Куда направляется социальная эволюция?

Геннадий Мельников
   
         Мир стоит на собственности, а движется технологией на основе идеи.
                Книга УФС.


               Мы строим капитализм, которого вот уже 80 лет нет в природе.
                И.К. Лавровский. Перенастройка.

                Прогресс - замена одних неприятностей другими.
                Х. Эллис.

    
 В наше время проблема определения курса эволюции общества из теоретического аспекта, переходит в чисто практический, касающийся всех. Однако до сих пор нет достоверной обоснованной теории реального общественного процесса, а все существующие теории страдают односторонностью подхода. Многомерность общества, вытекающая из многомерности и универсальности образующего его человека, требует универсального многостороннего подхода. Попыткой определить направление подобного подхода является разработанная автором этих строк универсальная философская система (УФС), основанная на квантовой физике, применительно ко всем явлениям действительности, в том числе и социальным процессам. Этот подход позволяет рассматривать весь мир материи и сознания, как единую систему, состоящую из подсистем вселенной, человека и общества, в которой действуют единые законы подобия или изоморфизма.

 По УФС весь мир, в том числе и наши представления о нем, есть вещественно-полевые явления, причем вещество характеризуется условной величиной называемой энергией, действующей по законам термодинамики, а поле характеризуется условной величиной называемой информацией, действующей по законам мыслединамики или термодинамики наоборот. При этом человек, возникший как система связывающая материю и сознание, является энергоинформационным (ЭИ) феноменом, который проявляется в реальности, как субъект, воспринимающий ее только посредством своих ощущений и представлений на их основе. В этом прав А. Шопенгауэр, объявляющий мир, как представление, а действия человека в нем, как волю, то есть информацию и энергию.

 В современной социальной теории выделяют две основные социальные модели общества: нелинейная цивилизационная Д. Белла – О. Тоффлера и линейная формационная К. Маркса. В цивилизационной теории развитие общества идет вдоль условной оси производства, а конфликт развития проходит между знанием и незнанием. В ней выделяют присваивающий доцивилизационный и производственный этапы, в котором существуют, соответственно, аграрная, индустриальная и постиндустриальная цивилизации. При этом, определение цивилизации и ее теория, отсутствуют, технология производства неопределенна, что сводит всю теорию к художественному описательному уровню.
 
 Марксистская теория сводит социальную эволюцию к смене условных общественно экономических формаций (ОЭФ), которые неопределенны и носят поэтому, локальный характер. Теория основывается на примитивном дарвинизме, в котором происхождение человека выводится из труда, что ничем не доказано. В теории показана ведущая роль капитала в развитии общества, но введены неопределенные понятия производительных силы и производственных отношений, сводящие структурирование общества снизу вверх от производственной деятельности, а вершину общества к простой надстройке над экономикой.

 Принципиальная ошибка цивилизационного подхода в преувеличении роли технологии, которая всего лишь способ расширения ресурсной базы, меняющий только формы социальных  процессов, а не их содержание. Принципиальная ошибка марксизма в линейности эволюции общества и ее разрушительном принципе, когда одна формация уничтожает другую путем революции маргиналов. Это всего лишь смена элит не меняющая ни формы, ни сути общественных процессов. Содержание общественного процесса есть совместное осуществление материальной душевной и духовной полноты жизни.

 В уфс-теории используются оба подхода технологический цивилизационный и политэкономический формационный с включением третьего волнового ЭИ подхода. Это обусловлено тем, что уфс-теория основывается на логике включенного третьего, суть которого в равновесии, а не борьбе противоположностей. Происхождение человека основывается на инверсионной теории В. В. Тена и выводится от общего дельфиноподобного предка (акродельфида), обитавшего в прибрежной морской (пляжной) зоне в области стыка трех геосфер моря, суши и атмосферы, что сформировало его как универсальное существо, способное к обитанию в любом планетарном ландшафте. Самосознание человека возникло, как волновой стереоэффект,  встречной работы двух полушарий мозга, что равноценно его удвоению. Импульсом создавшим этот эффект была коммуникация, возникшая в процессе общения во время досуга, а не труда. Свободное время и желание любви создали разум.

