не иначе.
И, размышляя о судьбе,
Я пью коньяк на стылой даче.
Дорожки снегом замело -
Метели ладная работа.
Идти их чистить неохота...
В берлогу зимнюю никто
Не поторопится, ни стукнет;
Воспоминание аукнет,
И слава богу хоть за то...

1986г.


В начале 90-х годов начался распад СССР, который Тригубы тяжело переживали. Кризис проявлялся ощутимо, да и здоровье стало ухудшаться. Возможно, что эти переживания и ускорили развитие страшной болезни. Борьба за жизнь проходила тяжело, времени оставалось совсем немного. Они прожили недолгую но насыщенную жизнь, воспитали дочь и нянчились с внуком. Как он будет расти, кто из него получится? Иногда я замечал у них тоскливое настроение, но ничего нельзя было поделать. Они вполне могли прожить и до сегодняшних дней в надежде на возрождение их Родины, даже в измененном виде. Какие мысли посещали в их последние годы?

Такие мысли Константин Григорьевич выразил в своем стихотворении тех лет.

Всё меньше нас... Уходит нас всё более
В тот самый край, пути откуда нет.
Кровоточит осознанною болью
В минувшем нами проторённый след.

Страна моя! Ну что ж такое сталось?
Куда ушло величие твоё?
Как на погосте, позабыв усталость,
Тебя клюёт дурное вороньё.

И норовит схватить ещё живоё,
Носами крючковатыми стуча,
И треплет, вознесённое тобою,
Поблекнувшее знамя Ильича.

Всё то, за что мы жизни отдавали,
Что нам упорно снилось много лет -
На смену нам пришедшие, едва ли
Воспримут, как грядущему завет.

Крича о том, чего не знают сами,
Историю и душу заплюют...
Вороны с крючковатыми носами
Остервенело Родину клюют.

1989 октябрь

Безусловно, Константин Григорьевич был хорошим поэтом. Писал он для себя, планировал написать и прозу. Всю жизнь тянулся к книгам, его библиотека насчитывала около четырех тысяч книг. Если бы его жизнь так рано ни оборвалась, то он мог бы заняться литературным творчеством. Константин больше тяготел к гуманитарным наукам, однако жизнь развернула его к технике. Он успешно справлялся со своей работой, но внутренне тянулся к литературе. Остались нереализованными многие проекты.

Александра Михайловна пережила Константина Григорьевича всего на полтора года.
Мои поездки в Ленинград тоже прекратились. Менялось все на глазах, даже город был переименован в Санкт-Петербург. Я поменял работу, ушел из науки, занялся совсем незнакомой для меня деятельностью. Все изменилось в нашей стране, ушло в прошлое. Будущее неизвестно, но не сомневаюсь, что оно не будет мрачным. В истории все повторяется. Пройдут годы, но неизменным для меня останется город моих друзей, город Константина - Северный Константинополь.