Что может быть хуже санкций против России? Только

Александр Дудчак
Президент Обама подписал указ…


СТАТИСТИКИ о том, сколько в стране наивных людей, нет. Но если кого-то и ввели в заблуждение недавние договоренности между Россией и США по Сирии, и у кого-то появилась надежда на то, что наступает эра сотрудничества, то американская администрация поторопилась развеять все сомнения и заблуждения.
Президент США Барак Обама 3 марта с.г. принял решение о продлении санкций против России до 6 марта 2017 года. Бредовым был первоначальный повод для введения санкций – Россию обвиняли в «аннексии Крыма», поддержке ополчения на Донбассе и создании угрозы территориальной целостности Украины, делая вид, что не понимают: самая большая угроза для Украины – это посаженные на власть самими же США местные украинские и пришлые марионетки.
Повод для продления санкций придуман не менее бредовый. Как заявил Обама: «Действия и политика лиц, подрывающих демократические процессы и институты на Украине, угрожают ее миру, безопасности, стабильности, суверенитету и территориальной целостности, а также содействуют расхищению ее активов». Можно ли придумать нечто более циничное? Вполне. В том же заявлении Обамы: «Действия и политика, о которых идет речь в моих указах, продолжают представлять необычную и чрезвычайную угрозу интересам национальной безопасности и внешней политики Соединенных Штатов».
Сами санкции можно разделить на два блока – санкции политического и экономического характера, а их в свою очередь на две группы – наносящие вред Российскому государству и практически безвредные. Среди безвредных политических можно назвать, например, такие, как решение НАТО от 6 марта 2014 года о приостановке проведения военных и гражданских встреч с Россией, а также отказ от планирования совместных военных миссий, приостановка с 1 апреля 2014 года всех форм сотрудничества с Россией, кроме переговоров на уровне послов и выше. Все это, конечно, не способствует взаимопониманию, но его и не было. Были постоянные попытки со стороны России – «понять и простить» НАТО. Но ответных действий с той стороны не было никогда.
Есть и вполне курьезные санкции – как известно, именно Россия сыграла главную роль в том, что ликвидация сирийского химического оружия стала возможной. Но НАТО (читай – США) 17 марта 2014 года приостановило практическое сотрудничество с Россией и исключило ее из процесса ликвидации сирийского химического оружия. Кто наделил НАТО такими правами?
Санкции Евросоюза против крымских чиновников, отмена совместных мероприятий ЕС–РФ также сложно назвать наносящими вред. Более ощутимы были санкции против промышленных компаний, банков и общественных организаций, находящихся на территории Крыма и остальной территории Российской Федерации, а также в ЛНР-ДНР.
Наибольший ущерб наносят санкции, запрещающие кредитование российских предприятий и банков, а также поставку технологичного оборудования в Россию. Европейский инвестиционный банк 18 июля 2014 года, по рекомендации Европейского совета, прекратил новое финансирование проектов в России. В 2014 году был установлен запрет на инвестиции в инфраструктурные, транспортные, телекоммуникационные и энергетические секторы, а также добычу нефти, газа и минералов, поставку оборудования для нефтедобычи. Запрещена поставка оборудования для этих секторов, а также оказание для них финансовых и страховых услуг. Был установлен запрет на покупку более 250 наименований товаров, среди которых полезные ископаемые минералы и углеводороды. Введены санкции против некоторых российских авиакомпаний, предприятий оборонного комплекса. Запрещена выдача пяти банкам (Сбербанк России, ВТБ, Газпромбанк, Внешэкономбанк, Россельхозбанк) кредитов сроком более 30 дней, приобретение и торговля их новыми облигациями, акциями и подобными фининструментами сроком обращения более 30 дней. И многое, многое другое…
Отношение к санкциям, введенным против России, пестрит разнообразием в самом российском обществе. От крайне оптимистичных и шапкозакидательских взглядов на проблему – «давно надо было свернуть сотрудничество с Западом»; до паникерских – «надо сделать все возможное, пойти на любые уступки, чтобы эти санкции скорее отменили». Не тот случай, когда истина находится где-то посередине, но и крайности также от истины далеки. Как говорится, все хорошо в меру. Но где находится та мера, при которой все хорошо? И кто вправе ее определять? Даже лекарство может стать ядом при не соблюдении меры и передозировке. Все зависит от дозы.
