Размышления о творчестве. Плавбаза Антарктика

Отто Римский
В публицистических статьях, очерках, философских и научных трудах важно последовательное изложение мысли, для чего составляется предварительный план. Вначале статьи после краткого заглавия важно указать цель, какую она преследует. Если труд носит научный, или исследовательский характер, необходимы ссылки на известных авторов в этой  области, анализ обнаруженных противоречий и т.  д., и  здесь нужно опасаться, как говорится, голых, ничем не подкреплённых, утверждений. Вполне очевидной кажется польза от тех утверждений, которые подвергаются отрицательному критическому суждению. Выводы  без ревизии отрицанием не вправе быть утверждающими. Самыми сложными работами в литературном творчестве являются романы, повести и некоторые рассказы. Почему? Потому что некоторые идеи, преследуемые в них, должны преподноситься из, создаваемых автором, образов. В данной рубрике литературного искусства рассказы представляют наименьшие трудности. Но и они, подразделяясь на различные типы, отличаются по сложности друг от друга. Самый простой из них, повествовательный, когда автор от первого или второго лица просто описывает реальный случай из сцен наблюдения природы, человеческого быта и пр. Таковыми являются, например, охотничьи рассказы, рассказы о случившихся событиях в природе, эпизоды жизни отдельного лица или группы лиц. Писать их проще, потому что диалоги в них имеют гораздо меньше места, чем в рассказах, которые по своему жанру похожи на микророманы. Здесь нужно уже владеть искусством создания реальных образов; коротким броским штрихом охарактеризовать человека, выделив самые яркие черты его, оставив подробности для размышления самому читателю. Также уметь преподнести  две противоположные точки зрения сталкивающихся персонажей, чтобы из этого ярко вырисовывалась проводимая автором идея. Сама идея непременно должна присутствовать в любом жанре литературного творчества. И чем достойнее, чем значимее она по содержанию, тем выше произведение, её вынашивающее. Мастера художественного слова умеют находить место для идеи в самом коротком рассказе,например, в описании природы утверждается её неразрывность с чел. сущностью, красота мира, в котором мы живём, В иных рассказах приведены поучительные случаи из жизни, кристаллизуя идеи воспитательного характера. Идея – это ядро произведения, именно то, из-за чего положен писательский труд.Идеи могут носить различный характер: разоблачительный, утверждающий, исторический, моральный и т. п. Чем содержательней идея, тем  лучше произведение.  Писанина без идеи - это пустая трата  времени.
   Итак, идея.  Это первое. Второе – это реальность, правдивость. Для рассказов она является одним из непреложных условий. Рассказы- это слепки живой жизни. Вымышленные, надуманные рассказы- это и сказка, и фантазия вместе, но не то, не другое в отдельности, а значит, ничто. В рассказах могут иметь место только вымышленные фамилии, и больше ничего. Повести отличаются от рассказов тем, что в них описываются более длительные отрезки времени жизни. Они труднее  поддаются написанию, ибо должны иметь более сложный сюжет. Вообще, чем сложнее сюжет, тем лучше должно быть произведение с одной стороны, но тем труднее выразить в них идею. Романы под силу только маститым мастерам Роман- это высшая школа  художественного мастерства и таланта. Любое дело, и писательское мастерство в том числе, приходит с азов, постепенно. Если начинающий писатель  поднаторел на статьях, рассказах, повестях, овладел искусством создания образов, описания пейзажей, и кроме того обладает способностью проникновения в сложные лабиринты человеческой психики, проявляет  наблюдательность, развил в себе упорный характер, усидчивость, и не смотря на всё это, не исключая таланта в том числе, способен на самокритичность, то он  может браться за романы. Обрекать себя на добровольный отказ от многого ради поисков истины далеко не каждому под силу. Истину можно находить не только в науке. Истинное можно выявить в человеке, в пейзаже; везде, куда обращается пристальный умственный взор писателя. Писать хорошо, творчески – труд нелёгкий. И не только потому, что требует большой затраты времени, энергии. Нет писателей, которые без труда выдают шедевры. Прежде, чтоб что- то написать, нужно самому об этом многое прочесть, раскопать необходимые сведения, материалы. Потом этот материал требует ещё обработки, написанные главы переделываются, а порой и уничтожаются.
Когда, кажется,  написано уже всё хорошо,при более глубоком изучении  опять, и опять обнаруживаются неточности, выискиваются противоречия, и снова нужно что- то доделывать, выбрасывать, добавлять и т. д. 