 Подобный подход позволяет по-новому рассматривать сущность и природу человека и выделить в его происхождении и эволюции два принципиально разных этапа. Первый этап биосоциального существа обитавшего в зоне субтропических побережий стадами наподобие морских котиков, моржей и руководствующегося инстинктами и рефлексами. Этот период по В. Тену продолжался около 6 млн. лет и завершился в палеолите около 0,5 – 0,3 млн. лет назад. Тогда  примерно в одно время возникло самосознание, речь и приручение огня, существенно выделившие человека из животного мира и переведшие его на этап социобиологического существа, которого не было ранее в животном мире. С этого времени начался этап социальной истории или этап практического поиска оптимальных  форм общественной организации, продолжающийся до сих пор.Таким образом, человек возник на границе раздела трех сред – моря, суши и воздуха и потому стал универсальным существом способным, на основе технологий, обитать во всех этих средах. Одно это уже принципиально отличает его от всех других живых существ, имеющих ту же биологическую основу (ДНК-РНК).

 По УФС человек имеет три принципиальных отличия от любого животного: 1) способность к внешней (технологической) адаптации к любой среде обитания  в том числе, с управлением своей генетической основой;  2) способность к созданию множественных языков познания (восприятия Реальности); 3) способность к перспективному многомерному мышлению, позволяющему моделировать свойства реальности, не воспринимаемые непосредственно органами чувств и к управлению своим мышлением.На бытовом уровне главное отличие человека, в том, что на досуге животное спит, а человек, побуждаемый интересом, занимается творчеством. В этом выражается его информационная сущность, которая привела к появлению науки и искусства. Это является прямым подтверждением социобиологической природы современного человека, потому что, оказавшись на длительное время вне социума, он возвращается к биосоциальной форме.

 В качестве совершенно нового существа, не имеющего аналогов в живой природе, человек для своей жизни стал создавать искусственные среды обитания, которые являются отражением его информационной природы. Изначально он жил на стыке биологической, социальной и магической сред. Сейчас, став цивилизованным, он существует в биологической, экономической и финансовой средах. Далее, следуя логике эволюции, он сменит свою форму существования и, перейдя на постцивилизационную стадию развития и являясь по конституции универсальным существом, станет способным к обитанию в космической среде. Об этом упоминали учения древних, а также Шри Ауробиндо, К. Э. Циолковский, И. А. Ефремов, Т. де Шарден и другие ученые. Возможно, новый человек возникает уже сейчас, на границе биологической, технологической и информационной сред. Но в любом варианте своей истории он останется тем же, кем и возник изначально – высшим уровнем эволюции вещества-поля, достигшим осознания самого себя. Тем самым человек, своим появлением, начал новый этап эволюции Вселенной, которая, став осознавать саму себя, получила возможность выбора своего дальнейшего пути.
 
 Сущность же человека заключается в познании, любви и творчестве, которые, неосознаваемо или осознаваемо, присутствуют в каждом мгновении его деятельности. Поэтому человек не «чистая страница», а пластичная самоорганизующаяся ЭИ форма, потенциально способная критически воспринять наполняющее ее содержание. В образном представлении человек – это «кувшинка в кувшине» или наполняемая и расцветающая форма разумности.

 УФС рассматривает общество в двух условных составляющих «вещество» или  цивилизация и «поле» или этнос. В цивилизации «веществом» является собственность, а «полем» – технология или способ производства, соединяемые трудом человека, на основе мотивации к нему. При этом живой труд создает производственные отношения, которые являются отношениями управления или владения на всем процессе от добычи сырья до потребления и накопления готовых продуктов. Они складываются из 4-х волновых ЭИ факторов труда: 1)владение предметом технологии (в т.ч. трудом) – на праве собственности или на найме, 2)стимул к труду – получение добычи или дохода, 3)распределение продуктов труда (освоенного ресурса) – по труду или по потребностям, 4)обеспечение отношений распределения и накопления (власти) – идеология и принуждение. Эти 4 фактора образуют волновую матрицу любого общества (цивилизации) или формационный базис реальных, а не условных, ОЭФ.

