Курьёзы курортника. Глава 9

Андрей Борисович Сапожников
Курьёзы курортника.

Глава 9.

4 июля 2007 г., среда.

Этот день особенный - загорать и купаться сегодня мне не удастся при всём желании: я еду в Сочи.
Отправление автобусом в 6-30 утра. Подростки выходят из дачи чуть сонные: снова проболтали до полуночи, не выспались. Впрочем, и население Торнадо не любит вставать засветло: наверное, тоже не спит по ночам.
Большой, едва заполненный автобус трогается с места. Некоторые юные пассажиры тут же впадают в дремоту.
Водитель - щеголеватый мужик в морской фуражке. Гид - женщина, на вид волевая, энергичная.
О чём гид рассказывает в пути, понимаю с трудом: микрофон старый, работает плохо; об одном догадываюсь: мне и всем сидящим в салоне пытаются внушить мысль об уникальности здешнего края. Вообще, удивить меня чем-либо непросто, но некоторые слова, вылетающие из громкоговорителя, всё-таки откладываются в моём сознании. Например, разве можно остаться спокойным, когда слышишь, что в 19-м веке сюда, в этот рай земной, царь ссылал непокорных подданных?!
Автобус «мотает». Забегая вперёд, скажу: дорожную «болтанку» заметил не только я, но и …Медведев Дмитрий Анатольевич. За несколько дней до выборов президента он предложил чиновникам, ответственным за строительство дорог, проехать по трассе «Туапсе - Сочи».
Гид не унывает, пытается нас подбодрить:
- Скоро здесь начнут прокладывать новые дороги - губернатор Ткачёв обещал.
Но заметив на моём лице скептическую улыбку, с важностью добавляет:
- И 50 акведуков к ним. (Акведук - мостовое сооружение с каналом или с трубопроводом для подачи воды через овраг или реку. Прим. авт.)
Продолжаем движение. Вижу какую-то стелу. Из громкоговорителя поступает предложение остановиться: удовлетворить, так сказать, свои естественные потребности, а заодно и памятник осмотреть.
Надпись на бетонной плите напоминает потомкам о славной Таманской армии, которая громила другую - белую - армию; а также об их - потомков - памяти, в которой останется эта великая битва.
Углубляемся в лес. В конце дорожки смотровая площадка высотой с четырёхэтажный дом. Поднимаемся. Местность раскрывается как на ладони: сине-зелёные горы, немного похожие на египетские пирамиды; крохотные, словно муравьиные, дома местных жителей; умиляющая гладь моря. Особенно впечатляют …вершины сосен, усеянные шишками. Макушки огромных деревьев почти рядом - только руку протяни!
Не могу удержаться, чтобы не сделать несколько снимков. Но красота красотой, а «спускаться на землю» надо. Внизу нас поджидают «другие горы»: бутылок, пакетов и прочего мусора. Контраст красоты и свинства тоже «впечатляет».
Впереди видна окраина Сочи.
- …проезжаем мимо Дерева Дружбы, - слышится монотонный голос гида, - у дерева 1300 прививок...
Кругом сады, зелень, уютные дворики. Людей на улице очень мало.
- …зато район выращивает более сорока видов цитрусовых…
Пригород чрезвычайно холмист - должно быть, ходить местным жителям нелегко. Но, наверное, люди просто так, без причины, за здешнюю землю цепляться не станут.
- …открываются благословенные места - пляжи и курорты тянутся на 145 километров вдоль побережья…
Дома одноэтажные, с трубами на крышах - совсем как в детских сказках.
- …например, в Красной Поляне снимали фильм «Обыкновенное чудо»…
Останавливаемся возле фабрики по производству чая. Гид быстро прячет микрофон и что-то пытается сказать руководителям нашей группы. Оказывается, остановка здесь не была заранее оговорена, но…
- Вас хорошо примут… Детям нужен отдых… Тут столько интересного… А доплатите всего-то по сто рублей с человека…
Всё ясно: у дамы здесь маленький личный бизнес.
Согласие на экскурсию получено, и мы заходим на территорию чайной фабрики. В центре, окружённый пальмами, бананами и магнолиями, нас встречает фонтан. Тут же, как и положено чайной фабрике, имеется собрание самоваров. Посреди гордых, сверкающих особ с царственного вида коронами на «головах», так и хочется найти какого-нибудь японца и показать восточному соседу, что их чайные церемонии в сравнении с нашими ничего не стоят.
Ещё одна достопримечательность - стоянка авто 40 - 60-х годов. Москвич-403, Победа, ГАЗ-М1, или «Эмка», как его тогда называли, ЗАЗ-965, больше известный под именем Горбатый - всего около десятка разнообразных машин.
