Латентные жертвы социализации

Бронепоезд
 
         Для снятия напряженности в Северокавказских республиках необходимо создать систему справедливой конкуренции и ликвидировать кастовую систему. Нынешняя социальная система плодит латентных жертв неблагоприятных условий социализации, к которым можно отнести тех, кто не смог реализовать заложенные в них задатки в силу объективных обстоятельств их социализации.Дальнейшее политическое и социальное давление со стороны государственной системы, делает часть из них девиантами, что ведет к постоянной подпитке протестных движений в обществе.   Данную проблему можно решить назначением на посты  глав республик лиц ни когда не проживавших в этих республиках, не сумевших обрасти клановыми связями, но в то же время знакомых с обычаями и традициями. При этом, главы должны были бы обновляться по мере обрастания связями. Но еще более важно, реформировать образовательную систему.  Необходимо ликвидировать все ВУЗы на Северном Кавказе и создать один большой университет- мини городок, на весь регион, который  жестко контролировался  ревизионными органами и был бы не просто оснащен, а напичкан  веб камерами, а ликвидированные ВУЗы заместить средне-специальными образовательными заведениями.



   
          На сегодняшний день   латентными жертвами условий социализации можно считать большую часть жителей России, но наибольшую угрозу данная проблема представляет для Северного Кавказа. В данной работе рассматривается постепенный переход личности, в форму латентной жертвы условий социализации в зависимости от стадий социализации, в которых эволюционирует человек, в период от рождения до зрелого возраста. Дается оценка опасности данного явления для общества и предлагается альтернативный путь, способствующий снятию социального напряжения. 
         На Северном Кавказе этнические и клановые взаимосвязи правящих верхушек создают порочный круг взяточничества и кумовства во всех сферах власти, бизнеса, науки и образования. Человек с рождения растет в кастовой системе. К большому сожалению, этот принцип захватывает все структуры  общества, в частности, бизнес, науку, медицину и образование.
Все начинается еще до рождения ребенка. Если он принадлежит к властной или состоятельной касте, то и медицинские услуги ему, еще до появления на свет, как правило, оказываются на более высоком техническом и профессиональном уровне. Более низкий кастовый сегмент, зачастую, получает  не качественные услуги или не получает их вовсе. Каста врачей, очень часто вымогает денежные средства, не гнушаясь откровенным шантажом, не редко приводящим к гибели еще не родившейся личности. Так к примеру, мне известен случай, который имел место в Кабардино-Балкарской республике.  Молодая 20-и летняя девушка, из средне статистической семьи, вынашивающая первенца, совершенно бесплатно наблюдалась, что к стати редкость, у хорошего профессионального гинеколога, при этом сдавала кучу платных анализов.
        Анализы, как известно в республике да думаю и всей России платные. Это один из  вторичных фактов  смирения общества с явными аномалиями. Все анализы и состояние  будущей, молодой матери были в норме.
За неделю до родов она была помещена в родильное отделение. Врачи не подходили к ней и не осматривали до того, как не была уплачена стандартная такса-  взятка в размере 5 тысяч рублей. После чего врачи также констатировали, что все у девушки функционирует в пределах нормы. На момент схваток, ни каких опасений за состояние здоровья  роженицы или плода у гинеколога не было. Но начались роды, и к мужу девушки, ожидавшему в приемной поступил звонок от врача с родильного отделения.
Врач: Здравствуйте, это муж Марины?
Муж: Да.
Врач: Вы знаете, Ваша жена рожает, но она очень слабенькая и сама не  сможет родить, плод не может выйти. Надо сделать кесарево сечение.
Муж: Ну надо, делайте.
Врач: Нужно Ваше согласие.
Муж: Почему вы у меня спрашиваете согласие. Вы врач вы и должны принимать решение нужно кесарево или нет.
Мать и сестра девушки: Пусть режут, пусть режут.
Врач: Ну вы понимаете ребенок может умереть, у ребенка слабое сердце, он может задохнуться.  Вы даете согласие на операцию.
Муж: Если есть необходимость, режьте. Как состояние у жены? Дайте ей трубку.
Жена: Пусть режут, я не могу терпеть.
Муж: Передай трубку врачу.
Муж врачу: Делайте кесарево.
Муж кладет трубку, обдумывает ситуацию, неожиданно меняет решение, перезванивает и говорит:  Даю согласие на кесарево сечение, только в том случае, если есть необходимость.
Врач: Так мне делать или нет?
Муж: Если вы не уверены в необходимости кесарева сечения, пусть рожает сама.
Врач: Так ребенок может умереть, он застрял.