 В развитом обществе в каждый текущий момент эта матрица формирует вертикальную коническую структуру по распределению совокупного продукта, то есть сословных рангов или классов. В ней на самой вершине действует принцип «каждому по потребностям», соответствующий «коммунизму», рангом ниже –  «от каждого  по способностям, каждому по труду», соответствующий «социализму», еще ниже идут различные «капиталисты» –  средние производители, «феодалы» – владельцы земельной ренты, «кардиналы» – идеологические деятели СМИ и искусства, которые образуют аристократию или финансово корпоративную элиту. Далее внизу разнообразные прослойки плебейского среднего класса с реликтами криминального рабовладения, наркотически зависимыми группами и заключенными в основании общества.

 В историческом времени на основе развития производства они образовывали всем известные формации Маркса, определяемые по ведущему сословию социума: первобытную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, социалистическую и коммунистическую. Площадное распределение формационного базиса по планете  было неравномерно и определялось в основном, ландшафтно – климатическими и технологическими особенностями хозяйства.  Причем, из-за относительной «бедности» планетарной цивилизации, социализм и коммунизм могли быть осуществлены в реальности только локально, для отдельных групп (классов) и локальных «развитых» социумов,  за счет неэквивалентного  (несправедливого) перераспределения общественного продукта в системе политэкономических отношений. Упрощенно, это означает, что древние цари и фараоны были первыми реальными «коммунистами», а высшая аристократия, соответственно «социалистами» и так далее и иначе и быть не могло. Поэтому реальное осуществление социализма и тем более коммунизма в планетарном масштабе, невыполнимо, поскольку оно требует втрое больше ресурсов, нежели имеет планета и является утопией, как и всеобщее потребительское общество.

 Поэтому, чтобы продолжить жить в условиях ограниченности ресурсов, человеку надо осознать Грань Меры потребления и надо научиться жить в условиях поддержания динамического равновесия между износом и восстановлением окружающей среды. В этом суть техно гуманитарного баланса, когда каждому уровню овладения использования энергии и информации должен соответствовать уровень оценки степени опасности для каждого человека и антропосферы в целом, с позиции человека, а не максимизации прибыли. С этой целью на каждом этапе эволюции общество должно создавать принципиальные социально – философские ограничители и регуляторы тех процессов, которые ведут к разрушению социумов и среды обитания. На раннем этапе таким регулятором была религия, утратившая сейчас эту роль, а других механизмов не выработано.

 В связи с этим возникла неотложная проблема переоценки перспектив дальнейшего развития общества при создании условий управления, сохранения и восстановления деградирующей среды обитания человека (биосферы). По УФС это проблема преодоления третьего барьера человека. Первым барьером был Барьер Животности, вторым был Барьер Присвоения, а третьим является Барьер Потребления, являющийся барьером стихийной производящей цивилизации или Цивилизационным Барьером (ЦБ), который требует перехода к управляемой экономике.

 На основе этого подхода в социальной эволюции выделены три сверхбольших цикла: 1) первобытный, основанный на личной и территориальной собственности, присваивающей экономике и контролируемый ресурсной емкостью среды обитания; 2)  стихийный, основанный на частных и коллективных видах собственности, технологической производящей экономике, управляемой саморазрастающимся капиталом; 3) упорядоченный (плановый), основанный на личной и  разнообразных формах коллективной собственности, сверхточном экологичном и энергоэффективном производстве, управляемым на основе научно установленной грани меры производства, распределения, потребления и накопления, которая обусловлена уровнем освоенных ресурсов выживания  в масштабе планеты.

 Необходимость перехода к единой упорядоченной экономике в планетарном масштабе обусловлена всем ходом развития общества и прежде всего единой валютной системой, системой мирового рынка и мирового разделения труда, основанных на развитой системе коммуникаций. Это требует формирования научно организованного общества (ноосферной цивилизации), основанного на реальной общественной теории, а не на досужих искусственных измышлениях идеалистов и марксистов. Подобной теории пока нет, но существует направление ее создания на основе идей уфс-подхода.

