Лосев об ограниченности рассудка и диалектике

Павел Гордеев
А.Ф. Лосев об ограниченности рассудка и диалектическом осмыслении


"... обывательсткое сознание, всецело прикованное к пространственно-временному миру и его законам, упорно и не хочет понимать и принимать того, что выходит за пределы пространственных категорий". (А.Ф. Лосев "Музыка как предмет логики". - I, A, 2.)

***

"Отвлечённая мысль, неизбежно выпуская из рук цельный и живой предмет, охватить который она не в состоянии, должна рассекать его на противоречивые качества. Она не умеет так мыслить эти противоречия, чтобы из них получался живой предмет. Поэтому необходимо должен получиться ряд антиномий, указать который рассудок может, но примирить которые - совершенно не в состоянии. И мы не должны этим смущаться, зная хорошо, что настоящая сфера рассудка - физический мир и что применение его в иных областях неизбежно влечёт неполноту и недостаточность характеристик этих областей". (А.Ф. Лосев "Музыка как предмет логики". - I, A, 2.)

***

"... диалектическое определение вещи, будучи определением вещи вообще в мысли, в разуме, требует по крайней мере трёх моментов. Если вещь подлинно есть, она должна отличаться от всех иных вещей. Это есть её тезис. Полагая вещь в уме, мы тем самым предполагаем, что есть нечто иное, чему эта вещь противополагается. Следовательно, тезис вещи в уме возможен только лишь при условии её антитезиса. Но оставаться на этом невозможно. Если вещь предполагает иное, то это значит, что иное необходимо мыслится вместе с вещью. Отнимите из вещи её иное, и - она перестанет от этого иного отличаться, т.е. превратится в расплывчатое пятно и для ума уничтожится. Итак, должно быть нечто третье, в чём вещь и окружающий её фон не только различны, но и тождественны. Это есть синтез, дающий примитивное определение вещи в уме". (Лосев А.Ф. "Музыка как предмет логики". - III. 8. 6.)