Свободен ли человек?

Евгений Терещенко
«Мы послушные куклы в руках у творца.
Это сказано мною не ради словца.
Нас Всевышний по сцене на ниточках водит
И пихает в сундук, доведя до конца».
Омар Хайям.

«В конце концов, не так уж важно, важно, какие конкретные цели ставит перед собой человек, все равно в итоге получается нечто иное, чего не было в его намерениях, но объективно содержалось в его поступках».
Г.Ф.Гегель.

Есть мнение, выраженное довольно авторитетными поэтами и мыслителями (О.Хайям, Г.Ф.Гегель), что человек не свободное существо, а всего лишь «игрушка», «марионетка» в руках Мирового Разума, Творца. Такая, сомнительная, на мой взгляд, точка зрения вытекает из монистического понимания мира и природы человека. В то же время, она в корне противоречит персонализму и дуализму ряда крупных мировых религий: иудаизма, христианства, ислама.

Свободы нет, согласно философии индуизма, монистической адвайты – веданты, отрицающей реальность человека, как такового. Свободы нет, согласно плоской философии монистического материализма, отрицающего реальность Бога и Духовного мира.

При материалистическом понимании вопроса все действия человека теоретически можно «вычислить» заранее, исходя из его природного темперамента и характера, воспитания, образования, влияния среды. Напротив, дуалистическая концепция идеализма предполагает возможность борьбы между духовным и плотским началом в человеке, свободу выбора между добром и злом. Согласно этой точки зрения, человек обладает определенной свободой не только от Бога, но и от общества.

Субстанциональной основой человека, как субъекта, является его сущностное, высшее «Я», в этом качестве человек есть микрокосм, целое, автономная личность. Но как феномен, как «я» индивидуальное, человек есть часть общества, государства, зависит от них, обусловлен ими.

Индивидуальное «я» является носителем КОЛЛЕКТИВНОЙ МОРАЛИ, морали общества, которая меняется в историческом процессе, отражая религиозное, духовное состояние конкретного социума. Как носитель коллективной морали общества, человек не свободен.

«Высшее Я» является причиной и условием ЛИЧНОЙ НРАВСТВЕННОСТИ, в таких ее проявлениях, как сострадание, безусловная любовь, бескорыстие, правдивость, благородство, совесть. Эти качества не являются продуктом общественной морали, но они и не предшествуют ей, проявляясь в человеке на высокой стадии его духовного развития. Как носитель личной нравственности, человек свободен.

Животные не свободны, поскольку они являются исключительно природными существами. Их выбор ограничен и относится к средствам достижения цели, тогда как сама цель задана им природой, инстинктами. По идее, Бог тоже не свободен, ибо Он исключительно духовен, и в Нем нет выбора. Свободен лишь человек, являющийся одновременно существом и природным и духовным, божественно-тварным. Лишь он стоит перед необходимостью делать выбор и имеет возможность выбирать.