 Согласно принципам социальной теории развитие общества происходит на основе воплощения идейных ценностей в материальном производстве или путем воплощения «поля» в «веществе». С древних времен основными идейными ценностями были Истина, Добро, Красота, Свобода, Изобилие и Справедливость, которые и считались  двигателем общества в поиске оптимального общественного устройства. В реальном первобытном обществе основным двигателем развития было изобилие пищи, что привело его к краху и вытеснению на окраины бытия.

 В реальном производящем обществе на начальном этапе основной ценностью стала идея материального богатства, которая, воплотившись, создала досуг и позволила сформулировать более высокие ценности. Изобретение денег позволило им стать вещественным воплощением богатства и сверхценностью для определенных социальных групп: менял, скупщиков краденого, грабителей могил, разбойников, контрабандистов и других преступников, являвшихся изгоями общества. Путем создания богатства они повышали свой общественный статус и становились уважаемыми членами социума. Именно в этой среде возникла идея ростовщичества, которая со временем привела к возникновению Капитала и идеи Денег, как Всевластия.

 Капитал – это волновая ЭИ система, основанная на ссудном займе под процент, которая позволяет за счет аккумуляции денежного ресурса  и формирования связи между количеством денег и их значимостью, обеспечивать владельца капитала непрерывным притоком этого ресурса. Помимо этого конкуренция за деньги служила эффективным стимулом  интенсифицировать производственный процесс с целью достижения его max эффективности или максимизации прибыли.

Проблема современного общества в том, что в погоне за прибылью оно утратило главную цель своего развития – выживание на планете Земля, ибо разрушение биосферы, за счет стихийного выедания ресурсов означает естественную гибель общества, превысившего допустимый предел технологического освоения доступного планетарного ресурса выживания, при отсутствии оценки вредности технологий для существования жизни и механизмов сохранения и восстановления среды обитания.

 В настоящее время капитал, став основной  ЭИ силой движения (управления) общества, достиг пределов (рамок) своей эволюции (рентабельности), основанной на проценте и «бесплатности» природных ресурсов. При этом поддержание и восстановление среды обитания, становятся, экономически невыгодны, поскольку не дают сиюминутных прибылей, а требуют долгосрочных вложений без видимой перспективы отдачи.Поэтому концентрированный капитал в форме банковского картеля и ТНК, направленный на сохранение существующей структуры обменов, стал реальным препятствием на пути социальной эволюции. Более того являясь ведущей ЭИ силой общества он всеми способами направляет его на сохранение существующей ситуации, ведущей в тупик развития.

 По УФС, капитал является подобием гравитации социальных процессов, которые не только вращают систему экономических обменов, но и направляют социум по вектору концентрации капитала. При этом экспансивный процесс расширения общества капитала сменяется его сжатием, которое ведет к замыканию социальной системы в рамках планеты и сопровождается нарастанием социальной энтропии.

 Сжатие общества является наблюдательным фактом и заключается в сокращении всех форм общественных обменов, сводимых к понятию Дела  (Action) – зарабатыванию денег любой ценой, уходу капитала из реальной экономики в «экономику казино» для спекуляций на экономических ожиданиях, ухода человека из реальной жизни в виртуальность или мир иллюзий, коммуникационном сжатии, ведущем не только к усилению связи людей, но и приближении всех угроз вплотную к каждому, от транспортной аварии и ракетного удара, до идеологической провокации, проникающей прямо в сознание. Кроме того происходит деформация и разрушение всех жизнеобеспечивающих (традиционных) социальных структур то есть расовой, половой, национальной, профессиональной, социальной идентичности.
 
 Рост социальной энтропии заключается в торжестве деструктивной идеологии,  нарастании хаотизации всех социумов, росте военных и социальных конфликтов, росте преступности и наркотизации, недоверии к коррумпированной власти и стихийной миграции, которые ведут к всеобщему росту страданий людей, ухудшению экологической ситуации и падению качества жизни.

 При этом капитал неосознаваемо присваивает или подчиняет себе все иные ценности общества, становясь его Истиной, Добром, Красотой и Изобилием, а Свобода, Равенство, Демократия и Права служат капиталу  и становятся  идеологическим прикрытием деструктурирования мира. Это означает коллапсирование общества, под действием чрезмерной мощи капитала, разрушающего все другие социальные связи общества.

