От частного к общему

Василий Евтушенко 5
               

Сегодня – первый день Весны. Сугробов в деревне – выше крыши, но теплый ветер вселяет надежду на лужи и ручьи. Под надзором солнца шагаю к красавице-соседке, всего-навсего, за молоком. Удачно избавился от визита друга, утреннего «дежурного обходчика» деревни. У него «лечебная» цель: найти целебное средство от вчерашнего умопомрачения. Я для него не доктор и не аптекарь, и не знахарь – не знаю, чем лечить и у кого есть такое зелье.
Мой путь совпадает с его маршрутом, мы беседуем. Я начал с погоды, а друг, не по теме, заявляет:
– Я тебя боюсь!
– С чего бы это, – удивляюсь, – разве я когда-нибудь и чем-нибудь тебе угрожал иль физически ущемил?
– Нет, – отвечает, – я тебя уважаю.
Здесь я продолжаю удивляться:
– Разве мы не друзья? Мы с тобой – свои, это чужие лицемерят, заявляя – для приличия – об уважении. Друг замялся и продолжил:
– Ты мне в морду дашь?
– Ну, теперь я точно понял, – ответил я, – что тебе от меня нужно. Ты хорошо усвоил, что мне надоели твои просьбы о деньгах.  И ты опасаешься, что вместо них, я отвечу  тебе не на словах, а кулаком. Нет, я отвечу, как всегда: найди работу и работай постоянно, непрерывно. Так, чтобы не хватало времени на «утренние обходы» и соответствующие причины твоей «болезни».

От друга я увильнул во двор к Ильясу, не достигнув молочницы. Друг-Ильяс, в отличие от друга-непоседы, за пределы своего хозяйства не выходит круглые сутки. Ему не дают покоя умелые руки, разве только если на рыбалку. Когда делать нечего, он и тогда все равно, со всей семьей что-нибудь делает. Они не выносят сора из избы, его там просто не бывает. Но снег, в эту снежную зиму, хозяйка вывозит на улицу, создает «айсберги» для проезжающих машин. Ильяс с сыном, при их выдающемся росте и почти без помощи лестниц, кроют крышу дома, не дожидаясь летнего сезона. Жизнь свою они украшают в пределах двора, развешивая на заборах, стенках жилищ, сараев различные фигурки, орнаменты.  Все это благоустройство обозревают друзья и гости.

Сегодня я зашел убедиться в том, что свежего снега после метели во дворе нет, что декоративное оформление продолжается. Все так и есть: снега нет, крыша новая, семья «запивает» результаты чаем. Зовут и меня за стол. Отказываюсь:  только что от чая, иду по делу. В сенях обменялись новостями с Ильяом. Он задал вопрос о прошедшем накануне референдуме жителей деревни, в котором его семья не приняла участия.  Мой ответ породил нашу полемику, о которой расскажу подробно.

Я сообщил тему референдума: необходимо было выяснить общее мнение жителей о необходимости внесения личных средств в бюджет района с целью повышения благосостояния нашей деревни. Реакция Ильяса была резкой:
– Как? Разве у них там не хватает денег на уборку территории, улучшение дорог?!
– Да, не хватает, вот и предлагают нам «они» добавить, – отвечаю.
– А наши налоги, а плата за коммунальные услуги – где эти деньги? Рассовали по карманам!
– А ты заглядывал, – говорю, – к «ним» в карманы? У тебя есть конкретные доказательства?
– Все об этом говорят, по «телеку» показывают нам преступников и обманщиков.
– Скажи, – хочу узнать, – кто тебя обманул и как это происходит в жизни?
– А ты сам разве отрицаешь, что у нас везде «бардак», все обманывают? – раскаливши до медного цвета своё лицо, закричал правдолюбец.
– Скажу тебе словами одессита из анекдота: «Мой дед в давние времена держал бардак, но у него в нем был порядок».
– У нас тоже был порядок, – парирует Ильяс, – я был нормировщиком на производстве, у меня все было в строгом учете.
– Какое совпадение! – говорю. Я тоже много лет работал нормировщиком и знаю все способы обмана, от уровня простого рабочего до начальников. Раньше обманывали, воровали и сегодня другими не стали. Все «мы вышли из одной шинели», как говорил наш «великий кормчий».
– А как же нам дальше жить? – упавшим голосом задумчиво произнес Ильяс.
– Если ты задаешь такой вопрос, задай его только себе: что я могу сделать против «бардака»?
– Но я – всего лишь пенсионер! Живу на ничтожные средства! Мне скоро уже в землю.
– Нет, – возражаю, – у тебя есть семья, и ты еще многое можешь сделать руками и умом. Наше общество состоит из семей. Семьи создают свои блага, и благами должны делиться. Что есть общее благо? Это – доля семейного дохода – налоги, которые мы честно должны отдавать в бюджет. А иным – и богатым, и бедным – честности и совести не хватает. Оттого и бюджета на общее благо не хватает. Вот почему сегодня понимающие это люди идут на референдум и призывают честных и обманщиков пополнить бюджет  своими средствами.
 
Так – маленькой лекцией – закончилась наша встреча, с пожеланием жить лучше и дольше.