Почему я не стал Генералом! - 4 глава - 18

Долгирев Сергей Николаевич
         Глава - 18
   
     Вот и закончился обед,   я зашел в наш магазинчик,  тут же при столовой, взял две банки тушенки и хлеба,   для моего художника и пошел в отведенное мне для занятий место.
    Художник - как я условно назвал его,   был уже на месте.   Задав ему вопрос, как идут дела? Я получил ответ: «Пожалуйста , посмотрите Вас это устроит?»
     Перед моими глазами на большом листе ватмана был изображен разрез котла с личным процессом начала в нем горения топливо,  ход горячих газов до дымовой трубы, начало парообразования в котле и  подпитка котла водой.
   Все в красках,  все предельно ясно и красиво оформлено. Я сказал,  что сделано все отлично и  преподнес ему  тушенку и хлеб.
   Он отказывался брать, но потом так сказать оттаял… Так постепенно от него, и о нем я узнал следующее :
 
          Ему 45 лет он москвич,  холост,  никогда не был женат.   
   Прадед его, и дед, и отец - все жили в Москве, в одном и том же доме, в одной и той же квартире, когда - то до революции они занимали пять комнат, но позднее у них отделили две,  стали они жить в трехкомнатной квартире.
    Дед его и отец его были образованными людьми, окончившими Московские университеты.
   Он  тоже был доктором физика - математических наук,   неоднократно бывал в Англии,  Франции,  Германии на ученых конференциях,  хорошо знал английский, немецкий и французский языки.
   Последние годы своей жизни в Москве, жил с мамой вдвоем,  как он говорил и очень увлекался тогда теорией атомного строения вещества и его расщепления. 
     Для меня его увлечение,    было в то время, чем - то  вроде ученой блажью.
    Так, как нас учили и говорили,    что отделить электроны из атома одного вещества,   чтобы это вещество превратилось в другое пока только фантазия ученых и пользы от их занятий  этим вопросом, мало.
      Наши  «корифеи»  больше высмеивали,  таких энтузиастов, в газетах, и журналах и  нам это прививали.
   Он продолжал,  дальше рассказывать свою немудреную историю:
   В 1937 году,  живший  рядом с ним сосед,  имеющий жену и ребенка, предложил ему поменяться квартирами,  свою двухкомнатную, на потомственную трехкомнатную.
    Я конечно, отказался от такого обмена,  говоря,  что эта квартира моих предков,  она меня устраивает,  и я меняться, не намерен.
    Но,  оказывается,  я не учел по своей ученой глупости, что мой сосед был работником НКВД  или как сейчас КГБ.
   Вот в этом - то и вся суть.  Теперь я здесь в лагерях, на Колыме,  мама моя выслана из Москвы за 101 км,  как мать врага народа, а мой бывший сосед живет в моей квартире.
      
      Вот так судьба сыграла со мной злую шутку, а произошло все очень просто.
    Однажды, а это было в 1937 году,  когда у нас в институте начали хватать « врагов народа»,  в том числе ими уже были объявлены наш директор, его зам. по науке, и начали садить руководителей научных лабораторий.
    Откровенно  говоря,  меня это мало трогало,  мне нужно было срочно проанализировать одну из теорий атомной физики,  и для этого понадобилась мне Теория вероятностей Эйнштейна.
   Вся моя голова в то время и была этим забита,  другое, что - то меня совершенно не интересовало. 
   Сижу я в своей лаборатории,  и штудирую эту Теорию вероятностей,   вдруг заходят два молодых человека в полувоенной форме,  спрашивают меня я ли такой - то такой, я ответил им - я.
   Тогда пройдемте с нами. Вышел я с ними на улицу,  а там стоит их « черный ворон», а я то, дурень  даже захватил с собой книгу по Теории вероятностей, думаю это какое - то недоразумение, и сейчас оно у них, как придем, разъяснится.
   Привели меня на Лубянку, а  там какими - то переходами,  коридорами все вниз,  да вниз.
   Втолкнули меня в какую - то камеру,  буквально втолкнули,  так как там было людей,  как сельдей в бочке.
   По дороге, когда ехали, я их спрашиваю:
  - А, в чем дело? Почему Вы меня куда-то везете? – а  мне ответили:
 - Не беспокойтесь сейчас приедем, и все скоро выяснится.
    Вот я и встал около двери камеры, думаю ничего,  я ведь ни в чем не виновен,  сейчас все выяснится,  а я тем временем не буду терять времени и проштудирую теорию вероятностей.
    И пошла моя книга Теория вероятностей в дальнейшем на табачные самокрутки,  так ее всю и раскурили от корки до корки.
    А сейчас я стою у дверного косяка камеры,  читаю и жду вот, вот меня вызовут и все разъяснится.

