Заплыв во льды Ини

Юрий Игнатюгин
               
               

   У меня есть байдарка. У Перевалова тоже. Раньше-то была одна на двоих, но после того как мы проплыли на ней по Обь-Енисейскому каналу и продали её, то каждый купил себе свою. Я двухместную, а Сергей трёшку. Проплыли каждый на своей и со своими семьями по Ине. И более у Сергея опыта не было. Я же свою эксплуатировал и на Иркуте и на Берди. И на Буготачке само-собой.
   Рассказал я Сергею про эту речушку, впадающую в Иню. И он решился! Конец апреля, буйное таянье и полная Буготачка воды. Мы с ранья уже на автовокзале с сынами. Едем в автобусе на Тогучин, потом топаем пешком и волочём за собой тележки с байдами ещё пару километров от сельца вблизи плотины.
   От плотины, хотя и полуразрушенной, удерживающей немалый пруд, речка Буготачка-Карпысачка прёт дуром. Накачиваем спас средства и собираем байдарки. Пора загружаться и отправляться. Выпивать не будем. С нами дети.
   
   Первыми стартуем мы с Антошкой. Ему тринадцать, и он уже опытный. Непрерывно оглядываясь на Переваловский экипаж, уходим за поворот на право. Успел увидеть, как отчаливают и они. Слегка приторамаживаем, ожидая появления их за поворотом. Но слышен крик: «Юра!!!».  Быстро причаливаем к левому, пологому берегу. Антон остается в байде и держится за кустик. Я бегу к повороту и вижу выходящих из воды мокрых Переваловых. Подарок судьбы – живы!
   Оказывается, при входе в поворот, довольно плавном и неопасном, Шурик не туда ковырнул веслом – забыл наставления – и лодку нанесло боком на тальниковый куст. Повернуло и переломило.  Байда повисла на кусте вся под водой. Половина слева от талины, а половина справа. Разводим костер и начинаем их сушить. Что делать с лодкой? Решаем, что нужно к носу привязать веревку и тянуть. Кому лезть в воду? Сергей машет рукой – чёрт с ней, а не полезу!
Я вспоминаю что у меня опыт моржевания. Раздеваюсь и, по пояс в воде, осуществляю задуманное. Выпрыгиваю пробкой к костру, принимаю дозу креплёного антипростудного. Но не успевает тепло проникнуть в члены, как появляются откуда-то из кустов добровольцы помощники в количестве двух парней и девушки. Они в кустах ночевали перед заплывом.
   Начинаем все вместе тянуть. Течение наполнило нос и корму водой и мы не можем ни распрямить,  ни вытащить. Нужно разрезать рубашку лодки и вода будет, не задерживаясь, вытекать. Кому резать? Да мне же. Опять лезу в ледяную воду. Разрезаю прорезиненный брезент – метровая щель. Опять всей толпой тянем. И не вытягиваем.
   Сергей просится домой и уже не хочет ни сплава, ни выручать байдарку. Ну что ж, отдаем наши сухие вещи, взятые на всякий случай. Они, в двойных носках на босу ногу и в одежках с миру по нитки, шлепают в сторону трассы. Ничего, автобусы ходят, доберутся. А нам возвращаться не хочется, и мы осторожно – теперь у нас не во что переодеваться, продолжаем сплав.
   Река полная и бурная. Шиверы, пороги, кусты в русле, отдельные камушки…. И вот мы уже почти приплыли. Даже Мельничный порог прошли самостоятельно и не черпнули. Опыт! Порадовали стоящих на скале, над порогом, болельщиков. Тут проводятся соревнования и публики всегда валом!
   Но вот зазнайство то и подвело. Нет чтобы закончить как всегда на последнем повороте перед станцией наше путешествие, так я решил подплыть к самой станции. Тащиться пару километров мне не захотелось по грязи.  А станция Буготак всего в двухстах метрах от берега Ини. То есть нам нужно вплыть из Буготачки-Карпысачки, в Иню и проплыть с километр. Будет ровный берег и легко собирать байду.
   Но! Когда нас из-под ЖД моста вынесло в Реку, я оторопел – идет лед! Паниковать не стал – ребенок напугается. И стали мы выруливать между льдинами. Нас выбросило буготакской струёй почти на середину Ини. Срочно нужно бы к левому берегу. Но срочно не получается – льдины, шуга преграждают наш траверс. Но удалось! Мы ж лихие!
   Причалили и стали выходить. Антон выпрыгнул, а я не могу. Встать не могу, согнуться не могу, выпрямиться не могу. Но с сыновьей помощью смог. Не распрямляясь, полураком, собрали вещи и даже просушили рубашку лодки. На коленях отбуксировал телегу – сын толкал.  Это сказалось на мне купание, а потом многочасовое неподвижное сиденье в лодке. Больничный и отдых обеспечены.
   А Переваловы добрались нормально. И даже не чихнули. Но об этом я узнал попозже. Телефонов не было ни у меня ни у них.


