Бессилие всесилия или Бегущий по волнам

                * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *

                Содержание Библии многопланово и здесь рассматривается лишь его исторический аспект.
                Все, что описано в ней, случилось, но не все, что случилось, описано.
                Нужна, стало быть, историческая реконструкция, восстанавливающая события во всей их полноте.

                * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *




Евангелисты расходятся во мнениях, когда повествуют о «пустынном месте» кормления пяти тысяч. Одни, как Лука, помещают его в окрестности Вифсаиды, другие, как Иоанн, переносят действие в район Тивериады. Иисус то ли добирается туда пешком в сопровождении учеников, то ли уплывает один, а ученики приходят или приплывают самостоятельно...* 

Эти взаимоисключающие утверждения легко согласовать, если предположить, что путешественники прошли весь путь в три этапа. Сначала в Вифсаиду ушли или уплыли ученики, а затем пешком или на лодке туда отправился их Учитель. В Вифсаиде они соединились и на одной лодке поплыли в земли Тивериады.

       На Тивериаду указывают и другие детали. Из-за изгиба береговой линии она действительно расположена на другой 
       стороне Галилейского моря по отношению к Капернауму. Морской путь до Капернаума составляет примерно 45-50
       стадий, чуть ближе земли Геннисаретские – 25-35 стадий**. На следующий день после чуда умножения хлебов именно
       из Тивериады возбужденный народ поплыл на поиски Иисуса***.
       В то же время Вифсаида Галилейская находится совсем рядом с Капернаумом – в 10-12 стадиях (но апостолы проплыли
       не менее 25-30 стадий), а Вифсаида Юлия – не на побережье. Оба города и Капернаум расположены по одну сторону
       Галилейского моря. В Вифсаиду, а не из Вифсаиды направляется лодка апостолов после чуда преломления хлебов****.

------------------------------------------------------
           *«И, услышав, Иисус удалился оттуда на лодке в пустынное место один» (Мф 14 13)
             «Он сказал им: пойдите вы одни в пустынное место и отдохните немного... И отправились в пустынное место в лодке
              одни». (Мк 6 31-32)
             «Апостолы, возвратившись, рассказали Ему, что они сделали; и Он, взяв их с Собою, удалился особо  в пустое место,
              близ города, называемого Вифсаидою». (Лк 9 10)
             «После сего пошел Иисус на ту сторону моря Галилейского, в окрестности Тивериады» (Ин 6 1)
         **«Проплыв около двадцати пяти или тридцати стадий, они увидели Иисуса, идущего по морю и приближающегося к
             лодке, и испугались». (Ин 6 19)
             Таким образом, возвращаясь, апостолы проплыли до земель Генисаретских не менее 25-30 стадий.
      ***«Между тем пришли из Тивериады другие лодки близко к тому месту, где ели хлеб по благословении Господнем. 
             Итак, когда народ увидел, что тут нет Иисуса, ни учеников Его, то вошли в лодки и приплыли в Капернаум, ища
             Иисуса». (Ин 6 23-24)
    ****«И тотчас понудил учеников Своих войти в лодку и отправиться вперед на другую сторону к Вифсаиде, пока Он
             отпустит народ». (Мк 6 45)
------------------------------------------------------



Прибыв на место, Иисус с товарищами до отвала кормят 5000 мужей пятью хлебами и двумя рыбами. Это деяние убеждает насытившихся иудеев, что к ним, наконец-то, явился Мессия*. Воодушевленные массы ждут от Посланника решительных действий, но он ограничивается проповедями.

Тогда самые нетерпеливые сговариваются поднять восстание и объявить Иисуса народным вождем - Царем Иудейским. Но умудренный жизнью Учитель, предвидя неизбежные насилие и кровь, от лидерства уклоняется**. Чтобы ввести в заблуждение радикалов-революционеров, он спешно отправляет назад всех своих учеников на единственной лодке. Тем самым Равви добровольно лишает себя защиты и возможности уйти морем. Экстремисты расслабляются и теряют бдительность, а он, улучив подходящий момент, скрывается в горах.

Начинаются поиски беглеца на дорогах, ведущих в ближайшие города - Тивериаду и Магдалу. Спускается ночь, но розыск не приносит результата: под покровом темноты Иисус пешком уходит в Капернаум, обходя прибрежные города и селения по самой кромке воды***.

Добравшись до Геннисаретских земель, он видит на море лодку, отчаянно борющуюся со встречным ветром, и на всякий случай пытается скрыться, но мореплаватели замечают и окликают его. Иисус узнает голоса апостолов, отзывается («Это я; не бойтесь - здесь неглубоко») и осторожно идет навстречу лодке по камням, выступающим из воды. Порывы ветра развевают его плащ, волны бьются о камни и в предрассветной мгле апостолам кажется, что Равви ступает по волнам.