    А, вызвали - то меня только на  третьи сутки,  когда я,  так сказать по их нему созрел.
    Предъявили мне обвинение,  что я совместно с такими же физиками из нашего,  и из других институтов составляли заговор с целью убийства наших пролетарских вождей.
    Я, конечно  на это стал говорить:
  - Что Вы, да это бред! Никакой я не заговорщик,  поймите, я ученый физик - теоретик, меня кроме физики и математики, вообще ничего не интересует.
    У меня  даже на женитьбу нет времени и так далее и тому подобное
  А, мне в ответ:
    - Врешь,  сука - контра,  сознавайся лучше,  кто еще с тобой в заговоре состоит, а не хочешь говорить в карцер его,  в шкаф, там сразу одумается
   На последующих допросах нашли и какую-то старушку - свидетельницу, разговор был в ее присутствии, такой:
  - Свидетель, посмотрите внимательно, этот человек приходил к вашему родственнику?
     Та, бабуся свидетель, поглядев на меня, говорит:
    - Не знаю касатик, может он,  а может другой.
     - Как другой? Ты же сама говорила, что ходит к Вам  такой лысоватый в очках.
  - Так, касатик такой, такой, а этот?
  -  А, ну погляди еще раз. 
   - Может он, не помню касатик.
   -  Как не помнишь? Что, сама в тюрьму захотела?
    Бабка даже побледнела от его такого окрика.  Ну, так он или нет? А, эта уважаемая свидетельница, уже не глядя на меня, говорит:
   -  Он, касатик, он.
   - А, о чем они говорили? О политике?
  -   Да, касатик о политике.
   -  Они, что заговор составляли?
    - Да, касатик заговор, заговор.
   -  Ну, вот и  ладно, так и запишем в протоколе – распишитесь.
   - Да я не грамотная касатик, я писать – то не умею.
   -  Ну ладно. Вот этот человек распишется за Вас, ясно? 
   - Ясно, касатик ясно .
   - Ну, давай бабка пропуск, я подпишу и иди домой.
   
Вот так вот проходили допросы и свидетели такие ,вот  как эта бабуля.
Одним словом получил я 58 статью,  как враг народа,  получил восемь лет лагерей.
  А  какой я враг? Я физик - теоретик.  Мне еще повезло после всех пересылок, этапов и тюрем,  по прибытию сюда в эти далекие Колымские края,  попал я к водникам, а не в  рудничные лагеря.
    Там бы я,  давно уже где либо в вечной мерзлоте лежал,  как мамонт, а тут жить можно.
   Первое время, как слабака, по физическому здоровью направили меня дневальным, печки в бараках топить.
   Потом взял меня к себе начальник лагеря,  как истопника и домработника.
    Вот я,  и топил ему печку в его доме,  и дрова колол,  и убирал,  а спать ходил в лагерь, таков порядок.
    В этом году к нему приехала жена с ребенком,  и я  перешел к ним только истопником и дровоколом, а вот теперь к Вам направлен, а потом наверно опять печки топить буду.
   
Продержал я этого физика целых 15 дней,  на изготовлении  пособий,  всячески старался облегчить ему его сломанную жизнь.
   Много было с ним разных разговоров,  он предлагал мне обучить меня иностранному языку  по своему методу,  в течение месяца, но этот вопрос меня не интересовал.
    Мне хватало своего русского,  по которому,  увы,  я много двоек имел.
   Но вот настала пора,  его освобождать от моей работы,  я и так тянул с этим.
   Но чтобы  как - то  отблагодарить и помочь ему,  обратился я к Начальнику  Верхнего плеса с вопросом нельзя - ли ему, этому Зэку заплатить.
    Ну скажем рублей 600 – 800 (это, конечно до военных денег),  а  сейчас это что - то 60 - 80  рублей, а если взять по стоимости продуктов питания, то и еще меньше.
    Начальник плеса сказал:
    -  Заплатить - то мы сможем,  а вот можно ли на руки ему эти деньги давать?  Он ведь Зэк.
   Позвонил он Начальнику нашего лагеря, а тот сказал:
  -  Заплатить Вы ему можете только переводом,  на его лицевой счет,  мы сами,  если ему будет надо, на табак дадим,  а наличные не вздумайте давать.
   Так мы и сделали,  перевели ему за выполненные работы что - то 1500 рублей (150 рублей), которые он сможет получить, только при освобождении - если доживет до этого.
   Хотел я пристроить его на курсы кочегаров,   а мне сказали, что 58 статью, как контриков - нельзя, только можно брать тех, кто сидит по бытовым, уголовным статьям кодекса.
   