- Любил их наш директор, разбирать на запчасти не давал, - объясняет подошедшая девушка. - Здравствуйте, я тут главный технолог. Если хотите посмотреть, как чай делается, пойдёмте.
Под навесом «в поте лица» трудятся три красно-жёлтых агрегата: ухают, звякают, чавкают.
- Этот процесс называется ферментизацией, - звонкий голос технолога с трудом перекрывает железный шум. - Мы очищаем чай, концентрируем растительные соки; в результате напиток приобретает ярко выраженный вкус. Наша гордость - чёрный Краснодарский.
- А говорят, в Китае первую заварку зелёного чая выливают - это правильно? - задаю я вопрос, пытаясь казаться умным.
- Правильно, - соглашается технолог.
- Я тоже так считаю: первая заварка слишком сильная.
В ответ девушка смеётся:
- Понимаете, в отличие от чёрного, зелёный чай ферментизацию не проходит. Грязный он…
Нам предлагают подкрепиться. Просторный деревянный навес выполнен из дерева. Рассаживаемся. Как и обещали работники фабрики, на столах чай, баранки и леденцы. Но за разговорами обращаю внимание на необычное поведение нашего гида, который обходит столы, берёт баночки со сладостями и как бы невзначай складывает к себе в сумку.
- А вы зачем леденцы у детей забираете? - интересуюсь я.
- Всё будет выдано в конце поездки, - отзывается женщина, не моргнув глазом.
Сюрприз решила сделать, догадываюсь я.
После чаепития - снова в дорогу. Город увешен плакатами со знаменитостями: Киркоров, Валерия, Билан… Это неслучайно: все с волнением ждут новостей из Гватемалы. Какому городу отдадут предпочтение спортивные чиновники для проведения зимней олимпиады 2014 года? Южноамериканское заседание намечено на три часа ночи по местному времени. Представляю, какие начнутся гуляния в случае положительного решения. Ведь если большинство голосов отдадут Сочи, завтра город проснётся знаменитым на весь мир!
К мировым проблемам оставаться равнодушными мы, конечно, не можем, но сиюминутные неурядицы волнуют нас не меньше: мы никак не доберёмся до центра, долго стоим в пробках; милиция бессильна… Выглядываю в окно и не верю глазам: на табличке одного из домов надпись «ул. Виноградная». Неужели та самая?
Согласно указаниям Юрия Антонова, на Виноградную можно попасть, если свернуть с Абрикосовой. Жаль, я не смотрел в автобусное окно и пропустил знаменитый поворот. Но ничего, зато я могу узнать, какая улица следует за Виноградной… Внимательно слежу за указателями на домах - фантазирую, каким могло бы быть продолжение знаменитой песни Юрия Михайловича. Улица Виноградная длинная, никак не хочет «заканчиваться», но вот впереди мелькает поворот. Я почти впиваюсь глазами в надписи на домах. Кооперативная! Вот тебе и романтика…
Наш автобус капитально «вязнет» в огромной пробке: машины со всех сторон. Водитель открывает переднюю дверь:
- Выходите. До столовой рукой подать, и гаишников не видно.
Выстраиваемся в длинную цепь и петляем между автомобилями; ловим на себе изумлённые взгляды водителей.
…На сытый желудок и настроение хорошее. Наш путь лежит в знаменитый сочинский дендрарий.
- Девочки, вы откуда?
Это ещё кто нашими девчонками интересуются?
- Из столовой, мальчики, - следует остроумный ответ.
Я смеюсь: молодцом, так их - горячим кавказским парням не мешало бы остыть!
Покупаем билеты в дендрарий, проходим.
Растительность разнообразная, куда ни брось взгляд. От крохотных цветов-однолеток до уходящих своими кронами в небо долгожителями-секвойями. Жизнь ветвиста и сочна… Здешние обитатели явно не испытывают недостатка в пространстве: поляны просторны, асфальтированные дорожки делят землю между зелёными соседями умело и справедливо. Трава ровная, как на футбольном поле, но, в отличие от остальной флоры, особо ничем не примечательна.
- …В 1979 году в дендрарии снимался фильм «Приключения принца Флоризеля» по рассказам Стивенсона, - вмешивается в мои мысли экскурсовод. - А вот тут сидел в кресле Олег Даль.
Я всматриваюсь в место, указанное экскурсоводом, и ловлю себя на мысли, что испытываю уважение к обычной травяной лужайке.
Не могу пройти мимо сосны, увешенной огромными, с валуевский кулак, шишками, которые могли бы дать повод для гордости любому дереву. Правда, экспонат не российский, а вывезён из Калифорнии - иммигрант. Жаль.
Огромное двухметровое растение в бассейне напоминает сковороду и называется Викторией. Цветок не только самый большой, но и самый богатый, так как дно его чаши устлано монетками. Традицию нарушать не хочу - и после моего ухода цветок станет богаче ещё на один рубль.
