Впечатление от картины

Светлана Кременецкая
Sarah Flintzer
Невинность
1904


Всегда ли зажатая стыдливость - признак невинности? И что есть невинность? Может, отсутствие вины за нечто осуждаемое обществом? Сознание себя целостным и прямостоящим - божественной сущностью? Или просто отсутствие любовного опыта, детскость?

На картине две фигуры в непонятной абстрактной декорации. ОНА и ОН практически обнажены и обращены друг к другу.
Я вижу юную девушку, почти девочку, стоящую перед гигантом, смотрящую на него с надеждой и мольбой, вижу почти рабскую робость и нездоровую ущербность духа, униженность перед великаном. Её мольба во взгляде: "Я тянусь к тебе...Только не обидь! Я вся здесь перед тобой, как есть - обнажена душа и тело, и страшно мне в неизвестности!"
Странное чувство охватывает меня, чувство сожаления, не радости. Девушка, что представляет Невинность, уже как будто сломлена страхом, съёжена, с согнутой спиной и втянутыми плечами. Это земное привычное чувство страха, понимаю я, слабости и зависимости. Здесь нет любви, а есть мольба о ней у возможного покровителя и защитника. Девушка не нашла это чувство в себе самой, и надеется найти вне себя - получив от молодого человека, явно ангелической Сущности.
 
Не поведёт она его за собой, окрыляя мечтой и зажигая звездой сердца! Не вызовет подъём и Огнь Духа, потому что сама его не имеет. А он нуждается? Он - ОНО - уже ТАМ. Он - с Небес Дух, а она земная слабость. Это ОН - Невинность Высокая, а в ней - смирение перед божественным величием. Так земное начало подчиняется Высшему. Душа (ОНА)подчиняется ведущему - Духу (ОН) - внутри самого человека, каждого) идут эти процессы - в глубине самосознания.

Во мне сначала был какой-то протест... От позиции автора или от извечной зажатости женщины?...

Вот я и размышляла...Именно женщина показана слабой и ведомой и именно она всё тянет в земной жизни на хрупких плечах. Она же пришла к Ангелу, желая распрямления. Где Мужина - он уже силён? А, его, потом, поднимет Женщина - богоодухотворённая! Она принесёт ему - своему земному мужчине Огонь небесный. Приведёт Путём, что прошла сама, став вдохновительницей, она откроет Божественность в своём мужчине.

Здесь у девушки нет подлинного доверия и открытости, подлинной чистоты и целомудренности, которые переданы и прямо светятся в картине - "Рождение Венеры" Ботичелли, где взгляд Венеры заставляет меня замереть в потрясении чистотой и истинной невинностью. Он такой умиротворённый, но не в расслаблении от пережитой страсти, а от неведения страстей и тревог, взгляд утончённый, расслабленный, словно Венера ещё не проснулась окончательно - созерцательный и отстранённый. Венера только-только родилась, внутри и снаружи - гармоничный штиль полного покоя и безмятежность.

- Кто сей муж?, - обращалась я снова к картине "Невинность". Утешитель? Наставник? Зрелость, обретшая крыла - совместившая знания и Земного и Небесного Бытия, что смотрит на девочку? Сможет ли земная душа испытать приближение к Совершенству? и что это будет за опыт? А может это я - и в Нём и в Ней, обретающая Себя...

Как автор ЕГО триумфально поставил над НЕЙ, ОН - ровен, спокоен, как Учитель перед той, кого надлежит посвятить, ОН сознаёт ответственность, видит смятение юной земной души.

Миры - этим двум, обретения Целостности. Я незримо вбираю мысленно обоих и уравновешиваю в себе, выпрямляю ту, что в робости. Ведь я сначала увидела здесь лжесвидетельство о невинности земной девушки. Потом увидела слабую душу и зрелый высокий Дух человека любого. Душа способна вырасти и окрылиться рядом с Духом! Только божественность может быть Невинной, она не знает вины, стыда, страха, обиды и боли.

Во мне сейчас уже ясность, шёл процесс, пока писала. Текст я переделывала, всё время шёл поток. Здесь аллегория - слабая земная душа и Высокий зрелый Дух - состояние внутри ЧЕЛОВЕКА, который пока биоробот. Здесь НЕТ Равновесия, Гармонии и Любви. НО! Есть возможность СТАНОВЛЕНИЯ БОЖЕСТВЕННОСТИ через внутреннюю работу с собой. Душа должна вырасти до Духа. Материальное сравняться с Духовным. Обрести силу и звучание полнокровное. Это и будет НЕ-ВИННОСТЬ ЗРЕЛОСТИ И ЧИСТОТЫ, что есть ЛЮБОВЬ - ЦЕЛОМУДРИЕ.

