Мысль о создании выше озаглавленной статьи возникла у меня давно, в тот период, когда я сам однажды задумал написать фантастический роман.И, признаюсь, у меня ничего не получалось. Мне хотелось, чтобы стиль повествования был лёгким, в едином, избранном ритме.Я мечтал овладеть искусством создания образов, избежать скучных слов, писать кратко, но выразительно. Такое писательское искусство под силу большим мастерам художественного слова, и я взял на себя непосильную задачу. В связи с неудачами у меня составились необходимые выводы. Конечно, правильные выводы давно сделаны, но мне бы хотелось прийти к ним самостоятельно, и если они будут созвучны первым, следовательно докажут истинность моих суждений, а если нет, то прошу меня извинить, ибо каждому дано ошибаться. А на то, нужно ли изобретать велосипед дважды, можно ответить, что любые изобретения не бывают абсолютно идентичными, Может быть, мне удастся что-то своё дополнить, преподнести в подробном изложении его так, чтобы это было понятно для таких же непосвящённых в писательском творчестве, как я сам. Остановимся сначала на поэзии. Можно ли с помощью поэзии выразить серьёзные мысли настолько, чтобы ничего не упустить, донести их до читательских умов доходчиво, просто и последовательно?Французский писатель Стендаль полагал,что цели полного изложения мыслей скорее послужит проза, нежели поэзия, хотя можно с ним не согласиться. Правда, мысль в поэзии подобрана по рифме слов, не каждому их удаётся найти, но хорошая поэзия обладает большей степенью эмоционального воздействия. На мой взгляд, законченное поэтическое произведение может быть оценено в следующих случаях: 1.Когда в поэзии удаётся выразить, как можно, большее количество мыслей, обогащающих сюжет и идею произведения.2. Когда в цельном поэтическом произведении не нарушается избранный с самого начала ритм изложения, нет сбоев и неудачных куплетов. Если последние попадаются, например, в поэмах, то их лучше исключить. Пусть поэма станет короче, зато качественнее, чтобы не получилось, как говорят «ложки дёгтя в бочке мёда» 3. Когда количество ударных звуков в рифмующихся строках неизменно, например, 8-9,8-9 или 8-8,8-8, но не так, чтобы в одном куплете 8-9, а в другом 9-10 и т. п. Здесь я сделал наблюдение, что именно определённое количество звуков придают тот, или иной колорит стиху ( в одних случаях он звучит торжественно, в других с оттенком грусти, в третьих повествовательно, в четвёртых ещё по-иному), то есть характер звучания стиха зависит от количества гласных звуков в слогах.4.Заключительная рифмовка строк может быть не только на последнем, или предпоследнем слоге.но во всей строке.
«На стенах сурьмы заиграли,
Надсадно били в барабан!
Быть жаркой битве!- предвещалось.
Собрал старшину атаман».
5.Стихи выигрывают, если удаётся подобрать яркие эпитеты, например, И пал казак в объятья славы!
Вонзилось в грудь ему копьё.
Один из лучших, сын Украйны,
Устами бледными повёл:
«Прощайте, братья! Мать родная!
Погибнуть раз один не страшно,
И счастлив я, что умираю
За Украину - нэньку нашу!
И будут, будут на майданах
Бандуры звучные звенеть,
И о походах атамана
Слепые старцы песни петь!» или
«Ничто его не занимало,
Ни мёд, ни шумный, смелый пир!
Понурив голову, вздыхал он,
И люльку горькую курил».
6\повторения, усиливающие эмоциональное восприятие стиха, например,
«А что орлы!- Тарас воскликнул,-
Иль порох есть ещё в рожках,
Иль не ослабли силы в битве,
Иль то же мужество в сердцах?!»
«Есть, батьку, порох ещё гожий!
Ещё не гнутся казаки!
Ещё на тризне нашей, Боже,
Не выпьют мёда гайдуки!» или
«Вы, что ж, панове, приуныли!
Иль порох в сумках отсырел,
Иль сабли ваши притупились,
Иль мёд в баклагах опустел?!»
- Есть, батьку, порох, сабли остры!
А мёд пропили весь вчера!»
- Ну, коли так, садитесь, "лотры»,
Да опохмелимся с утра!
Гей, слуги! Час наш прогремел!
Несите мёд мой из запасов!
Да весь разлейте, чтоб не смел
Не выпить кто за веру нашу!»
Открыты бочки, и над станом
Пронёсся тостов ураган:
«За Сичь! За Веру! За Украйну!»-
Всех угощает атаман.
Особый колорит стихам придают, как бы разорванные в строках, предложения, например,
Рассвет был близок. Ветер свежий
Вещал его дыханьем ранним!
