Из раннего детства

Павел Парленов
        Детство... Что ни говори, как оно прекрасно! Замечательная пора. Волшебный мир, в котором обычное необычно, маленькое громадно, старое ново, всё воспринимается по-иному, не так, как во взрослой жизни. Тогда и понятия не имел, что такое "долг", "ответственность", "обязательства", "проблемы", "отчуждение"... И, самое главное то, что время в той далекой стране детства бежало медленнее. Тянулось, как звучание тормозимой рукой пластинки на нашем стареньком проигрывателе. Как сейчас помню - я учился в начальной школе во вторую смену - как бесконечно тянулись минуты! В каком-то непонятном, беспокойном состоянии я ожидал того момента, когда, наконец, надо было одеться, взять портфель и идти в школу…
        Не знаю, как остальным людям, но мне из шести-, семилетнего возраста помнятся не столько сами случаи, сколько ощущения. Не просто конкретные события, фрагменты, а эмоции, чувства. Как во сне... Когда невозможно объяснить то состояние, в котором ты побывал. Иногда, само детство мне кажется сновидением, грёзой...
        Воспоминания какого-то конкретного человека могут оказаться совершенно заурядными, обыденными для постороннего слушателя. Ведь только для самого рассказчика они имеют большое значение, только ему одному они дороги...
        …Мы сидели на берегу реки. С матерью. Не помню, был ли тогда отец с нами. Рядом с рекой находился небольшой заливчик. Совсем маленький, как лужа. Он образовался после того, как речной кран доставал со дна реки песок для строительства. Махина перелопатила весь берег, ломая его линию, образовывая впадины и выступы. Так получилась и эта миниатюрная гавань. С виду – лужица, да и только. Но такая коварная оказалась эта лужица!.. Мне не разрешали залезать в реку, заход в воду короткий и очень крутой, я научился плавать только лет в одиннадцать. Поэтому я решил искупаться в этом прудике, а, может, кинул туда мячик какой-то и решил достать. Захожу в воду. Иду, иду и постепенно погружаюсь… Не успел опомниться, как вода уже чуть ли не в рот заливается. Не знаю точно, что потом было. Может, я позвал на помощь мать, или она сама заметила, сидя неподалеку, что я ушел под воду. Помню только, как она полулежит с журналом на покрывале, на песчаном пляже. И в следующее мгновенье уже бежит ко мне на выручку... А я уже ушел под воду целиком... Самое интересное, что во время этого погружения я как бы увидел себя со стороны. Маленького мальчика с закрытыми глазами, который садится на корточки на дне. Изо рта бегут пузырьки. Казалось, что дно опускается всё ниже и ниже...
        Непередаваемые эмоции, когда впервые катался на лодке. Частенько мы летом плавали на острова. А еще однажды прокатился и на небольшом служебном корабле. Но каким же огромным он мне показался...
        Моя первая «зарплата». Когда я околачивался во дворе, какой-то мужик попросил меня посторожить его велосипед, пока он сбегает домой. Ну я согласился. Хотя, вроде, не понял до конца, чего от меня хотели. Так, продолжал слоняться по детской площадке. А мужик тот через несколько минут выходит из дома и вручает мне деньги. Мол, спасибо, что выручил. Ощущения были неописуемые! Не важно, что дал он мне только несколько монеток. Чувство гордости было высоченное! Я так хвастался маме, что мне заплатили деньги! Причем, просто так!
        Помню знакомство со своей кровью. Первый раз в таком количестве. Когда я однажды кувыркался с игрушками на кровати, сильно порезал коленку правой ноги об машинку. Железную машинку с острыми бамперами. Делали такие в советское время. Полилась кровь в несколько ручьев. Кажется, чувства боли не было, а вот ощущение чего-то нового, неизведанного – да. Когда из тебя вытекает какая-то жидкость красного цвета…
        Село, где я проводил лето. Настоящее русское село. С коровами и козами. У нас тоже были козы. Вместе с дедом я ходил выгонять их в поле, потом пригонять. Ах, русское поле! Ничто с тобой не сравниться! Травы, цветы, полевые тропки. И солнце, солнце… Жаркое летнее солнце. Однажды слёг с солнечным ударом. Температура поднялась, тошнило весь день. И рассказывали мне, что я в тот день всё бегал, бегал во время пекла, не хотел одевать кепку... Да, как много ходили мы то за ягодами, то за грибами. А то и просто за лекарственной ромашкой. Как много было её в поле! Какой стоял аромат! А запах сухого сена – обожаю! Собирали сено для коз, для кроликов… Колется оно, впивается в ноги и в руки, валяться на сене было неудобно. Но так приятно оно пахло…
        Помню, какое было состояние в августе перед первым классом, как беспокойно сжималось сердце перед каким-то неведомым словом «школа». Мы возвращались на нашем стареньком "Москвиче" от родственников, будто убегали от чудесно проведенного лета... Что же такое "школа"? Как там будет?..
       Первая «влюбленность» была в детском саду. Девочка такая необычная, на общих фотографиях группы она отличается от остальных. Такой взгляд у неё уже не совсем детский. Не беззащитной, глупенькой малявки. Взгляд таинственный, загадочный… Как у девушки. И имя у не ё было нестандартное – Дарина… Впрочем, ничего больше не помню, может, даже и не общались с ней, не играли вместе. Но ощущение неравнодушия, симпатии к ней запомнилось. Потом в первом классе, девочка Надя. Это уже было посерьёзнее. Я влюбился! Помню, как на черно-белой фотографии нашего класса с сидящими учениками складывал домик из конструктора вокруг её изображения – получалась своеобразная мини-рамка. Любовался… А однажды на перемене я, недолго думая, взял да и шепнул ей на ушко: то ли «Ты мне нравишься», то ли «Я тебя люблю»... Ох, и подняли меня на смех…
        Ну и, думаю, как и многие из вас, я хорошо помню, как впервые поехал на велосипеде. Чего мне это стоило! Вот мама помнит, как она часами напролет бегала за мной, поддерживая, как я врезался в кусты или просто падал. А я помню только тот момент, тот душевный подъем, когда я вдруг понял, что за багажник меня никто не держит, что уже еду сам, без чьей-либо помощи…
        Вот так и детская пора как-то незаметно заканчивается. Ты уже можешь жить на этом свете без родительской заботы, самостоятельно...
       ..Где оно теперь, это детство? В воспоминаниях да в фотографиях. Но, в отличии, от большинства людей, я не люблю смотреть свои старые фотографии. Уж слишком становится обидно и больно, что ты уже далеко не тот маленький, счастливый мальчик…