Уроки Алтая

Айтпаева
Долгожданные перемены

Многие из нас строят грандиозные планы, мечтают о великом. Однако часто  всё идет не так, как мы планируем, нам что-то да мешает.
Мы так боимся изменить привычный ход жизни, выйти из зоны комфорта, всегда пытаемся найти оправдание своему бездействию. Но если бы все доставалось нам легко, ничто не мешало, разве можно было бы назвать достигнутый результат грандиозным свершением или сбывшейся мечтой? Нет! Поэтому мы всегда ищем трудные пути, ибо в противном случае жизнь не интересна.
Мне часто говорили, что я многого не вижу, не замечаю. Мой день начинался и заканчивался работой. Одни и те же люди рядом, один и тот же маршрут…  И так каждый день!
И вот в один миг я поняла, что пора уже действовать, пора что-то менять! Решено: я покидаю свой родной край и уезжаю на Алтай!
Почему именно туда? Я много интересного слышала о России, но больше  всего меня  интересовало это место. Особенно интриговали слова о том, что Алтай – это отражение белых облаков в голубой воде горных озер, что это таинственная райская земля Северной Азии.

Мои первые дни в России

После привычной, рутинной жизни я попала в страну с богатой историей, но с другим менталитетом, другими традициями, культурой. Моя жизнь переворачивалась  с ног на голову! Я открывала для себя много нового. Другой воздух, люди с красивыми глазами, открытым искренним взглядом, лёгкой улыбкой, архитектура, которая хранит историю, традиции этой великой страны…

Неожиданная встреча

«Алтай! Как много я слышала о тебе!» – с этими словами я отправилась в Горную Колывань. Приехав на место, я увидела озеро небольшого размера, почти идеальной круглой формы,а в его центре – маленький островок. В чистейшей воде отражалось небо и белоснежные облака причудливой формы.
Вы не поверите, но там же я увидела и то, чего не замечала в своём родном Кыргызстане: горы! В этот момент я вспомнила, как бабушка рассказывала мне о горной вершине «Пик Айтматова», которая расположена в центральной части Кыргызского хребта, в районе ледника Салык. Назвали ее так лет 15 назад в честь выдающегося писателя, одну из книг которого я очень хотела прочитать и поэтому взяла с собой.
На берегу Белого озера, где волею судьбы я оказалась, были расположены небольшие беседки. Удобно устроившись в одной из них, я достала из сумки книгу Чингиза Айтматова «Ранние журавли» и погрузилась в чтение…
Вдруг я услышала незнакомый голос: «Аксай, Коксай, Сарысай – земли обошёл, но нигде такую, как ты, не нашел…»
Я подняла глаза и увидела молодого человека, цитировавшего эпиграф повести, которую я читала. Мне стало не по себе: по правилам этикета моей страны, я не должна была разговаривать с незнакомым человеком. Это считается некорректным, неправильным.
– Здравствуйте. Панкратов Ян, – представился незнакомец.
– Здравствуйте. Ая, – ответила я смущенно.
– Есть писатели, каждое произведение которых становится событием в культурной жизни страны, предметом горячих споров и раздумий. Так отзываются и о творчестве Чингиза Айтматова, – продолжил мой новый знакомый.
– А еще о нём говорят, что из кыргызских степей пришел в литературу человек удивительного самобытного таланта, – добавила я.
– Вы уже прочитали повесть «Ранние журавли»? – поинтересовался Ян, указывая на книгу.
– Читаю.
– Это одно из последних его произведений.
– Вы читали? - я закрыла книгу и отложила в сторону.
– Да, читал. Считаю, что это лучшее произведение из тех, которые я прочел.
– А что вам больше всего в ней понравилось?
– То, как автор описывает природу и своих героев.
–А вы тоже путешествуете?
– Нет, это место, где я родился и вырос.
– А правда ли то, что Алтай называют Всероссийской здравницей?
– Да, это правда. Здесь расположено большое количество озер, вода которых обладает лечебными свойствами.
–А еще я читала, что Белокуриху сравнивают со Швейцарией, но не могу понять, почему.
– Все просто: Алтай и Швейцария имеют похожие характерные черты, поэтому их и сравнивают, а еще об озере Яровое говорят, что оно напоминает мёртвое озеро в Израиле.
– Удивительный край!
– А вы откуда приехали? – в свою очередь поинтересовался Ян.
– Я родилась и выросла в Кыргызстане.
–Правда? Значит, вы из страны небесных гор?
– Да, её так называют потому, что большая часть территории покрыта горами. Вы были в Кыргызстане?
– Да, был.
– И каковы ваши впечатления?
– Я был поражен видом необычайно красивых гор, долин, побывал и на жемчужном озере Иссык-Куль. А еще я слышал, что в Кыргызстане есть священная гора, издавна считающаяся памятником Всемирного наследия и имеющая  сакральное значение. Об этом, например, свидетельствуют сохранившиеся петроглифы.
– Да, есть. Это гора Сулайман-Тоо. Она считается своеобразной Меккой, последней надеждой для многих посетителей.
– А что люди просят у горы?
– В основном благополучия для своей семьи, здоровья, продолжения рода.
– Интересно! – Ян задумался.
– Я приехала сюда недавно, а уже тоскую по своему родному краю… – произнесла я. – Тоскую по воздуху, которым дышала, по людям, которых я словно перестала замечать… Странно…
–Ничего странного! Сколько бы человек ни путешествовал, где бы он ни находился, ничто не сможет ему заменить его родной край, его дом. Вы скучаете по родине! Знаете, я ведь много путешествую, но нигде не могу бывать долго… Тоже тоскую… По России, по Алтаю – по родине…
– Как и я…
Мы долго сидели с Яном в беседке и смотрели на озеро. Каждый из нас видел свои горы, своё небо, свои облака. Мы делились своими впечатлениями и говорили о жизни, о мечтах, о своей стране. Это было прекрасно! Чувства, что я испытала, я бы хотела пережить снова и снова.

Бесценный опыт

В жизни случается невероятное! Алтай познакомил меня с интересными людьми, научил видеть и ценить то, что у меня уже есть.
Нужно уметь беречь то, что мы имеем.
И вовремя это понять…