Вишнёвая косточка

Вадим Светашов
Вишнёвая косточка.

                Однажды на улице меня остановил мало знакомый мне человек. Мне только было известно, что он работает на маслозаводе и живёт на соседней улице.
                -- Извините меня, что я вот так на улице – несколько смущаясь, начал он – мне порекомендовали  Вас, как специалиста по птицам.  Если найдётся немного свободного времени, давайте присядем на скамейку вон у того дома и я Вам всё расскажу.
                Заинтригованный, я согласился. Мы устроились на широкой скамейке, в тени, под нависающими над нами ветвями калины из палисадника. Мужчина, даже не представившись, начал повествование.
                -- Приехали мы сюда с юга Челябинской области шесть лет назад. Купили дом с большим земельным участком. Дом и хозяйственные постройки в отличном состоянии, а вот участок…  Знаете ли, по старому месту жительства, у меня был хороший сад с яблонями, вишней, сливой, малиной, крыжовником и смородиной. А здесь я просто поразился: на такой огромной, можно сказать, территории только уголок неухоженной малины и два запущенных куста смородины. Ещё под окнами черёмуха и рябина. Даже виктории ни кустика нет. В огороде три грядки, уж не знаю из-под чего, заехали-то мы в начале октября – всё было убрано. Остальной участок засаживался картошкой, которую старые хозяева продали или сдавали в заготконтору. Можно я закурю?  Я кивнул.
                -- Так вот – продолжал он, закуривая сигарету – первым делом я выкорчевал старую смородину, выкорчевал и перекопал малину. Посадил четыре яблони, три вишни, красную и чёрную смородину, два сорта крыжовника и двадцать кустиков разной малины. Что-то я собрал по соседям, что-то привёз из Талицкого плодопитомника. К моему удивлению все саженцы прижились и весной зазеленели, только одна яблонька долго болела, но и она к осени выправилась. На третий год мы уже собрали небольшой урожай с крыжовника и смородины. В позапрошлый год зацвела вишня, а я посадил две сливы. В прошлом году зацвели яблони, но созрело всего несколько плодов. Зато вишни мы набрали небольшое шестилитровое ведёрко. Причём она у нас не местных сортов с ярко красными ягодами, а районированная, с плодами тёмно-вишнёвого цвета. В этом году, на нашу великую радость яблони уже хорошо цвели, а вишни были покрыты такой белой шапкой (или шубой?), что даже зелени листьев не было видно.  И надо сказать, зацвели и процвели очень удачно. Две недели, как вы помните, в мае простояла ясная, солнечная, и не по-весеннему тёплая погода. К деревцам невозможно было подойти: столько было пчёл, что стоял постоянный гул.  А когда лепестки цветов осыпались, они были в сплошных завязях. Немного их, конечно, в последствие осыпалось, но урожай грозился быть отменным. Я Вас ещё не утомил своим рассказом?
                -- Нет, что Вы! Но всё-таки давайте ближе к делу, время торопит.
                -- Да, да. В общем, ягоды покраснели, ещё пару недель и можно было бы собирать урожай. И вдруг я заметил под всеми вишнями опавшие ягоды. Я ничего не мог понять, а когда на следующий день падалицы стало ещё больше, я запаниковал. Начал их собирать, а они какие-то раскисшие, как изжёванные. Посмотрел внимательно, а это одна мякоть, косточек совсем нет! Это могли сделать только птицы. Я подумал было на дроздов, я их несколько раз спугивал с вишен, но дрозд скорее бы съел мякоть, а косточку выплюнул. Там, где я раньше жил, на Южном Урале, мне досаждали сороки. Но они ягоды  проглатывали целиком или срывали и  улетали  с ними. На следующее утро я встал с рассветом и затаился в малине, надеясь узреть супостата. Никто не прилетал, но через некоторое время с дальней вишни изредка стали падать ягоды. Долго вглядывался в переплетение ветвей, и наконец, различил сидящую на ветке птицу. Она была разноцветная, пёстрая, как щегол, но размером почти со скворца. У птицы был толстенный, массивный клюв, какого у других птиц я не видел. А ведь знаете, я же её описал – спохватился он, и достал из кармана слегка помятый тетрадный листок, исписанный карандашом неровным почерком. Я сам зачитаю свою писанину, а то Вы не поймёте – клюв, да, про клюв я уже сказал…  ага, шапочка и щёки шоколадные, горло и крылья чёрные, на крыле широкая белая полоса, спина коричневая, на конце хвоста белая полоса, туловище буровато-серое…
                -- Подождите – перебил я его – я уже догадался, что это за птица. Это самец дубоноса – очень редкой у нас птицы.  У меня больше нет времени. Давайте договоримся так, я вечером к Вам зайду и мы вместе во всём разберёмся. Вы где живёте?
               -- Вон там, почти в конце улицы, с левой стороны. В полисаде рябина и черёмуха, ворота свежей зелёной краской покрашены, сразу найдёте.
                -- Вот и хорошо! Значит, договорились – я протянул ему руку – до вечера!
                (Продолжение следует)