Преданный Петр выбирается из лодки и по камням бросается к Наставнику, но оступается и падает в воду.**** Волны сбивают его с ног, он начинает захлебываться («Господи! спаси меня!»). Тогда Иисус подбирается ближе, протягивает руку и вытаскивает незадачливого Симона.

С трудом причалив к берегу, апостолы пережидают волнение и снова пускаются в плавание. По дороге Иисус рассказывает, как удалось обмануть зелотов, и восхищенные соратники нарекают его Сыном Божьим.

------------------------------------------------------
         *«Тогда люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк, Которому должно придти в
            мир». (Ин 6 14)
       **«Иисус же, узнав, что хотят придти, нечаянно взять его и сделать царем, опять удалился на гору один».(Ин 6 15)
      ***Древнееврейское слово al обычно переводят как «на» или «по». Но это слово имеет и другое значение – «у» или
            «возле». В таком переводе Иисус шел не ПО воде, а У воды, ВОЗЛЕ воды. По крайней мере, так утверждает И.Уоллес
            в романе «Слово».
  ****Некоторые исследователи считают, что дело происходило зимой и к ночи кромка воды у берега замерзла. Иисус
           успешно прошел по льду, а Петр провалился,так как возле лодки лед был совсем тонким.
------------------------------------------------------


На следующий день радикалы, заночевавшие в Тивериаде, на лодках возвращаются к месту вчерашних событий и вновь прочесывают окрестности в поисках сгинувшего вождя. Ничего не обнаружив, раздосадованные мятежники плывут в Капернаум и там, наконец, находят беглеца, окруженного толпой почитателей. Здесь, в гуще сторонников Иисус чувствует себя в безопасности и на время утрачивает бдительность. Зато его противники с ходу меняют тактику и коварно втягивают ничего не подозревающего Равви в дискуссию.

Сначала они задают ему невинный вопрос: «Что нам делать, чтобы творить дела Божии?» (Ин 6 28). Не чувствуя подвоха, осмелевший Иисус рекомендует веровать в него: «Вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал» (Ин 6 29). В ответ, как бы не ведая о вчерашнем чуде преломления хлебов, провокаторы требуют знамения здесь и сейчас, на глазах у всех: «Какое же Ты дашь знамение, чтобы мы увидели и поверили Тебе? что Ты делаешь?» (Ин 6 30). Если он истинный Сын Божий, то пусть превзойдет великого пророка Моисея, который накормил свой народ хлебом с неба: «Отцы наши ели манну в пустыне, как написано: хлеб с неба дал им есть» (Ин 6 31). Иисус пытается перейти к иносказаниям, но оппоненты не поддаются и настойчиво требуют повторить чудо с хлебами: «На это сказали Ему: Господи! подавай нам всегда такой хлеб» (Ин 6 34).

Загнанный в угол чудотворец начинает нервничать и допускает ошибку, вновь обратившись к символам и аллегориям*. Он неосторожно называет самого себя «хлебом жизни, сошедшим с небес» и сразу вызывает ропот и насмешки толпы: «Возроптали на Него Иудеи за то, что Он сказал: Я есмь хлеб, сшедший с небес. И говорили: не Иисус ли это, сын Иосифов, Которого отца и Мать мы знаем? Как же говорит Он: я сшел с небес?» (Ин 6 41-42).

Тогда Иисус начинает горячиться и усугубляет свое положение. Вместо повторения чуда с хлебами и рыбами Христос предлагает толпе свою плоть (разумеется, в переносном смысле): «Хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Ин 6 51). Увы, разочарованная толпа, подстрекаемая изнутри провокаторами-зелотами, понимает его сугубо буквально: «Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою?» (Ин 6 52).

В запальчивости Иисус продолжает настаивать на «каннибализме»:
     «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и
      пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и
      Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин 6 53-56)
и окончательно теряет своих сторонников, которые слышат в его словах только призывы к восстановлению самых диких и варварских обычаев**. Теперь с Равви остаются только 12 смущенных и растерянных апостолов….

Так Сын Человеческий оказывается между Сциллой и Харибдой: с одной стороны – Ирод***, с другой – радикалы. Положение становится слишком серьезным и тогда Иисус бежит к язычникам в Финикию**** ….