В ответ на санкции Запада со стороны России были предприняты определенные меры. Но в тех областях, где это можно было сделать без создания дополнительных проблем для своих граждан (да к тому же России создать проблемы Западу сложнее) – Москва ответила запретом на импорт продовольствия из ЕС, США, Канады, Японии, Австралии и некоторых других стран.
Российское продовольственное эмбарго должно было предоставить новые возможности для отечественных сельхозпроизводителей. А прекращение поставок технологичного оборудования для нефтедобычи из США и ЕС или двигателей для российских вертолетов из Украины заставило ускоренными темпами создавать собственное замещающее производство.
Пресловутые «устрицы, хамон и пармезан» своим отсутствием на прилавках российских магазинов всё же не бьют по уровню жизни россиян. Их покупатели – 0,2–0,3% населения. Замену их поставщиков можно найти в странах, не поддержавших антироссийские санкции. Тот же испанский хамон вполне можно заменить сербским пршутом, устрицы уже выращивают в Крыму, а сыры соответствующего качества способны делать и отечественные производители. Сейчас основная проблема не в том, где найти товар, а в том, где найти платежеспособного покупателя. Не обходится и без злоупотреблений – поляки стали паковать свои яблоки в ящики с сербской маркировкой, а «белорусская устрица» – уже имя нарицательное.
Санкции имеют, а точнее могут и должны иметь, свой положительный эффект для российской экономики. Для того, чтобы его получить, нужна политическая воля руководства страны. В середине февраля глава правительства Д. Медведев в интервью журналу Time заявил: «Мы ничего просить не будем. Вы хорошо знаете нашу литературу. У Михаила Булгакова есть прекрасная фраза в книге «Мастер и Маргарита», когда Воланд говорит о том, что никогда ничего не просите, сами предложат и сами всё дадут. Вот и мы никогда не будем просить отмены этих санкций. Сами придут и скажут: давайте, наконец, со всем этим покончим, потому что никому не лучше, всем только хуже». Что это значит? Проявление воли или все же рефлексивные действия, вполне отвечающие интересам авторов сценария санкционной кампании?
Официальная позиция России в отношении санкций такова: убытки несут и те, против кого они направлены, и те, кто их вводил, следовательно, отмена санкций будет взаимовыгодна и Западу, и России.
Что для России может быть хуже введения против нее санкций? Только их отмена.
Запрет на поставки товаров из Евросоюза предполагал создание благоприятных условий для развития отечественного агропрома. Но за полтора года невозможно заполнить все ниши на рынке, освобожденные от импорта. Да и откуда взять  отечественным производителям уверенность в том, что завтра санкции не будут сняты, а в ответ Россия не отметит свои ограничения? Для развития производства нужны инвестиции и время, по многим наименованиям сельхозпродукции нужно 3–5 лет, а порой и больше, чтобы увеличить поголовье скота, расширить посевные площади, приобрести новую технику – и в результате предложить на рынке больше отечественной продукции.
И если замену норвежской красной рыбе найти было возможно в сжатые сроки и пусть замороженную, а не охлажденную (вследствие специфики логистики) удалось направить с Дальнего Востока на прилавки городов западной части России, то замена по другим наименованиям  требует бо;льших усилий. Но и там есть положительные сдвиги.
Например, по свинине импортозависимость по итогам 2015 года сократилась до 10% с 30–40%, но все равно, при норме потребления в 30–35 кг на человека, сегодня на среднестатистического россиянина приходится 20–25 кг. По говядине импортозависимость пока что больше – до 25%. За прошлый год снижение ВВП РФ составило 3,7%, но в то же время производство сельхозпродукции выросло на 3%, а пищевых продуктов на 2%.