Мы живём в такое время, когда при нашей жизни  досуг ограничен из- за многих причин: неудовлетворительного транспорта, неблагоустроенного жилья, из- за очередей, политзанятий, семейных неурядиц и т.  д.  Как быть тем одарённым людям, которые могли бы писать, если бы их не засосала обыкновенная житейская рутина? Писатель - человек творческого вдохновения. Нет его(вдохновения), апатия на душе, и ничего нельзя придумать. Хороший рецепт от творческого застоя рекомендовал в своё время Л. Толстой, высказывая мысль, что « в минуты нерешительности важно сделать хоть пол- шага».На мой взгляд, для творческого вдохновения должна быть насыщенная, полноценная жизнь. Но главное, писатель должен быть увлечённым до одержимости, человеком. Чтобы быть в одно и то же время тонким психологом, уметь глубоко мыслить и чувствовать, и в другое время оставаться равнодушным к  жизни, невозможно. Художник,как никто другой, имеет ранимую душу. Выбить из творческой колеи его могут разные житейские неурядицы. Ему вроде нужна спокойная гавань. А с другой стороны стрессы будоражат ум. Он бунтарь, и это двигает им. Он мечтатель, упрямый фанатик, и это двигает им. Он жаждет славы, признания, и это двигает им. Но не во всех случаях- это одержимый человек. Стремление к перу- всепоглощающая страсть, но одного этого мало. Нужен ещё талант, но и последний ничто без трудолюбия, без воли.
    Говорят, что аппетит приходит во время еды. Действительно, кажется не о чем писать, нет никаких мыслей, а садишься за стол, и успевай ловить их, потому что мысль, как молния, блеснула и угасла. Прозевал момент, и она не блеснёт больше никогда. Приливы вдохновения- Божий дар для художника. Эти моменты грех упускать. Периоды эмоционального, интеллектуального подъёма наблюдаются у всех людей. Но даже, если всё это есть, нужно ещё воля, целеустремлённость, и чтобы выработать в себе необходимые качества, какую суровую жизненную школу нужно пройти, сколько трудностей испытать! И при этом остаться победителем! В существовании, лишённом  борьбы, стрессов,Страданий, нет стимулирующих эмоциональных толчков, нет крика раненой души! Но когда ты прошёл через всё это, когда за плечами есть и пережитое, и жизненный опыт, и багаж необходимых знаний, здесь уже нужны условия для работы. И плюс ко всему, нерастраченное здоровье.
Известно, что Островский был слепой,  однако сочинял. Сочинял потому, что это было единственным, чем он мог ещё жить. Но если б к нему вернулось зрение, здоровье, если б не мучили боли, то написал бы он много больше.  «Всё, или ничего!» Если ты захотел, если ты задался целью создать нечто неповторимое, то сделай так, чтобы превзойти самого себя! Клад, найденный в самом себе, выше  любых земных кладов! Деньги, золото, дача, машина- всё проходит, а созданное тобой, будь то картина, любое изобретение, останется! А это значит, что жизнь прожита не зря!
  Прошу прощения за эти выпады эмоционального порыва, хотя, думаю, в какой- то мере они соответствуют теме моего рассуждения. Следует подойти к главному, что необходимо соблюсти, в какой последовательности построить свою работу, чтоб написать серьёзное прозаическое произведение должного достоинства. Прежде всего наметить сюжет, действующие в нём лица.
 Художник создаёт своё полотно по частям, делает отдельные эскизы, и только потом объединяет их в одно целое. Вот точно также литературное произведение легче составлять по частям. При этом сам сюжет будет дополнятся, и немалым подспорьем здесь окажется фантазия. Даже сказка хороша та, которая похожа на правду. Неправдоподобность, наигранность, грубая подтасовка- недопустимые дефекты в литературном творчестве..  Писать лучше всего с натуры, с живых наблюдений, а иногда призывая на помощь свойства эйдетической памяти, когда закрываешь глаза и видишь перед собой: картины природы, чел. лица. С помощью фантазии дополняется забытое. Писать вдохновенно, это, когда слова исходят из глубины души, только успевай ловить их. Чтобы написать, например, нечто страшное, нужно действительно пережить ужас.  Рассказывают, как один писатель для того, чтобы написать какую-то жуткую чертовщину, ночью шёл на кладбище, запирался в часовне и писал.
    Для построения диалогов нужны уже практические навыки. У кого этого не имеется, кто первый раз садится за перо, тому очень трудно, почти невозможно, строить их без мучительного напряжения. Например, Вы хотите построить диалог двух собеседников. Худший приём его построения, когда автор пользуется одной прямой речью, без комментариев. Выглядит примерно так: - Куда идёшь?
- На занятия.
                -До какого времени будете заниматься?
- Не знаю, может последней пары не будет.
- А- а! Понятно!