------------------------------------------------------
       *Лишнее доказательство того, что накануне, раздавая хлеба, Иисус действовал не спонтанно, а воспользовался
        подготовленными запасами. В противном случае почему он на следующий день в трудной ситуации не повторил чудо?
   **«Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать?» (Ин 6 60)
       «С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним». (Ин 6 66)
 ***«И сказал Ирод: Иоанна я обезглавил; кто же Этот, о Котором я слышу такое? И искал увидеть Его».(Лк 9 9)
        Позднее Иисусу сообщат, что Ирод хочет убить его: «В тот день пришли некоторые из фарисеев и говорили Ему: выйди
        и удались отсюда, ибо Ирод хочет убить Тебя».(Лк 13 31)
****«И, выйдя оттуда, Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские» (Мф 15 21).
        «И, отправившись оттуда, пришел в пределы Тирские и Сидонские; и, войдя в дом, не хотел, чтобы кто узнал; но не мог
         утаиться».(Мк 7 24)
------------------------------------------------------


К такой трактовке событий, связанных с хождением по поверхности Галилейского моря, приводит анализ поступков действующих лиц и в первую очередь – самого Иисуса Христа.

    Во-первых, часто бывая на побережье, Сын Божий никогда не переходил с суши на воду. Он много плавал по морю, но никогда не бродил по волнам. Когда на берегу его теснили страждущие, он не отступал от них по морской глади, а переходил в первую попавшуюся лодку. Если требовалось срочно в одиночку переправиться в пустынное место, он опять-таки выходил в море на лодке.
    Во-вторых, разноречивые евангельские описания «пустынного места» указывают на метания Иисуса. Он как будто пытается обмануть кого-то: сначала открыто уплывают в неизвестном направлении апостолы, за ними в одиночку и скрытно выходит в море Иисус, а затем, уже в Вифсаиде, все они поворачивают на Тивериаду. Никакие ухищрения не спасают: преследователи заранее узнают о планах Христа, сразу направляются в Тивериаду и там встречают («предупреждают») его*.
    В-третьих, именно после бегства в Тивериаду и возвращения в Капернаум, Иисус впервые открыто заявляет, что среди учеников есть неверующие и даже предатель**. Должно быть, на такие мысли Христа наводит странная информированность «народа» о его планах, необыкновенная мобильность толпы, попытка захватить его врасплох и навязать роль вождя, а также обструкция, устроенная Христу после его возвращения из Тивериады.
    В-четвертых, Иисус возвращается в Капернаум так же замысловато, как ранее уходил из него. Сначала, еще в Капернауме, он заставляет уплыть учеников, затем где-то на полпути присоединяется к ним и вместе с апостолами прибывает в пункт назначения «для отдыха». И ради этого «отдыха» ученики проплывают не менее 8-9 км! «На отдыхе» они весь день помогают Равви лечить, учить и кормить тысячи людей, а на ночь глядя Равви гонит их назад в бурное море.***  Опять лодка уходит без него, опять он тайно присоединяется к соратникам на полпути и вместе с ними возвращается в Капернаум.
    В-пятых, Иисусу вовсе не обязательно было «отпускать людей». Достаточно было распрощаться и отчалить, чтобы народ сам разошелся по домам.
    В-шестых, усмиритель стихий долго и хладнокровно наблюдает с горы, как его вконец измученные друзья борются с ветром и волнами, но не пытается помочь им****. Буря почему-то стихает только после непосредственной встречи Христа с апостолами*****.
   
------------------------------------------------------
         *«народ, услышав о том, пошел за Ним из городов пешком. И, выйдя, Иисус увидел множество людей…».(Мф 14 13-14)
           «Но народ, узнав, пошел за Ним».(Лк 9 11)
           «Народ увидел, как они отправлялись, и многие узнали их; и бежали туда пешие из всех городов, и предупредили их,
            и собрались к Нему. Иисус, выйдя, увидел множество народа…».(Мк 7 33-34)
            Согласно ев.Марку народ побежал куда-то «туда» сразу после отправления апостолов, хотя сам Иисус вроде бы
            оставался на берегу.
      **«Но есть из вас некоторые неверующие….Иисус отвечал им: не двенадцать ли вас избрал Я? но один из вас диавол».
           (Ин 6 64,70)
    ***Вместо заслуженного покоя соратники получили день, полный трудов и забот. Несмотря на это, Наставник не
           позволил им отдохнуть, хотя накормленные люди уже расходились, а в близлежащих селениях можно было
           переночевать. Как видно, у Равви были веские основания, чтобы торопить своих усталых друзей.
  ****«А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный» (Мф 14 24)
           «И увидел их бедствующих в плавании, потому что ветер им был противный» (Мк 6 48)
           «В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю» (Мф 14 25)
*****«И вошел к ним в лодку, и ветер утих».(Мк 6 51)
------------------------------------------------------


