Нетерпение

Александр Георгиевич Гладкий
Было это “за тым часам”, то есть, при Польской власти в одной из деревень Западной Белоруссии. Василь, по прозвищу Лисок, собирался косить. Прозвали его так потому, что не имея образования, он отличался недюжинным острым умом, что в деревне считали хитростью. Хитрый как лис - Лисок.

Лисков сенокос был в часе ходьбы через болото, поросшее ивой и ольхой, через которое протекали два рукава речки Шильвянки и находился в излучине реки Западной Березины. Сенокос для сельского жителя дело большое, ответственное, требующее серьезной подготовки, поэтому Василь заранее отклепал косы, выстругал из твердого сухого клена новые зубья для граблей вместо сломанных, проверил крепление кос, нашел бруски. Напомнил жене – Лиде собрать ссобойку, по местному -”лусту”, в которую обычно входил хлеб, сало, лук, яйца, изредка окорок или что-то еще съестное. К середине дня все было готово и Василь стал маяться нетерпением.

Многие люди, особенно охотники и рыбаки, ощущали его, когда накануне долгожданного события искали, чем убить оставшееся до него время, а оно тянулось очень медленно, вечером не могли долго заснуть или просыпались среди ночи и мучились бессонницей. Так было и с Лиском. Умаявшись, ближе к вечеру, Василь предложил жене лечь спать пораньше, чтобы хорошо отдохнуть перед работой и с рассветом, сразу двинуться через болото на сенокос. Так и сделали, уснули удивительно быстро.

Проснулся Лисок, глянул в окно – светло и давай будить жену, проспали мол. Часов в доме у них не было. Быстро оделись, взяли косы, грабли, воду, “лусту” и вышли на улицу, которая встретила их странной тишиной. Обычно на рассвете во дворах кипит жизнь, дребезжат ведра, доят коров, поят и кормят скот, а в этот день тихо.

“Что-то темнеет, Лида, наверное дождь пойдет”, – сказал Василь и они пошли по пустынной улице.

 В конце деревни им встретился мужик навеселе.

“Куда, Василь, идете на ночь глядя?”

“На ночь”, – щелкнуло в голове Лиска.

“А у тебя часы есть? Не подскажешь время?” - ответил вопросом на вопрос Василь.

“Половина одиннадцатого”, – ответил мужик.

“Да вот собирались на сенокос с ночевкой, да задержались, вижу не успеем пройти болото до темноты. Пойдем, Лида, обратно”, – выкрутился Лисок.

 Не дай бог в деревне узнают, что перепутал вечер и утро, засмеют.