 В астрофизике рост ресурса звезды повышает ее качество (ступень в классификации), превращая ее в новую звезду, а достижение ресурсного предела и сокращение ресурса ведет к коллапсу. Коллапсирование ведет к двум прямо противоположным результатам: 1) к возникновению белых, а далее коричневых карликов, постепенно угасающих до темной мертвой звезды или черной дыры, 2) взрыву сверхновой, означающей смерть звезды и начало нового цикла звездообразования. В социальном процессе рост финансового ресурса требует перехода в новое качество, что означает возникновение нового общества на основе радикальной реформации старого, а другие пути ведут к коллапсированию до угасающего реликта или социальной катастрофе (краху планетарной цивилизации).

 Сейчас уже явственно обозначилось одно направление социальной эволюции, обусловленное инстинктом самосохранения капитала. Оно заключается в тенденции, ведущей к созданию мировой империи ТНК и сокращении всего «лишнего» с этой позиции населения, поглощающего ресурсы необходимые корпорациям. Это отражено в теориях «нулевого роста», «золотого миллиарда», «20/80», «постиндустриального информационного общества», «трансгуманизма» и других. Это же подтверждается всей практикой геополитики, которая заключается неуклонном последовательном разрушении социального мира и превращении его в зону свободной бесконтрольной деятельности ТНК и «кочующих» капиталов, захватывающих последние не освоенные территории, и практикой разжигания межэтнических, межгосударственных, межрелигиозных конфликтов, ростом террора и провокаций.

 В перспективе, после разрушения мира, может быть создано единое общество «корпоративного коммунизма» для класса «избранных богатеев» и обслуживающего их персонала, которое основано на  корпоративной собственности и полностью автоматизированном производстве. Это станет вершиной потребительского общества или «цивилизацией досуга» для финансово корпоративной элиты (ФКЭ – фекального элемента). При этом поведение и мера потребления прислуги, а возможно и всего населения будет регулироваться внедренными в мозг чипами, а в дальнейшем допустимо генетическое разделение господ и прислуги и превращение их в ГМО существа, не являющиеся людьми. Подобное общество уже описано в различных антиутопиях О. Хаксли, Г. Уэллса и других и вполне осуществимо технически, и которое прямо ведет к нечеловеческой киборгической или киберсоциальной цивилизации. Теоретически она может существовать неограниченно долго по замкнутому циклу, пока имеет достаточный источник энергии и сможет поддерживать генетическое разнообразие, но все равно исчезнет из-за действия закона роста энтропии в замкнутой системе.
 
 В УФС рассматривается альтернативная версия социальной эволюции, основывающаяся на сознательном переходе к упорядоченной планетарной экономике и принципе федерализма. Главное в экономике –  это радикальная реформа ее финансовой основы, заключающаяся в ликвидации денег с нарастающим процентом и передача монопольного права эмиссии денег государству под общественным контролем. Кроме того проведение валютной реформы предусматривает введение новых типов твердых денег различающихся по целевому назначению: оборотных, экспортных, накопительных, пенсионных и других, позволяющих сократить коррупционное и нецелевое их использование.

 В обществе могут существовать все виды собственности, но с приоритетом личной собственности, ограниченной личным семейным хозяйством. Она является первой изначальной формой власти, от которой произошли все остальные формы. Она ограничена естественными материальными (вещественными) потребностями, но не ограничена душевными и духовными (полевыми) потребностями. Поэтому она является наиболее перспективной при переходе к сверхточным, творческим, подлинно информационным технологиям, не требующим громоздкого, затратного и энергоемкого оборудования.Именно она должна иметь максимальную свободу от налоговых ограничений, в рамках личного производства, потребления и накопления, не переходящих  в частную собственность и не порождающих капитал. Только личная собственность должна иметь максимальную приоритетную юридическую защиту, поскольку это защита фундаментальных жизненных прав человека. Частная собственность, как возникшая за счет неэквивалентности обменов, должна считаться взятой взаймы у общества для определенных целей и должна облагаться прогрессивным налогом и контролироваться.

