О фильме Время желаний

Евгений Терещенко
Мне нравятся некоторые фильмы кинорежиссера Юрия Райзмана. Такие его ленты, как «Машенька», «Поезд идет на восток», «Коммунист», «Странная женщина» я вообще отношу к шедеврам киноискусства. Замечательны также его последние фильмы: «Частная жизнь» (1982г) и «Время желаний» (1984г), в которых кинорежиссер поднял серьезные и интересные жизненные вопросы. В первом фильме показано столкновение двух противоположных подходов к жизни, неспособность человека, посвятившего себя служению производству и уволенного с должности директора предприятия, приспособиться к миру людей, чуждых какому-либо служению, но имеющих разнообразные интересы и увлечения.

Фильм «Время желаний» является своего рода иллюстрацией к русской пословице: «не в свои сани на садись». Героиня фильма Светлана Васильевна (В.Алентова), движимая желанием повысить свой социальный статус, выходит замуж за немолодого чиновника министерства Владимира Дмитриевича Лобанова (А.Папанов). У нее нет к нему никакой любви, и ее многое в нем не устраивает. Но «на безрыбье и рак рыба», тем более, что Лобанов человек воспитанный, интеллигентный, добрый, не имеющий вредных привычек. Выйдя замуж, Светлана Васильевна тут же начинает ломать привычный уклад жизни своего мужа. Лобанов нуждается в тишине и покое, хочет, чтобы в его жизни ничего не менялось. Его устраивает многолетняя однообразная работа на одном и том же месте, привычная квартира, монотонный и праздный образ жизни. Ему приятно «понежиться» в продавленном кресле, на старой, запущенной даче, но когда, как ему кажется, жена скучает, он готов устроить с ней дома танцы. Другими словами, кроме привычных «старческих» потребностей, у него нет никаких проецированных в будущее желаний. Его желания остались в прошлом.

Но не такова его молодая жена! У нее то, как раз, желаний хоть отбавляй. Лобанов не желает обменивать свою старую квартиру, но Светлана Васильевна добивается своего, квартиру мужа и свою она меняет на одну пятикомнатную, расположенную в более престижном и удобном районе Москвы. Для этой цели она добивается от мужа продажи дачи, которая ему дорога и которую он совсем не желал продавать. Светлана Васильева желает, чтобы муж написал книгу о своей героической флотской службе во время войны, но Лобанов не горит желанием этим заниматься. Светлана Васильевна желает продвижения мужа по службе и добивается этого, хотя самого Лобанова устраивала должность безответственного подчиненного, занятого бумагами. Конец трагичен, герой фильма внезапно умирает от инфаркта сердца.

Что явилось причиной смерти Лобанова? Говоря в общем, он умер от несоответствия своего духовного состояния той новой суетной жизни, которую ему навязала жена, от разрушения привычного уклада жизни, соответствующего его немолодому возрасту. Не думаю, что герой фильма испытал при этом какие-то особенные переживания, страдания, сильную тоску. Скорее всего, его внутреннее состояние было иное. Это были душевный дискомфорт, дефицит радости, угнетенность, прострация, утрата своего «я», а вместе с ним и своего последнего желания, желания жить. Герой фильма сел не в свои сани.