Муж: Я сказал, делайте операцию только в том случае,  если  в этом есть  необходимость, а так пусть рожает сама. А принимать решение о необходимости должны вы, так как я не врач,  не знаю ситуации и не могу оценить, насколько это необходимо.
Врач: Хорошо, как скажешь, мы не будем делать операцию.
Кладет трубку.
Через 2 минуту вновь звонок.
Врач: Ты знаешь здесь еще одна девушка рожает, а я тут дежурный врач, других врачей нет (время около 3 часов ночи),  вот не знаю к кому подходить, у другой  ситуация сложнее. 
Муж: И что это значит? Вы от меня ждете что я Вам скажу - « Бросайте ту девушку и занимайтесь моей женой и ребенком и я Вам заплачу сколько скажите?!». Я этого ни когда не скажу, даже если от этого будет зависит жизнь моего ребенка и жены. Как я могу предложить, спасти моего ребенка и убить чужого?! Хочу вам сказать : делайте то, что можете и должны, но если что-нибудь случиться с моей женой или ребенком, я вам обещаю, что расследование этого дело будет контролировать не только администрация главы республики но и администрация президента России.
Врач что-то пытался ответить, муж бросил трубку и больше не поднимал.
Через 5-10 минут вышла медсестра и сообщила, что Марина сама родила,  все хорошо  мать и ребенок здоровы.
       Только потом мужу стало известно, что за кесарево сечение взимается дополнительная плата (на тот момент в размере 7 тыс. рублей), женщина, врач не колеблясь подвергала мать и ребенка опасности, и эти случаи, увы не единичны.
      Если же ребенок все же рождается, он вступает в новые взаимоотношения с социальным миром. В садике социальное расслоение выражается в отношениях воспитателей к детям  в зависимости от  статуса их родителей. Но все же в этом возрасте социальные взаимоотношения наименее подвержены опасности, ввиду большей значимости  межличностных отношений. Многое определяет характер ребенка. Такие качества, как лидерство,  храбрость, щедрость, доброта, отзывчивость,  сила духа, гарантируют внимание, симпатию, уважение группы.
Далее ребенок вступает в новую социальную среду – школу. В  ней так же существует расслоение, которое может привести к противостоянию личности и общества.  Если родители не в состоянии скрыть свою финансовую несостоятельность, одевать ребенка на уровне сверстников, выдавать деньги на карманные расходы, покрывать школьные поборы, это может стать серьезной причиной вовлечения ребенка  в противостояние с группой, и серьезным испытанием силы воли и духа личности.
К примеру, в интернете мной были найдены такие посты:
«У меня двое детей, семи и тринадцати лет. В школе, куда они ходят, очень велика разница между ребятами из бедных и обеспеченных семей. Наша семья не может позволить себе новый мобильник или дизайнерские шмотки. А есть те, кто может. Старший, как мне кажется, переживает из-за этого.
Как объяснить ребенку, что не стоит завидовать тем, кто богаче? Как соблюсти золотую середину, чтобы ребенок не стал ни стяжателем материальных благ, ни закомплексованным «нищебродом»? Екатерина»
«У нас в классе одну девочку гнобили сильно. Тряпку половую ей на голову одевали — это из самого ужасного. Но она не чистила зубы, все время ходила с немытой головой, короче…»
«Странно то, что в нашей школе сволочи были в основном дети из богатых семей. А вот такие, «неблагоприятные» учились в классе коррекции и у них там свои загоны были, они и учились в отшибе школы, но я с некоторыми общалась из того класса. Нормальные ребята, такие же как и мы, просто им не повезло сильнее.»
Слабые личности со школьного возраста примеряют на себя роль, выделенную им обществом, роль низшего звена в иерархии и с этого периода начинают социально адаптироваться к новой роли. В качестве примера приведу цитату из интернета: «Мой сын уже в 7 классе он немного крупноват, но не полный. Других изъянов нет. И в ушу ходит с 6 лет. Просто комплекция такая. Его мало того, что гнобят постоянно в классе, но и побивают, а он хоть и крупный, ответить не может, а даже если бы мог - их много он один. И с родителями общались и с классной руководительницей, все без толку. И что делать?? Это уже крик души.»
 При этом финансовая составляющая в   иерархической среде  школьных групп, является не определяющей. Сильные   личности противостоят среде и вырабатывают свою стратегию отношения с враждебным ему обществом, выражающуюся либо в открытом, либо в латентном противостоянии, что  как правило приводит к тому, что они становятся либо открытыми, либо  латентными жертвами социализации на тот период. В данный период латентность несет наиболее благоприятные последствия, она может направить энергию ребенка на созидании, успехи в учебе, самосовершенствовании и саморазвитии.