Прямая  речь персонажей чаще должна сопровождаться авторскими комментариями, сопереживанием, заглядывать в глубину; самые истоки психологических мотивов поведения, но при этом не быть нудными, отвлекающими. Яркие, броские комментарии, как бы постороннего наблюдателя, не только призваны разъяснять диалог; они - средство обрисовки создаваемого образа, характера и т. д. На первых порах это даётся нелегко, например.  Пётр подошёл к столу, и выключил лампу.
- Зачем ты это сделал?- сказала Маша.
- Затем, чтоб комары не летели,- ответил Пётр.
- Пусть летят! Ты же видишь, что я работаю!
-Хорошо пусть  будет по- твоему ответил Пётр, и снова включил лампу.
 То же самое можно построить по другой схеме. Пётр подошёл к столу  и выключил лампу. Бледный лунный свет озарил комнату.
- Зачем ты это сделал?- голос Маши прозвучал зло и раздражённо.
- Затем, чтоб комары не летели,- мягко ответил он, опасаясь сцены истерического припадка.
 - Пусть летят! Они мне  не мешают! Ты же видишь- я работаю!-в темноте её глаза заискрились недобрым кошачьим блеском.                -Хорошо пусть  будет по- твоему!– вспыхнувший яркий свет вырвал из темноты его худые угловатые плечи.                -Прости!-он стоял к ней спиной, боясь повернуться, чтобы не выдать своего состояния. Второй вариант диалога сразу обогащает воображение читателя и постепенно обрисовывает характерные черты персонажей. Замечательным приёмом в прозаических произведениях есть умелое сочетание описания места действия с последующими событиями. Человек неразрывно связан с Природой. Если настроение хорошее, то ветер ласкает, тучи на Небе рисуют чудные узоры, а если плохое, то (тот же) ветер поёт свою унылую осеннюю песню, (те же) тучи огромными великанами нависли над головой.
    Если автору угодно донести до читателя некоторые философские мысли, то выручают персонажи, вооружённые монологами. Трагедии человеческих судеб воспринимаются сердцем, если автору удаётся перевоплотить читателя в действующее лицо на страницах произведения. Эмоциональные воздействия на читателя производят глубокие чувства, искусно снятые писателем; этакая, образно выражаясь, стенограмма горя, радости, торжества любви, справедливости, счастливого поворота судьбы, взлёта удачи! Хорошая книга та, страницы которой залиты слезами читателя. Удаётся это в том случае, если автор заставляет читателей перевоплотиться в героев своего повествования, и они сочувствуют им настолько, что всё происходящее с этими героями, как будто происходит с ними. Во всех случаях литературного творчества не нужно торопиться писать то, что предварительно, изо дня в день не пережёвано мысленно без ручки и бумаги. Обдумывание в ходе работы не годится потому,  что не правильно начатое сочинение уже почти
 невозможно направить в нужное русло, изменить стиль и т. д. Каков разбег, таков и прыжок! И выбрать для начала работы нужно самый подходящий момент, период эмоционального и интеллектуального подъёма.
 После хорошего стресса ум обостряется.  Но этот период легко и растратить, разменяв по пустякам. Потому следует избегать пустой болтовни, поскольку вместе с ней бесполезно улетучивается и умственная энергия. Усевшись, наконец, за стол, лучше в уединённом кабинете( телевизор и радио выключены) нужно в первую очередь составить подробный план изложения. Без плана не только трудно избежать непоследовательности, но можно даже запутаться в персонажах.
   При обилии, не выписанных ещё, мыслей не нужно стремиться выпалить весь заряд сразу. Это равносильно, если смешать несколько прекрасных блюд в одну миску. Да и перед читателем возникает проблема  восприятия, равно, как перед туристом, которому предлагают пробежать эрмитаж  в один час. Сильные впечатления, пожирая друг друга, не откладываются в памяти. Неудачные места в сочинениях лучше отбрасывать без сожаления.Написанная, как говорится, в один присест работа- всего лишь золотоносный песок, который следует ещё промыть, чтобы остались  крупицы золота. Для того, чтобы создать хорошее произведение, обязательно нужно иметь хорошо продуманный сюжет. Это, как дважды два. Сюжет не придумывается. Его берут из самой жизни. В основу сюжета могут входить повествования о частной жизни, исторические события, личные воспоминания, которые предлагают чаще от первого лица, но могут переводится и на второе.На мой взгляд, повествования от первого лица проигрывают в том, что лишаются возможности одного из главнейших литературных приёмов-авторского наблюдения со стороны, выражаемого в разъяснении, анализе и характеристике своих героев. В приведенном мной выше примере от первого лица невозможно, например, написать- «яркий свет вырвал из темноты мои худые угловатые плечи». Это звучит и смешно, и противоестественно. Даже своё лицо в зеркале, как утверждают психологи, нельзя увидеть таким, каким оно есть на самом деле; человек, смотрящий на себя в зеркало, мгновенно изменяет присущее ему выражение лица. Чем богаче, ярче и правдоподобнее сюжет, тем ценнее произведение. Однако, говоря о правдоподобности, следует согласиться с тем, что невозможно преподнести его к читательскому столу на съедение в неизменном виде. Это равносильно тому, что поставить  на стол немытые фрукты.В редких случаях встречаются готовенькие сюжеты, в которых ничего изменять не надо. Само собой разумеется, что писатель не имеет права изменять на своё усмотрение исторические события. В подлинных событиях для построения литературного сюжета важно выделить главное. Выдающимся писателем- реалистом  можно назвать  Шолохова. На страницах его печатных произведений встречаются почти взятые в «голом виде» простонародные выражения, которые ( будь к месту вставлены) не вульгаризируют произведение в целом, и это говорит о  мастерстве выдающегося художника. Да и в жизни можно наблюдать людей, которые  употребляя нецензурные слова, не производят  впечатления хамства и грубости. Однако, очищенный литературный сюжет должен быть правдоподобным, что достижимо только при выемке естественных проб из жизненного материала.