 В обстановке экономики свободной от корпоративного монополизма, на ее основе возможно относительно быстрое достижение среднего уровня материального достатка и перенос сферы деятельности в гуманитарные области. Это может создать перспективную неограниченную «цивилизацию творчества» в отличие от «цивилизации досуга», ограниченной «хлебом и зрелищами».

 В подобном обществе продолжает оставаться естественно необходимое крупное производство на государственной или государственно-частной основе с оборотным, не разрастающимся капиталом, аккумулируемым обществом и служащим для долгосрочных целевых общественных проектов регионального и планетарного масштаба под полным контролем общественности.

 В обществе продолжает сохраняться существующая государственная организация и сословная стратификация, но все ее категории возвращают  свой подлинный социальный смысл или ценностное наполнение.Распределение ресурса выживания должно строиться, согласно «закона 10%» Р. Линдемана, для сбалансированных экологических пирамид. По этому закону из всего ВВП и финансовой энергии, создаваемых обществом на низшем уровне, на каждый более высокий уровень на личное потребление должно поступать не более 10%. Остальная энергия должна аккумулироваться обществом и направляться на его развитие в целом. 

 В основе системы ценностей главный духовный закон (ГДЗ) – строить свое благополучие в согласии с благополучием других на основе справедливости. ГДЗ (Господь Дал Завет) является выражением закона видовой солидарности, на уровне разумного существа, когда особи одного вида не убивают друг друга в конфликтных обстоятельствах. Это естественный закон Вселенной, действующий и на уровне человека, и из которого вытекают все прочие морально-нравственные заповеди общества. У животных он действует на инстинктивном уровне, а у человека, как самосознающего существа, он сначала должен быть осознан в историческом процессе, и только потом исполнен.
 
 При этом справедливость является межличностным (трансперсональным) понятием, формируемым в общении на основе личной грани меры смыслов (ГМС). ГМС строится каждым для себя, на основе логики с включенным третьим (принципе маятника) и ГДЗ. Ее суть в запрещении запрета, когда тонкая грань между противоположностями находится в разуме человека, а не в писаном законе или внедренном чипе. В этом случае человек сам решает как поступить, исходя из ситуативной обстановки и способности предвидеть ее возможные исходы, на основе системы ценностей.

 Это новый трехмерный уровень мышления требующий самостоятельности, ответственности и дисциплины ума, жизненно необходимый в будущем в обстановке непрерывного роста энергооснащенности, точности и опасности технологий. Отсутствие формальных запретов освобождает мысль и дает реальную возможность преодоления цивилизационного барьера, но требует существенного пересмотра в образовательной, правовой и управленческой деятельности. Цель этого процесса формирование свободного универсального самоорганизующегося человека, возникающего на новой ступени социальной эволюции.

 Таким образом, в социальной эволюции общества наметился ряд версий: мировая империя на старом капитале, мировая федерация на новой экономической основе, мировая катастрофа или какой-то средний вариант между ними. В сопоставлении со звездной космологией это означает коллапс, до уровня белого карлика и умирание, переход на новый уровень светимости и жизни или полная самоликвидация в форме взрыва сверхновой и начала эволюции с нуля. Все определяется степенью взросления общества и потому способностью осознать происходящее и принять необходимые коллективные меры преодоления кризиса. Следует понимать, что законы общества субъективны и люди способны их изменить и выбрать свой путь.

                Список литературы

1.Аттали Ж. Краткая история будущего. СПб. Питер 2014
2.Ваджра А. Путь зла. Запад: матрица глобальной гегемонии. М. АСТ. Астрель. 2007
3.Валянский С. И. Калюжный Д. В. Армагеддон завтра: учебник для желающих выжить М. Транзиткнига. 2006
4.Лиетар Б. Будущее денег. М. АСТ. Астрель. 2007
5.Мельников Г.А. Книга УФС proza.ru 2014 – 15
6.Тен В. В. …Из пены морской (инверсионная теория антропогенеза). СПб. 2005
7.Щекин Г. В. Социальная теория и кадровая политика. Киев. 2000