По окончанию учебы в школе молодой человек сталкивается с новым вызовом – социальным неравенством при поступлении на учебу. Дети принадлежащие к высшей среде имеют возможность выбирать место учебы, для остальных же существует жесткий механизм фильтрации, по этнической,  финансовой, социальной и в какой то степени образовательной составляющей. В этот период жизни начинается выстраиваться новая иерархия, те  кто раньше был изгоем может стать успешным, а успешный может примерить роль жертвы.
Зачастую большинство людей  попадает в группу латентных  жертв условий социализации именно в этот период жизни, период самоопределения. Именно в этот период малые группы(элиты от власти и чиновники), начинают вносить  существенные изменения в естественный цикл конкурентной борьбы, определяя своих детей и родственников в лучшие места, лучших вузов.  Остальные люди в большинстве своем начинают заниматься деятельностью, которая не дает реализовать заложенные в них задатки. Но это только начало процесса. Так как, большинство еще в школе выбрало путь социализации в обществе, а новые условия сделали их жертвами, эти группы вновь стараются адаптироваться и социализироваться в новых условиях.  Дети выбравшие путь социализации в школе, и занимавшие низшие звенья в иерархии,  как правило, выбирают путь социализации и во вновь сформировавшихся условиях. Те же, кто в школе был на высоких иерархических ступенях, а новые условия не конкурентной борьбы ввергают их на низшие ступени социальной лестницы, начинают испытывать колоссальный стресс. Такой же стресс испытывают, те кто ожидал, что их знания и талант помогут в новых условиях добиться высоких результатов.
 Они поставлены перед выбором, либо принять новую, не справедливую и навязанную реальность, либо противостоять ей, в открытой или закрытой форме. Не справедливая и не конкурентная борьба, делит молодежь на тех,  кто противостоит, адаптируется и тех, кто в своем противостоянии адаптировался к условиям. Из двух последних групп развиваются потенциально опасные для социума и системы в целом группы. При неблагоприятных условиях  развития из этих групп выходят социально опасные элементы- девианты.
Уровень профессионализма и квалификации неуклонно идет вниз.
Преподаватели не заинтересованы в образовании студентов, студенты не заинтересованы в повышении уровня знаний ввиду того, что осознают -  в трудоустройстве определяющим фактором будет кумовство и взятки. В счет ни профессионализм, ни способности, ни знания не идут. 
Дальнейшее трудоустройство лишь усиливает классовую сегрегацию.
Ввиду региональной специфики, клановости и коррумпированности в руководящий состав попадает,  как правило, не конкурентоспособный, низко квалифицированный персонал. При этом, как правило, низко квалифицированный, и как  управленец, и как специалист.К тому же попадая во власть через коррупционную схему, новоиспеченный начальник старается быстро "отработать" вложенные в государственный пост деньги. Все эти аспекты в целом ведут к тому что, большая часть  людей попадает в группу к латентным жертвам неблагоприятных условий социализации, ввиду того, что роли были искусственно перераспределены. Тех, которых естественный отбор мог вывести на верх социальной лестницы оказываются  на уровне том, который им определил не справедливый и не конкурентный механизм клановости.   В зависимости от  конфессиональных, этнических и социальных факторов определенный процент этих групп из латентных жертв переходит просто в жертвы неблагоприятных условий социализации, принимая форму асоциальных элементов, девиантов.
При этом, имея багаж опыта и знаний  в состоянии нанести существенный урон социальной среде, в которой он рос, и которой был противопоставлен.
Владимир Путин однажды рассказал журналистам, как в детстве он гнался с палкой за огромной крысой по своему подъезду, и как, увидев, что бежать некуда, грызун обернулся и бросился на него. «Я раз и навсегда понял, что означает фраза "загнать в угол"», - заметил он в начале своего правления. "Главное усилить тех кто с палками, разве один довольный милиционер не угомонит 7-8 недовольных, полуголодных интеллигентов или колхозников" -видимо с опытом понял он усиливая силовой блок, и плавно загоняя страну в угол.               

   В данной работе  рассматривался вид жертвы неблагоприятных условий социализации, который не заслуженно обделили вниманием. Важность рассматриваемой темы особенно актуально для нашего Северокавказского региона. Этнически - конфессиональные  особенности не позволяют определенному, достаточно значительному проценту ее представиетелей опускаться на дно социальной лестницы, или просто уступать то место в социальной иерархии, которое они считают своим. Если в других регионах России социальный гнет и обстоятельства приводят народ к повальному пьянству, то на Кавказе те же социально репрессивные мероприятия приведут к обострению и даже вооруженному противостоянию.