    В научно- фантастическом творчестве невозможно обойтись без сюжета искусственного, но даже здесь необходима осведомлённость автора в научных гипотезах настолько, чтобы фантастика не походила на сказку, а скорее предвосхищала открытия в Возможности. В своё время фантастика Жюль Верна настолько оказалась правдоподобной, что предвосхитила технические изобретения  в Будущем.
  Ценными произведениями в нашем несовершенном мире можно полагать те, которые из частного способны извлекать общее, социальное. Человек по своей природе существо- политическое. Если прогрессивный человек думает не так, как того требуют каноны, значит это уже Веление Времени.  Изменяющееся мировоззрение отдельной личности есть закономерное следствие социальных причин.Как бы не хотелось нам быть молодыми, время неуклонно накладывает на нас  свой неизгладимый отпечаток, ибо остановить его невозможно. Мы не можем требовать от фотографа изображения, отличительного от того, что фокусируется линзами на плёнке. Иначе такая фотография окажется фальшивой. Вот также фальшивой может оказаться и литература, если требовать от писателя, как от фотографа то самое невозможное. Писатель должен писать жизнь такой, какой она есть, а выводы из этого пусть делают те, кому нужно. Правдивых, смелых писателей, как правило, обвиняли в «клеветнических измышлениях", подвергая их ожесточённым преследованиям.
Примечание. В архивах КГБ, особого отдела (1984 г.о. Сахалин) можно найти для меня лестное прозвище-«единомышленник Сахарова!»
Всё нестандартное, новое, исходящее от мыслей «нестандартных людей», еретиков, воспринимается у нас с большим подозрением. Вор всегда боится, если о нём что-то там напишут. «А вдруг,- думает он,- меня выведут на чистую воду?»
    Поэтическая  проза должна иметь, и свой стиль, и свой ритм, и даже некоторую певучесть в построенных фразах. Безукоризненно построенные фразы, не должно повторяться одинаковыми словами; последние должны быть созвучны между собой, принадлежать к одному роду и духу речи. Каждое предложение плавно переходит в концовку. Иные безалаберные фразы, даже вместив в себя  весь словесный смысл, кажутся незаконченными; слова в них «повисают» без заключительных аккордов.
      Создание образов, подходя к кульминационному моменту, уже должно быть законченным. К нему нужно подходить постепенно, но так, чтобы при чтении чувствовалось его приближение. Наконец, сама кульминация - это взрыв, когда конфликтные ситуации нарастают, страсти накаливаются, противоборствующие силы, сталкиваясь, доходят до наивысшей точки напряжения.
    Чем проще слова, тем лучше проза. Мысли, заключённые в высокопарных выражениях, даже с законченной яркой интонацией изложения, как никогда, требуют вдумчивой проверки. Чем больше абстрактных слов, тем меньше общепонятной мысли, выражаемой в них. Чем проще слово, тем яснее символ его обозначения. Простые слова прямо и конкретно относятся к объекту, познаваемому посредством чувств. Слово, происходящее от слова, удаляется от реальности и затрудняет понимание. И красиво звучащие фразы, с виртуозными оборотами и сравнениями, могут являться образцом ораторского искусства, но не иметь никакой ценности.
     Ценной является речь, обнаруживающая творческий поиск мысли. Точно воспринимаемая читателем, она продолжает свой разбег в умах, постигающих её.Уважая мыслящего читателя, следует опасаться беспочвенных утверждений, ибо они, не оставляя вопросов, не действуют на любознательный ум человека.


Прошу литераторов поставить свою оценку  данного сочинения.