Незалежная добыча. Американцы заигрались в Украине

Александр Дудчак

Посол США продолжает раздавать титулы Украине – теперь она не только «суперсело», но и «важный игрок в сфере обороны».
Посол США на Украине Джеффри Пайетт вполне мог бы стать главой правительства Украины. Во-первых, потому, что он гражданин США, а это весомый аргумент в пользу его назначения на руководящую должность в украинском государстве, а во-вторых, он лучше всех знает, как Украине достичь невиданных высот и в каких направлениях. Но не станет. Это было бы шагом вниз по карьерной лестнице. Приятное головокружение у патриотов вызывают не только слова Пайетта про «Украину – сельскохозяйственную супердержаву». Американский посол вновь решил дать повод простому украинцу для гордости. На недавнем Украинском форуме по обороне и безопасности, прошедшем в Киеве, Дж. Пайетт заявил, что Украина может стать «важным игроком в сфере обороны». По его словам, компании американского ВПК выступят партнерами украинских и предоставят им необходимые технологии, и уже в 2016 году США помогут Киеву внедрить стандарты НАТО в оборонной сфере: «В этом году наша цель – выйти за рамки чрезвычайной помощи. То есть сосредоточиться на предоставлении помощи Украине для того, чтобы она строила институции и силы в соответствии со стандартами НАТО». О передаче технологий – откровенная ложь посла США, традиционно сопровождающая американо-украинское «сотрудничество» все годы «незалежности» – Украина и свои технологии уже неспособна реализовать в серийном производстве.
Более конкретно и правдоподобно о военном сотрудничестве заявила член комитета по обороне и национальной безопасности конгресса США Лоретта Санчес на специальной совместной пресс-конференции с главой «Укроборонпрома» Романом Романовым под названием «Военная помощь США Украине: состояние дел и перспективы». По словам Санчес, США пристально следят за агрессивными действиями со стороны РФ и, чтобы усилить позиции Украины, передадут Киеву не только необходимое оборудование, но и технологии для производства. «Мы поддерживаем Украину в условиях, когда она держит восточный фронт. В оборонном бюджете США есть средства на оборонные технологии и оборудование для Украины. Украина должна вернуть свои территории. Мы предоставим системы контроля за границей, но важно помочь Украине изготавливать нужные вещи самостоятельно». Максимум, к чему допустят украинцев, – к крупноузловой «отверточной» сборке этих систем контроля. А основная задача США в отношении украинского ВПК – окончательное разрушение технологичных производств и полное прекращения сотрудничества с Россией. Р. Романов, с целью обозначения голосом своего участия в конференции вместе с уважаемыми на Украине гостями (точнее, хозяевами), сообщил, что американская система контроля границы – «одна из самых современных». Да, у США есть колоссальный опыт в установлении контроля над границей, и такая наземная граница, над которой им нужно было установить контроль, – с Мексикой. Значит ли это то, что Украина собирается усиливать границу с ЛНР–ДНР, тем самым подчеркивая, что Донбасс и Украина совсем уж не «Єдина країна»?
За всю историю «незалежности» Украины случаев передачи технологий не было, и не только в военной сфере, но и в гражданской. Страны, создающие наиболее современные образцы военной и гражданской техники, не торгуют новейшими разработками. На экспорт обычно идет то, что не создаст угроз на внешнем рынке, не будет плодить конкурентов. Крупноузловая сборка техники, как и сборка электроники из импортных комплектующих, не означает передачу технологий. Если корову доят с помощью высокотехнологичного доильного аппарата, это не означает, что корова обладает технологиями. Как и наличие суперсовременных смартфонов в карманах многих граждан не означает, что их владельцы обладают технологиями – они лишь владельцы носителей технологий.
На момент развала СССР на Украине было сосредоточено 3,5 тыс. предприятий ВПК, из них 700 выпускали исключительно военную продукцию, и их смежники и партнеры были по всему Советскому Союзу – но не в Европе или Штатах. Общее количество рабочих мест в украинской оборонке достигало 1,5 млн. Естественно, «Незалежной» в таком мощном ВПК не было необходимости, и лишь за первые 5 лет после развала Союза количество оборонных предприятий сократилось в 5 раз, а доля оборонпрома в общем объеме продукции машиностроения уменьшилась в 7 раз. Но и на момент распада СССР на Украине не существовало полного цикла производства ни по одному из видов вооружений (в России было более 20). Сейчас 95% предприятий оборонно-промышленного комплекса Украины объединены в государственный концерн «Укроборонпром». К началу 2014 года, то есть к моменту совершения переворота на Украине, в состав концерна входили лишь 134 предприятия ВПК. Украина уже не создает принципиально новые виды вооружений, а занимается в лучшем случае «глубокой модернизацией» или латанием старой техники, оставшейся в больших количествах как наследство от СССР, и с огромным трудом выполняет экспортные заказы, нарываясь на штрафные санкции из-за срыва поставок. Так было, например, с поставкой в Ирак украинских 420 БТР-4 на общую сумму в 457,5 млн долларов. При передаче первых двух партий возникали проблемы с двигателями, а с третьей – с сооружением (решить проблему с 30-мм пушкой помогли российские оружейники).
Сейчас, не имея возможности продавать серийное воплощение инженерной мысли и разработок, оставшихся в наследство Украине от Советского Союза, Украина пытается торговать остатками технологий. Так, были зафиксированы попытки передачи технической документации по созданию ракетной техники КБ «Южное» иностранным заказчикам. КБ «Антонова» еще до майдана подписало соглашение о сотрудничестве с бразильским «Эмбрайер» (в лучшие времена это были бы два прямых конкурента), по которому бразильцы получат интересующие их технологии. А сейчас Украина договаривается с Саудовской Аравией о строительстве завода по производству самолета Ан-132, по сути, передавая остатки технологий. Но даже этот проект пока остается на бумаге, и, в соответствии с ним, на этом украинском (советском) Ан-132 будут установлены западные двигатели Pratt&Whitney Canada PW150 с шестилопастными винтами R408 фирмы Dowty Propellers, системы жизнеобеспечения производства компании Liebherr и самый современный комплекс авионики компании Honeywell.
Тем не менее Украине все же удавалось оставаться в десятке крупнейших экспортеров вооружений в мире. Украина по итогам 2015 года сократила экспорт оружия в два раза – до $323 млн с $657 млн в 2014 году (в 2015 году экспорт в Россию составил $72 млн против $155 млн в 2014 году, 2-е место в списке основных покупателей украинской военной продукции), по данным Стокгольмского международного института исследования мира (SIPRI), Украина пока что сохранила 9-е место в списке мировых экспортеров при расчете за 5-летний период 2010–2015 годов. Теперь за это возьмутся американцы.
Если на ньювасюковский спич Пайетта про «сельхозсупердержаву – Украину» Яценюк поспешил ответить заявлением о необходимости распродажи 1 млн га украинских госземель, которые, по его мнению, «находятся в теневом и коррумпированном обороте», то что можно ожидать в ближайшее время после «комплимента» посла США в адрес украинской оборонки?