Крутой величественный берег
Был чуден в отблеске багряном!
Этот стиль часто использовал в своих стихах Лермонтов.
Ко мне он кинулся на грудь,
Но в горло я успел воткнуть,
И там два раза повернуть
Моё оружье. Он завыл,
Рванулся из последних сил,
И мы, сплетясь, как пара змей,
Обнявшись крепче двух друзей,
Упали разом, и во мгле
Бой продолжался на земле».(поэма «Мцыри»)
Иногда недостаток рифмы в конце словосочетаний с лихвой окупается общей рифмовкой всех строк куплета, например
Тарас взглянул на небо хмуро,
Где стаей кречеты взвились.
«Кому- то, знать, пожива будет!»-
Догадкой мысли пронеслись.
Точная расстановка эпитетов рисует эйдетическую картину восприятия.
Гроза гремела! Дождь картечью
По мрачным крышам часто бил!
Кончалась ночь, погасли свечи,
И где- то колокол звонил.
«Дождь картечью» и «мрачным крышам» мгновенно отражают картину грозы. Хорошо, когда стихи имеют певучесть,
Напрасно струны напрягая,
Пел бородатый бандурист.
Поэтическое творчество допускает изобретение новых слов, например.
У кручи крепостного вала,
Что возвышался над Днестром,
Войска коронные догнали
На «роздых», ставших казаков.
Не отдых, а «роздых», потому что это слово более выражает погоню, когда останавливаются не отдыхать, а чтобы отдышаться. Аллегорические сравнения в стихах усиливают остроту эмоционального восприятия.
И запорожцы встрепенулись.
Гул прокатился по рядам,
И сабли молнией взметнулись!
Раздались крики: «Смерть врагам!» и как бы предвещают роковые события.
Кровавым вихрем запорожцы
В предместье ринулись ловить
Евреев, прятавшихся в бочках,
И в Днепр тащили их топить.
То же самое в куплете:
Один гайдук, из слуг вельможи,
Занёс удар над ним с плеча.
Увы! Ничто не остановит
Смертельный бег его меча!
Аллегорические сравнения возможны в целых четверостишьях,
когда предшествующие из них усиливают восприятие сюжетной мысли.
Укрылось небо в чёрных тучах!
Раздался выстрел громовой!
В порыве ветра залп трескучий
Смешался с бурей грозовой.
Без стона, не сказав ни слова.
Андрий свалился на траву.
Тарас взглянул на труп сурово,
И грусть подкралась вдруг к нему.
Здесь первый, чисто поэтический куплет усиливает трагическое содержание
второго, сюжетного. В поэзии так же, как в прозе может быть богатый содержательный сюжет с нарастающими кульминационными моментами.
Тарас стоял в толпе со всеми.
Услышал крик: «Ведут! Ведут!
Взглянул на башенные стены,
И сжалось сердце его вдруг!
Остап шёл гордо впереди,
За ним цепочкой остальные.
В лохмотьях рваных на груди
Сверкали крестики святые!
Всё ближе придвигается кульминационный момент.
Палач сорвал с него одежду,
К станку цепями подвязал.
Смотрел Тарас, и дух мятежный
В нём с каждой пыткой возрастал.
Каждое произведение приходит к развязке.Развязка начинается по сюжету повествования задолго до окончания, но начало её чувствуется сразу, в первом куплете последней главы.Например,
А что ж Тарас? Гулял по Польше!
Сжёг восемнадцать крепостей!
Справлял поминки сына больше
В огне горевших алтарей!
И, наконец, окончание развязки в последних куплетах.
Безумный миг! Но будь, что будет!
Нагайки свистнули! Вперёд!
Коль жизнь дана, судьба рассудит,
А смерть два раза не придёт!
Гусары гетмана успели,
Глазам не веря, вдруг узреть
Коней, что змеями взлетели
С обрыва, презирая смерть!
Один полковник молодой
В погоню дерзко устремился,
Но прыгнув, в пропасти крутой
О камни острые разбился..
А казаки уж подплывали
Внизу к спасительным челнам.
«Весной здесь снова погуляйте!»-
Кричал в огне им атаман.
«Прощайте, братья!»- крик раздался
Угасшим эхом, словно стон!
Всё ярче, ярче разгорался
Костёр на береге крутом.
------
Могучий Днестр в разливе полном!
К родной земле, в края отцов
Плывут челны в просторе вольном,
Всё дальше унося гребцов!
Челны плывут. Труд неустанный
Смешался с говором людей;
Все вспоминают атамана
Во славе миновавших дней!