О свободе и демократии

Евгений Терещенко
Поставлю вопрос: имеет ли смысл насаждать демократическую форму правления там, где народ недостаточно готов для этого? Печальный пример Ирака, Ливии, Афганистана и ряда других стран вынуждает меня ответить на этот вопрос отрицательно. Но какие вообще страны и люди готовы к свободе и демократии?

На мой взгляд, люди, готовые к свободе и демократии, должны обладать следующими качествами: внутренней дисциплиной, ответственностью, толерантностью, свободолюбием, уважительностью к окружающим, почтительностью к старшим и некоторыми другими. Необходимые для свободы и демократии качества возникают постепенно, в процессе естественной эволюции общества. Такая эволюция, во все времена, происходила на базе религиозной этики, религиозных традиций. В основе западной демократии лежит христианская этика и связанные с нею христианские традиции. На «западе» никогда не случалось таких эпохальных, катастрофических событий, какие имели место у нас, после революции 1917 года и после горбачевской перестройки. «Запад» не знал большевизма, «разрушения до основания», развивался эволюционно, поэтому там есть те условия для свободы и демократии, которых нет в России и на Украине.

Оба раза, на нашей земле, нарушенная связь поколений, отбрасывала страну далеко назад, не столько в области экономической, сколько в области духовной. Полагаю, в России и на Украине готовность народа к свободе и демократии западного образца может появиться очень нескоро, да и то при условии политической стабильности и эволюционного развития.

Не хочу здесь сказать, что свобода и демократия – это хорошо или плохо. Политическая система должна соответствовать духовному состоянию общества, иначе она вредна. К демократии нужно "созреть" и, вероятно, есть народы, которые никогда к демократии не созреют и прекрасно без нее обойдутся. Но это уже другой вопрос.