Рецензент: имя на проза.ру - Думай Мыслитель

Можно и так понять эту картину
Перед нами акт насилия
Он приказывает а не просит ее
Он говорит: не сопротивляйся!
Всему что будет отдавайся!
Она молит: прошу не надо
Сжалась вся –все тело в ранах
Не видимых но только боль ее лица
Раскрывает как она боится подлеца
Его уже настроенный на ее тело уд
Подталкивает к насильственному блуду
Ангела в нем и в помине нет
За его спиной не неба след
А шкура убитого животного
Стоит в обнимку показывая- вот ОНО!
Внизу след сорванной с нее одежды
А руки его не оставляют никакой надежды
Готовы голову ей оторвать
Если не будет ублажать
И волосы взъерошенного гада
Лишь подтверждают что ему от нее надо
Надеюсь что любой мужик когда такое увидит
Никогда девчонку не обидит

Думай Мыслитель   17.03.2016 14:05

Автор: Пришла такая рецензия, можно сказать, диаметрально противоположного взгляда, которая ввела в ступор, ошарашила и поразила, словно отбросила от мирного взгляда жёстким и холодным рассудком. Первая мысль - кто что видит - то и носит в себе. Потом пошло вглядывание и появились ноты вглЯДывания...взглЯД растекался в новом направлении: Смотри спокойнее, пришло мнение, оно ЕСТЬ, возможно, оно несёт отрезвление...
"Ты забыла - сколько лечили твою доверчивость? Не всё так просто! Смотри зорче на детали! Не закрывай глаза на "мелочи"...Вникни, может прав человек по-своему!?"

И вижу - вроде, очень красноречивые "доказательства" строгих и взывающих к трезвому взгляду слов - след слезы на щеке жертвы, и словно рога во всклокоченных волосах мужчины, и зверя морду внизу... Одежды "сорванные" я приняла за театральные драпировки, а непроницаемый суровый вид мужчины - за спокойствие. Всё МОЖНО ИСТОЛКОВАТЬ ПО-РАЗНОМУ! Стало на миг страшно внутри и появилась растерянность - как же могла я так доверчиво пропустить "знаки тревоги"? Рассуждала пространно, когда картина - возможно -свидетельствовала совершенно об ином...А может я доступна влиянию, и меня можно вовлечь в страхи? Где мой разум?

Пусть останется моя публикация, как пример - как всё неоднозначно, и как по-разному мы можем смотреть на одни и те же вещи, как помогаем друг другу осознать - что и кто перед нами.

Даже если уважаемый Мыслитель ошибается(а я уже была склонна признать и его версию), и автор картины замыслил показать совсем не картину насилия, я рада этому мнению и предоставленной возможности ознакомиться с ним.
Жаль, что картину нельзя рассмотреть получше - в подлиннике и что-то узнать о ней больше.
Мне хочется верить, что руки не собрались "откручивать" голову в случае неповиновения, а легко успокоительно касаются, сострадание и понимание родится в сердце. Но "хочется" не отменяет, к сожалению, присутствие насилия в мире. Так что - Ангелы тоже способны на него? Тогда бы автор красноречиво изобразил злодея явного...? Помрачнее и позловещее, а?

Ясно мне одно - Истинная Сила, мужественность и доброта не может получить радость от победы над дрожащей слабостью, но получает большую силу и радость, если может защитить, утешить, ободрить и помочь, проявить великодушие! Раскаяние за содеенное преступление всё равно придёт неминуемо, сразу или позднее, всякое насилие, как на Причину - Следствие, на несправедливость - неотвратимое возмездие.
....

Прошло время, и сегодня перечитала всё ранее написанное и мне ясно, что в словах написавшего рецензию автора (Думай Мыслитель) шло мне - искушение!

Сегодня во мне звучит: Доверяй Себе, не позволяй подМИНАть кому бы то ни было, чистоту собственных мыслей, идущую от Сути. Не сомневайся в своём Ангеле.
ЧУВСТВУЙ и СЛУШАЙ СВОЁ СЕРДЦЕ, БУДЬ ГИБКОЙ, НО И СТОЙКОЙ. Иначе голый ум "поможет увидеть" то, чего нет.