Но в 2014 году эти показатели был чуть выше – 3,5% и 2,5% соответственно, а с 2000 по 2014 год прирост составлял в среднем 3,5% и 4,6% в год. По данным Росстата, доля импорта в товарных ресурсах розничной торговли продовольственными товарами в России упала с 36% в I квартале 2014 года до 27 % в III квартале 2015 года. И все же доля импортной продукции снижается не только благодаря росту предложения отечественных товаров, но и за счет падения курса рубля и удорожанием импорта.
Наши западные «партнеры» тоже умеют считать. И они также знают, сколько должно пройти времени от закладки нового предприятия, скажем, в мясомолочной отрасли, до получения первой партии молока или мяса. И они также обладают информацией о том, какие были осуществлены инвестиции в ту или иную отрасль. Прекращать санкции сейчас нашим американским «друзьям» не имеет смысла. То, что от этого страдают аграрии Евросоюза, им также на руку – в конкуренции геополитических полюсов проблемы у европейских коллег также идут на пользу США.
Мощным ударом по экономике России и поводом для организации массового недовольства в стране может стать тот период, когда отечественные производители, поверив власти и в то, что санкции могут быть длительными, а отмены контрсанкций не будет, проведут значительные инвестиции в развитие производства и уже будут находиться на предпоследнем этапе. На этапе 90% готовности – перед тем, как предложить на внутреннем рынке продукцию своих новых производств. Отступать назад будет поздно – средства в развитие будут вложены. Будет ли глава правительства вновь цитировать Булгакова, радоваться тому, что «сами предложили и сами все дали»? Или все же Россия продемонстрирует наличие своего суверенитета и способность отвечать ассиметрично?
Государственные руководители самого высокого ранга неоднократно обращались к предпринимателям с пожеланиями поторопиться, так как «санкции будут не вечными, и нужно успеть воспользоваться моментом, пока введены ответные ограничения». А кто сказал, что Россия не в состоянии самостоятельно определять, когда и какие и против кого ей вводить ограничения? Даже если санкции отменят, то стоит ли ликвидировать режим защиты своего производителя?
Да, Европа будет готова завалить своими сельхозтоварами Россию, даже по демпинговым ценам – это все же лучше для европейских сельхозпроизводителей, чем сжигать или вываливать на трассу свою продукцию в знак протеста. Уже к августу прошлого года веденные санкции сократили агропродовольственный экспорт стран ЕС почти наполовину – на 5,5 млрд евро. Антикризисный спецфонд ЕС в размере 400 млн евро давно брошен в топку бездумной политики, подотчетной Соединенным Штатам. Но пусть это будут проблемы Европы и их отношений с США.
Отмена Россией ограничений одновременно с отменой Западом санкций может разорить значительное число тех, кто все же рискнул довериться призыву правительства «воспользоваться возможностями, предоставляемыми санкциями». Восстановить доверие будет не просто, тенезация экономики увеличится.
Стоит ли опасаться мер ВТО в случае отмены санкций? Вряд ли. Ведь ВТО молчала, когда они были введены в нарушение самих же правил ВТО. И чем тогда смогут угрожать России? Вновь… санкциями? Этим уже не удивить. Да и поводы для новых будут у Запада всегда. Хотя бы потому, что Крым не вернется к Украине, или просто потому, что Россия сама по себе существует и пытается жить по своим правилам.
Но даже если и удастся в какой-то степени реализовать политику импортозамещения, значительно увеличить долю отечественной продукции на внутреннем рынке, нарастить экспорт, то это, тем не менее, не решает важнейшую задачу по избавлению страны от финансовой зависимости от Запада, зависимости курса рубля и наполняемости бюджета от цены на углеводороды. А без этого ни полноценного импортозамещения добиться будет невозможно, ни установления экономического суверенитета России. Чтобы не зависеть от «причуд» Запада, нужно менять экономическую модель внутри государства и способы его взаимодействия с внешним миром. Источники кредитования могут и должны быть не зависимы от воли внешних кредиторов. Они могут быть созданы внутри самой России и экономических объединений, в которых Россия является полноправным партнером – ЕАЭС, ШОС, БРИКС.