    В-седьмых, всемогущий Сын уходит в горы, когда узнает, что «хотят прийти, нечаянно взять его и сделать царем» (Ин 6 14). Если бы к этому моменту он уже отпустил народ, приходить за ним было бы некому. Следовательно, Иисуса еще окружали люди, когда он узнал о чьих-то замыслах. Чтобы ввести недругов в заблуждение, он быстро отправил учеников, смешался с расходящейся толпой и под ее прикрытием ускользнул в горы.
    В-восьмых, для Иисуса хождение по воде не имело никакого практического смысла. Дело в том, что его ученики уплыли на закате или еще раньше*, а он присоединился к ним только перед рассветом**, т.е. спустя 6-8 часов. За это время по бурному морю апостолы преодолели всего 5-6 км (25-30 стадий)***. Даже ночью, огибая озеро, пешеход легко обогнал бы их и на рассвете уже достиг Вифсаиды Галилейской или Капернаума. Зачем же Иисус потерял столько времени на море?
    В-девятых, Иисус несколько часов шагает по воде и чуть не проходит мимо апостолов. Вместо морской прогулки он мог бы перенести себя непосредственно в лодку или в Капернаум, но не делает этого. Приходится думать, что гравитацией он повелевает, а телепортация ему не по плечу. Между тем, его извечный оппонент – Дьявол - мгновенно перемещает Сына Божия то на вершину горы, то на крышу Иерусалимского храма****. Да и сам Иисус после воскресения легко проникает в закрытое помещение*****. 
    Наконец, в-десятых, после чудесного насыщения 5000 голодных популярность Христа не возрастает, а резко падает. Можно было ожидать, что на обратном пути за Иисусом бросятся уже не пять, а десятки тысяч жителей окрестных городов и селений, слыхавших о чуде умножения хлебов. Вместо этого за ним плывут какие-то люди в лодках, т.е. десятки или сотни, но никак не тысячи. Эти люди вновь требуют от Иисуса знамения, хотя накануне наблюдали чудо с хлебами или слышали о нем (если требуют те, кто слышал, то где же толпы тех, кто видел?). Затем и они покидают Христа, он остается с 12 апостолами и накануне Пасхи скрывается в языческую Финикию вместо обязательного паломничества в Иерусалим…

Если собрать воедино все перечисленные соображения, то всесильный покоритель галилейских вод буквально на глазах превращается в гонимого сына человеческого, не понятого ни своими, ни чужими, вынужденного скрываться и бежать то по суше, то по морю, пока судьба не приведет его на иерусалимскую «зеленую милю» под названием Via Dolorosa.

------------------------------------------------------
           *«И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один». (Мф 14 23)
             «Вечером лодка была посреди моря, а Он один на земле».(Мк 6 47 )
             «Когда же настал вечер, то ученики Его сошли к морю и, войдя в лодку, отправились на ту сторону моря, в
             Капернаум. Становилось темно, а Иисус не приходил к ним».(Ин 6 16-17)
        **«около же четвертой стражи ночи подошел к ним, идя по морю, и хотел миновать их» (Мк 6 48)
             Четвертая стража обозначала время от 3 до 6 часов утра.
      ***Тем не менее, они не причалили и не переждали бурю, как будто знали, что Иисус должен присоединиться к ним.
             Намек на это слышится и в словах «Становилось темно, а Иисус не приходил к ним».(Ин 6 17)
    ****«Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма» (Мф 4 6)
            «Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их» (Мф 4 8)
 *****«В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от
            Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!» (Ин 20 19)
------------------------------------------------------



(полную версию книги "СЕ - ЧЕЛОВЕК" см. на сайте tomastwin.wix.com/history).


Рецензии
Здравствуйте, Томас!
Не в первый раз читаю Ваши статьи и, хотя не со всем согласна, должна признать, что Вы обладаете острым аналитическим умом, зрите в корень, улавливаете суть, не упуская тонкие нюансы (в том числе при чтении других авторов).
Поскольку читаю Вас не в первый раз, не могу уйти молча и не сказав Вам "Спасибо". Ещё, может быть, не раз вернусь, поскольку тут нужно читать внимательно и вдумчиво.
С уважением,

Анна Филимонова   04.10.2016 14:59     Заявить о нарушении
Спасибо, Анна. Очень лестно получить положительную оценку от такого вдумчивого человека, как Вы. Жаль только, что не высказываете свои возражения (похвалы, конечно, приятны и повышают самооценку, зато критика побуждает к развитию).
Буду очень рад снова видеть Вас у себя в гостях, но тогда уж, пожалуйста, не скупитесь на замечания.:-)))
С уважением,
Томас Твин

Томас Твин   04.10.2016 16:50   Заявить о нарушении
Уважаемый Томас, к сожалению, я не из тех, кто умеет критиковать, поскольку во всём стараюсь найти какое-либо положительное зерно. И потом я не настолько сведуща в рассматриваемых Вами вопросах. Но, чтобы сделать приятное автору, в следующий раз постараюсь высказать и возражения))

Анна Филимонова   05.10.2016 02:24   Заявить о нарушении