                Заплыв второй


   Научился вскоре стоять и добрел до телефона. Позвонил на работу Сергею – надо бы выручить байду. Висит, поди, на кусте, сирота!
   В выходной ринулись по старому маршруту. На автобусе добрались, собрали байду мою. Сергей сбегал на поворот и пришел матерясь – как он и предполагал, на кусте уже ничто не висит. Добрые люди спасли окружающую среду от загрязнения байдарками…. Ну что ж, плывем и смотрим по берегам. Ага! Левый Шуриков сапог. В лодку его. Скоро будет правый сапог, а там, глядишь, и все отыщем, что люди не унесли. Но не судьба. Нашли еще только сиденье фанерное. Даже и подбирать не стали. Утешились ста граммами и вскоре был нам сюрприз. На ровненьком плёсе, прямо на стрежне, раздалось «тррррррр». А потом короткое «тр». В смысле река сказала нам, на своем диалекте, «тпрру». Стой, то есть. 
    Недобрые местные люди вбили в реку арматурину. Ну не любят они праздных туристов. И мы на ней повисли. Дыра длинной полтора метра. Такую не заклеишь! Воды в реке по колена. Вытащили, помараковали, перекусили, собрали и потащились лесами береговыми на трассу. Часа через три, лесными сугробами – майские праздники стояли – вышли на дорогу и еще брели до деревни долго-долго.
   И вот я запасся тремя литрами «88» клея, здоровенным куском прорезины, капроновым шнуром. И начал ремонт прямо в зале трёшки. Прошил и проклеил изнутри, потом снаружи. Клеил кусками по полметра, поэтому процесс затянулся. Все книги использовал на прижим и даже гири и гантели. Вот гиря-то и подвела.
    Собираясь на ночную смену к себе на любимую ТЭЦ, я перелезал через байду и задел мизинцем ножным эту треклятую пудовую.
   Прихрамывая добрел до автобуса и даже на работу добрался, а тут-то и почувствовал «не могу». Но это не аргумент. Работать некому – отпускное время и «надо»! Вприпрыжку отстоял вахту. Утром заявил начальнику цеха, что по дороге на работу споткнулся о проволоку на территории ТЭЦ.
 - А свидетели?
  - Есть. Две лаборантки.
 - Я выясню. – пригрозил начальник.
   Только он за порог, как я уже позвонил в лабораторию и нашел свидетелей «жуткого моего спотыкача именно о проволоку на территории».
   Но не успел я положить трубку, как ворвался наш Зам по эксплуатации. Долго пытал, что со мной, и где это, и почему, и пригрозил, что пропускать смену будет мне чревато!
   Поехал я в травму. А что делать – хожу с трудом и даже ужас перед Замом не поможет мне ходить без посторонней помощи. А по ТЭЦ нужно, бывает, летать. В травме обнаружили перелом мизинца и наложили гипс до колена. Из автомата я сообщил, используя трагические интонации, Заму.  Даже предложил работать на Щите. Там работа на стуле. Он отказался почему-то. И я бодро попрыгал домой, поя – лето, ах лето, а на работу наплевать! Больничный дали на двадцать дней!
   Вот такие счастливо-несчастные сплавы бывают.