    Государство в отношении лиц, которых они считают потенциально опасными выбрало заведомо провальную и очень взрывоопасную тактику.
Мне лично известны случаи, когда в отношении подозреваемых в пособничестве или симпатиях к сепаратистским группам, применялись как пытки, так и внесудебные похищения, с последующим полным исчезновением  или убийством молодых и перспективных людей сотрудниками спецслужб. Все эти мероприятия не решают проблему в корне, они дают кратковременный эффект, переводя открытые раны в более опасные внутренние кровотечения. Убив одного они сеют зерна ненависти и недоверия в душах нескольких, а может и нескольких десятков человек. Рано или поздно такая политика приведет к краху системы. Не решая социальных проблем,  пытаясь устранять латентных жертв социализации, загнанных  средой в неприемлемые для них рамки, можно добиться только усиления напряжения.  Для снятия напряженности в Северокавказских республиках необходимо создать систему справедливой конкуренции и ликвидировать кастовую систему.  Это можно осуществить назначением на посты  глав республик лиц ни когда не проживавших в этих республиках, не сумевших обрасти клановыми связями, но в то же время знакомых с обычаями и традициями. При этом, главы должны были бы обновляться по мере обрастания связями. Но еще более важно реформировать образовательную систему. На сегодняшний день ни для кого не секрет, что за сравнительно не большие средства, можно без особого труда купить диплом или отучиться в любом Северокавказском ВУЗе. Это обесценивает  дипломы молодых грамотных специалистов.   Думается, необходимо создать один большой университет- мини городок, на весь регион, который  жестко контролировался  ревизионными органами, был бы оснащен веб камерами. Именно единый ВУЗ на весь регион, в котором будут трудиться преподаватели из разных республик, что сделает гораздо менее вероятным, оказания давления на преподавателей и руководство ВУЗа, правящими элитами республик. Если подобную систему ввести в каждой республике по отдельности, это принципиально не изменит ситуацию. Преподаватели просто вольются в элитарные круги Республики, и будут подвержены влиянию. То же самое касается и руководителя ВУЗа.  Так как при его назначении,   будет необходимо  учитывать мнение глав и министров республик, что даст дополнительные рычаги давления на руководство ВУЗа.  Создав один ВУЗ на регион, можно будет ставить руководителем независимого человека. Преподаватели так же будут  менее подвержены давлению ввиду принадлежности разным этническим и территориальным единицам.   При этом любое контрольное мероприятие транслировалось  в Интернет, и каждый желающий мог бы сравнить уровень ответов студентов (упор делается на родителей и самих студентов). Механизм пересдач должен быть отлажен, и представлять собой тот-же экзамен в тех же условиях, с набором билетов в запечатанном  конверте и открываемых на самом контрольном мероприятии, так чтобы и преподаватель не знал в каком билете какой вопрос и не мог пометить нужный билет.
Все письменные работы должны быть по окончанию, в прямом эфире сфотографированы и выложены в общий доступ во избежание подтасовок.   Для избегания межэтнических конфликтов, особенно в младших курсах, должна быть выстроена система контроля и борьбы с данными ситуациями.
       Набор должен был бы осуществляться на основе доступных, не сложных экзаменов, с последующей жесткой селекцией в процессе обучения.  Такой механизм позволил бы  взрастить грамотную и высокопрофессиональную элиту. Отрезал бы путь к высшему образованию лиц не соответствующих по своему уровню развития тому месту, которое им определили его влиятельные родители.
Возможно в первое время дети чиновников высшего ранга находили бы выход из этой ситуации, но  большая часть властных элит вынуждена была бы приспосабливаться к новым реалиям.
      Работу в данном направлении необходимо было бы вести  до тех пор, пока конкуренция не стала бы абсолютно прозрачной. На столько прозрачной, что ни какие чины не могли бы вносить в новую образовательную систему коррективы.  Преподаватели при  приеме на работу в это учебное заведении должны проходить жесточайший отбор,  и в процессе преподавания отсеиваться, в зависимости от уровня передачи знаний студентам. Оплата преподавательской деятельности должна быть на очень высоком уровне, для того чтоб преподаватель не рисковал работой из-за сиюминутной выгоды. На местах ВУЗы должны быть в некоторой степени замещены средне специальными учебными заведениями, в которые должны быть трудоустроены преподаватели, не вошедшие в штат вновь созданного ВУЗа.