Экзоскелет. Путь Лэйси

Ондион
Я знал Макса Лэйси с незапамятных времён.
Мы лежали в соседних колясках...
Мы проказничали в школе...
Мы влюбились в одну девушку и она отказала нам обоим...
Мы грызли науку вместе...
Но потом вдруг перестали общаться.
Просто, не пообщавшись неделю, я понял, что мы не нужны друг другу, у каждого свой путь.
Но мир  - это бескочное дерево возможностей, и так случилось, что я вспомнил о нём, когда мне понадобилось... нет не думайте что это цинично: вспоминать о друзьях, когда от них что-то понадобилось,  вероятно это был просто повод.
 - Макс, сколько лет не виделись!
 - О!  Майк, неужели ты! решил вспомнить старые времена?
Голос у него был прежний молодой, задорный.
 - В общем, ты прав. Такой сухарь, как я всегда имеет причину, большую, чем просто повидать старого друга. Хотел предложить тебе бизнес пополам.
 - Что на этот раз? энерготроны?
 - Ну ты даёшь. Столько лет меня не видел а по-прежнему видишь меня насквозь.
 - Это ты всегда тянешь одну тему.
 - Ну так что, согласен? приходи завтра ко мне на стакан виски, обсудим, ну и как водится, вспомним старые времена.
 - Предложение заманчивое, хотя виски я теперь не пью, доктора запретили. ну а бизес вряд ли он теперь мне нужен, я сильно изменился - он вложил явно какой-то особый смысл в последние слова.
 - Ну так ты придёшь?
 - Да, конечно, надеюсь ты меня узнаешь.
 - да что с тобой случилось?
 - Ну, я потерял ногу...
 - Прости дружище, я узнаю тебя и без ноги, приезжай.
 -...потом опухоль мозга.
 -...чёрт. когда ты узнал? - Задал я глупый вопрос.
 - Семь лет назад
 - Ух! молодец! Значит выжил!
 - Как видишь!
 - Ну, значит ничто не помешает тебе приехать. К семи подъезжай.
 - Окей, до завтра!

Он влетел в комнату стремительно, как делал это всегда в старые времена. Такой же молодой и здоровый.
Мы пожали руки как старые друзья.
 - Ну что, как всегда разыграл меня? - Сказал я, указывая на его ногу.
 - Нет. экзоскелет. Сейчас такие плоские делают, что можно под одеждой незаметно носить. Он постучал себя по коленке, я услышал железный стук.
 - И голова тоже? - поддел его я.
Он улыбнулся.
 - Почти. Знаешь, когда опухоль начала поглощать мой мозжечок, доктора предложили мне заменить его протезом. Ну знаешь, как это делается: замеряются токи на входе и на выходе, на всех нервах и мозжечок заменяется математической моделью в микрокомпьютере. Но потом... Эх, да что там, долго рассказывать, смотри.
Он схватил себя за лицо и быстрым движением сдвинул его вверх.
Да, это был полный экзоскелет, с поддержкой лица. Я не без трепета заглянул под маску, ожидая увидеть обезображенное болезнью и операциями лицо... Но там не было ничего! То есть совсем ничего. пустая пластиковая голова, как у манекена.
 - Полный протез головного мозга. - сказал Макс, вернув живую маску на место.
 - То есть как? Математическая модель мозга в компьютере? И копия твоего сознания?
 - Почему же копия? Оригинал. Единственный и неповторимый. Мозг переносился в модель медленно, нейрон за нейроном. Врачи сказали, что жить моему мозгу оставалось где-то полгода. как раз хороший срок для переноса.
 - И когда ты понял, что ты уже там?
 - Я вообще этого не понял! Я продолжаю жить как обычно...
 - ...не замечая, что тебя уже нет?
 - Что-то типа того. знаешь, когда на руку или ногу надеваешь экзоскелет, и он начинает помогать тебе, поднимать тяжести вместо тебя, то рука, или нога быстро слабеет, атрофируется. То же и с мозгом. когда параллельно нейрону включаешь его модель, то сначала машина следит за сигналами, составляет формулу его работы, а она несложная у нейрона. Потом, какое-то время они работают вместе, а потом нейрон понимает, что уже не нужен...
В общем, через пару лет я почувствовал, что жалкие остатки моего тела мне уже не нужны...

Почему-то я вспомнил вампиров.
 - Помнишь, у Энн Райс, когда герой становится вампиром, он испытывает страшные мучения. "это умирает твоё смертное тело. Cейчас перестанет биться твоё сердце, и тебе станет хорошо."
Макс хищно, по-вампирски, улыбнулся. И, хотя это была мимическая маска Макса, я чувствовал, что это Макс, самый настоящий.

По привычке я предложил ему виски.
 - Спасибо, не надо. Если я хочу алкогольного опьянения или гормонального... например лёгкой влюбленности. Ты не поверишь, после всех этих чудес учёные по-прежнему очень приблизительно понимают как работает мозг. Зато на модели теперь легко его изучать, имитировать различные состояния, и понять наконец загадку личности. Знаешь, сколько теперь таких как я!
 - Ну и как, начинает прояснятся?
 - Начинает. Например, древние думали что личность собрана в точке где-то позади глаз. Глупости. Ещё в середине двадцатого были пациенты с разделённым пополам мозгом. Так вот каждая половина считала себя отдельным человеком, только один был, например, глухой, а другой - слепой...


...Мы встретились снова через год. На этот раз позвонил он. И тоже предлагал бизнес.
 - Привет старина! - Говорил он, и это был всё тот же молодой и готовый к безумным приключениям голос. - Что ты знаешь об Эриании?
 - Да вроде игра такая. Видео игра. А если у тебя есть 3д комплект, то можно и по комнате походить, размахивая несуществующим мечом и отбиваясь от трёхмерных чудовищ. А ещё лучше нейро-интерфейс, если есть.
 - Ты устарел приятель, застрял в своих десятых годах. Это не игра, а реальность. Социальная реальность. Сюда  люди приходят чтобы общаться. А некоторые - чтобы тут работать. А совсем гики отсюда не вылезают, живут тут, даже едят, не отключаясь. А таким, как я вообще есть не надо. здесь есть всё. Я, например, говорю с тобой прямо отсюда.
 - Так что, в реальный мир ты теперь не выходишь?
 - Сам подумай, кто я там. В лучшем случае - ходячий экзоскелет. А здесь я бог. Творю всё, что угодно, принимаю любые формы...


Вот так я потерял друга во второй раз. Я как-то навещал его в этой волшебной стране, видел всякие чудеса, но мне адски не хватает времени на эти игры, чересчур много дел в реале. Целыми днями на ногах: работа... только вот суставы начали сдавать, разболелось ушибленное в далёком детстве колено. Купил себе экзоскелет.



PS: Ещё через пару лет, когда люди стали полностью уходить в социальные реальности сотнями, Макс Лэйси написал книгу "Путь в вечность", а метод перехода путём понейронной замены мозга моделью назвали Путём Лэйси.