Подхожу к финиковой пальме, ствол которой имеет поразительное сходство с ногой слона.
- Это дикая Слоновая пальма, - подтверждает мои догадки экскурсовод. - Её плоды несъедобны… Обратите также внимание на магнолию. Красивое растение, но дарить его своим возлюбленным не советуем: оно ядовито… А это банановое дерево.
- Если это банановое дерево, почему на нём не висят бананы? - интересуется один из посетителей.
- Декоративные виды не плодоносят.
Финиковые пальмы с несъедобными плодами, ядовитые цветы, банановое дерево без бананов… Вношу предложение: давайте сделаем дендрарий декоративным, несъедобным и ядовитым. Представляете, как это удобно: никому не придёт в голову дотрагиваться до экспонатов, тем более, пробовать их на вкус. Всё в полной сохранности!
Царство флоры «разбавляет» небольшой питомник со страусами. Больше всего встрече с птицами рады дети:
- Смотрите, смотрите - это страусы!
Подхожу к вольеру. У птичьего содружества мохнатые, упитанные тела, тонкие, как ниточки, шеи, мускулистые ноги. Но особенно приметны страусиные глаза, любопытные, полные удивления, словно говорящие: «Смотрите, смотрите - это люди!»
В дендрарии имеется необычный лес, не лиственный, не хвойный - бамбуковый. Нет, рыбаку в таком лесу удочки не подобрать: стволы очень толстые, мясистые. Во всём остальном  бамбук не отличается от наших представлений о нём: растёт как ему и положено - не по дням, а по часам. Если верить служащим парка, «вон того большого дерева позавчера ещё не стояло».
Кроме финиковых пальм здесь имеются кокосовые. Без кокосов, конечно - чтоб посетителя парка орехами не соблазнять. Стволы деревьев «бородаты» - покрыты жёсткой, щетинистой пенькой.
- Сапожниковы, сфотографируйте-ка меня возле пальмы, - с улыбкой просит Наталья. - Волосатая… Настоящий мужичок.
Ротонды похожи на наши, кировские, но более изысканны, аристократичны. По словам экскурсовода, если человек зашёл в ротонду и загадал желание, оно обязательно исполнится. Узнав о поверье, детки из нашей группы быстренько занимают свободные места; я тоже стараюсь не отстать. Минуты три сижу, пытаюсь понять, чего мне сейчас хочется больше всего на свете. Взгляд почему-то упорно устремлён на дорожку, вымощенную белой плиткой, в конце которой из кустов стыдливо выглядывает одноэтажный белый домик… Не знаю, исполнились ли пожелания тех, кто находился в волшебной ротонде, а вот моё на все сто. Сам виноват: что хотел, то и получил.
Возле фонтана замечаю настоящего павлина. Птица находится здесь не просто так - она зарабатывает деньги; а хозяин, молодая девушка лет двадцати, следит за тем, чтобы посетители парка не вздумали фотографировать «напарника» задаром.
- Если бы ваш павлин распустил хвост, - произносит рядом стоящая дама, - тогда хороший снимок получился бы.
- За распущенный хвост двойная плата, - предупреждает хозяйка.
Дама колеблется:
- А как вы заставите его хвост распустить? Ваш павлин понимает человеческий язык?
К даме с фотоаппаратом подходит другая женщина и тихо, чтобы никто не слышал, начинает объяснять непонятливой гражданке:
- Вы видели, как веер раздвигают? Руками. Вот и у нас тоже руками…
Много чего ещё можно увидеть в дендрарии: в большом водоёме гуси мирно уживаются с выдрами, кролики с курами. Правда, сдаётся мне, что эти животные завезены работниками парка не ради экзотики. Но посетители подвоха не замечают - с удовольствием фотографируют зверушек.
Я с сожалением покидаю «островок жизни». Но это ещё не всё - нашим деткам хочется «освоить» крутой аттракцион неподалёку. Сколько же у них энергии! А я сажусь за летний столик, заказываю стакан минеральной воды и под несмолкающий детский гул ощущаю невероятную тяжесть в ногах.
…На автотрассе темнеет. Большинство пассажирок дремлет, приткнувшись к мальчишеским плечам. Мужская составляющая автобуса тоже устала, но крепится, старается не ударить лицом в грязь.
Вспоминаю о баночках с конфетами, которые «одолжила» у нас гид, жду, когда их вернут; однако женщина предусмотрительно выходит за десять минут до конечной остановки. Всё понятно: не собиралась она ничего возвращать. Блин, откуда на свете берутся жадюги?
Торнадо встречает тишиной и россыпью звёзд на небе. На сегодня спектакль окончен. Занавес.

Ссылка на ВК с иллюстрациями: