Из всех искусств для нас кино. Ч. 2

Олег Маляренко
Начало:  http://www.proza.ru/2016/03/14/834

СОЛДАТ, ИГРАЮЩИЙ В КАРТЫ

Мой приятель Валентин Панченко был весёлым человеком, неистощимым на выдумки и любителем шуток. Он был из тех, с кем не заскучаешь никогда.

Один раз на заводе, где я работал, состоялась творческая встреча с популярным актёром театра и кино Геннадием Корольковым. Об этом я рассказал Валику, на что тот сказал:

- Я с ним был знаком лично. Играл даже с ним в карты в «очко» на деньги.
- И как?
- Выиграл кучу денег.
- И что ты с ними сделал?
- Вернул артисту. Они как дети, и их следует жалеть.
- А где ты познакомился с Корольковым?
- Вместе снимались в кино.

Здесь я не смог больше сдерживать смех и расхохотался во весь голос.

- Валик, я знаю, что ты фантазёр и приколист, но поверить тебе не могу. Что-то ты никогда прежде не рассказывал, что снимался в кино.
- Просто не было повода, чтобы рассказать об этом.
- Так скажи сейчас. Мне интересно будет послушать.

Срочную военную службу Валентин проходил вблизи Ленинграда. Однажды в его часть прибыл помощник режиссёра из «Ленфильма» для подбора солдат для массовки. Среди отобранных оказался и он. В это время проходили съёмки фильма под названием «Вихри враждебные». По сценарию действие проходило в годы первой мировой, а затем и гражданской войн. Валик и его однополчане должны были изображать солдатскую массу тех времён. Переодели их в военную форму, которая мало отличалась от той, в которой воевали в минувшую войну. Стояла поздняя осень, шли дожди, и земля была сырой. Солдаты располагались в наспех вырытых окопах, размокших от дождей. Завывали враждебные вихри. В воюющую армию прибыл большевистский агитатор, которого играл молодой, но страшно талантливый артист Гена Корольков. Солдаты, пренебрегая командами офицеров, собрались на митинг, чтобы послушать речи агитатора.

По указанию режиссёра одни солдаты горячо поддерживали агитатора, в то время как другие были настроены против него. Началась съёмка, но она проходила вяло, что и почувствовали все. Тогда режиссёр изменил мизансцену, переставив солдат и агитатора в другом ракурсе. Опять чего-то не хватало. Назревал третий дубль. По слухам, их должно быть восемь. Валику эти съёмки уже стали надоедать, и он заскучал. На счастье, в его кармане оказалась колода карт. Предложил ребятам сыграть в карты, чтобы веселее провести время, совмещая его с внесением вклада в советское киноискусство. За этим занятием их застукал помреж. Вместо ожидаемого нагоняя картёжники услышали слова одобрения. Вместе с картами их привели на передний план, и предложили продолжить игру, не выказывая никаких эмоций. Режиссёр радостно потёр руки и закричал: «Мотор!» Съёмка началась, а оператор вместе с кинокамерой подъехал к ним. На этот раз получилось то, что надо.

Как потом объяснили, по сценарию солдаты на речи оратора разделились на сомневающихся и одобряющихся. Введение в кадр картёжников показало, что среди них были и такие, кому всё пофиг. Именно такого пофигиста и изображал Валик, внося правду жизни.

Фильм «Вихри враждебные» успеха не имел и быстро сошёл с экранов. В нашем городе его показывали только в одном кинотеатре в течение недели. Видимо, что-то в нём пережали или недожали.

- Красивая сказочка! – сказал я, когда Валик закончил рассказ. – Только я в неё не верю. 
- Дело твоё. Хочешь не верить – не верь. А поспорить на бутылку коньяка тебе слабо?
- Не слабо! Давно не пил коньяка, особенно твоего.
- Как и я твоего. По рукам! Где-то у меня завалялась фотка со съёмок.
- Фотка не проходит. Возможна подделка. Надо посмотреть кино с твоим участием.
- Да где же ты его посмотришь?
- Это моя забота. У меня есть кое-какие соображения на этот счёт.
- Как знаешь.

Был у меня знакомый киномеханик. Вот к нему я и пошёл, чтобы он прокрутил интересующий меня фильм. Он пообещал поискать его по сусекам кинохранилища.

Через несколько дней знакомый позвонил и сказал, что тот фильмец откопал, но выдадут ему только одну часть. Я заказал первую, где засветился Валик.

И вот в одно воскресенье в восемь часов утра мы собрались в кинотеатре на специальный просмотр фильма с возможным участием в нём народного артиста-статиста Валентина Панченко. Мы оказались ВИП-зрителями, так как кроме нас не было никого.

В начале просмотра мы откровенно скучали, пока в кадре не появился артист Корольков. А дальше пошло по известному сценарию, когда агитатор агитировал, солдаты внимали ему, а пофигисты фигачились в карты. Среди четырёх картёжников Валентина не оказалось, что страшно меня обрадовало. Но вот один из них сбросил глубоко натянутую на лоб шапку, и все узнали Валика. Мы дружно зааплодировали киногерою. Он мелькнул всего на несколько секунд, но оставил яркий след в кино.

Проспоренную бутылку коньяка мы распили вдвоём с Валентином. Первый тост был за кинематографию и её создателей.

- Скажи, Валик, после тех съёмок тебе не захотелось стать профессиональным киноартистом? – обратился я.
- Нет, не хотелось. Им очень мало платят за тяжёлый труд.
- А тебе платили за съёмки?
- Конечно. По три рубля в день.
- Так мало?!
- Смотря как на это посмотреть. Этих денег хватало на чекушку водки и закуску к ней. Но главным было не это, а то, что я приобщился к киноискусству.

Продолжение следует:  http://www.proza.ru/2016/03/22/620