Начались занятия с кочегарами,  ежедневно по 6 - 8 уроков,  а от этого у меня голова пухла,  так как преподаватель я был в одном лице.
  Вел я и теоретические,  и практические занятия. К счастью, мои курсанты Зэки были самыми внимательными и послушными, так как лучше ходить на занятия, сидеть по 8 часов, чем вкалывать на морозе.
    Да еще возможно на лесоповале по 11 - 12 часов в день,  это было и дураку ясно.
   Над ними даже беззлобно подшучивали лагерные Зэки и охрана,  вон мол наши студенты идут,  так как ходили они и на занятия,  и с занятия на обед,  и вечером строем,  иначе у них могли быть неприятности с Начальником лагеря, а этого никто из них не хотел иметь.
    Кто же были в основном мои курсанты - будущие кочегары? 
   Это были просто воры и карманники и домушники,  были и грабители,  и аферисты - фармазоны,  вообще весь цвет, блатных «урок».
   Но все это в прошлом у них в их личных делах и карточках.
   Сейчас это просто люди разных возрастов и с разным образованием,  но нет среди них тупых,  не грамотных,  которых нам показывают в кино или описывают в романах.

    Это люди и люди с довольно живым воображением,  довольно с богатой фантазией,  некоторые из них имеют высшие образование,  есть со средним, но всех их как бы объединяет одно, это склонность к авантюрам,  к каким - то жизненным новшествам и приключениям.
   Где - то, когда – то, кто - то их проглядел,  или просто отмахнулся не понимая склонностей человека,  а в результате то,  что мы называем уголовный преступник, а  ведь на каком то периоде своей жизни он этот преступник мог и не состояться.
    Так кто же  виновник этого? Он сам? Окружающая его среда? Или обстоятельства сложившиеся в обществе?
    Я   не даю сейчас на это ответа,   так как у меня сейчас там,    на Колыме его и не было,   как не было за  плечами 70 лет прожитой мною. Ох! Не легкой, и не сладкой жизни.
    Однажды повел я своих курсантов на пароход «Якут» показать в натуре работу котлов и их вспомогательных устройств,  а механик этого парохода не пустил нас в  Машино - котельное отделение.
    Его, как видно заело, что курсы кочегаров поручили мне,  а не ему механику,  а кто я для него, какой – то второй помощник механика.
   Я, конечно пошел и доложил Начальнику плеса об этом, что механик  «Якута»,  срывает мне вести практические занятия.
    Начальство возмутилось и изрекло:
    - Ах! Он кусок зеленой сопли, ну погоди, я ему дам, я ему устрою и так далее и тому подобное.

   Я не писал  кто такой Начальник Верхнего плеса и кто такой механик парохода «Якута».
 Так вот начальник Верхнего плеса звучит конечно солидно,  а фактически это в летнее время, то - есть  в период навигации, это как бы  начальником пристани - Средникан, так как других – то  пристаней  от Зырянке до Средникана вообще нет.   
   В зимнее время это как бы начальник отстоя,  флота в Верхнем Сеймчане, где должны зимовать баржи,  катера и суда.
  Фамилия, имя его я  за давностью лет не помню,  но помню, что он был старше меня лет на 4 - 5.
   Он, когда - то окончил Одесский Морской институт по факультету эксплуатационника и Борис Корасенко,  о котором  я писал ранее,  его знал по институту, еще студентом.
    Был он в то время холост,  жил в затоне, как - то обособленно не с кем не дружил, из затонских и вел довольно замкнутую жизнь.
 
    Механик парохода  «Якут» - тоже его фамилия не помню, он был тоже старше меня года на 2 - 3, когда - то окончил школу Ф.З.О. годичную, по специальности слесаря- электромеханика,  но попал на водный транспорт, поднатаскался в котлах и машинах.
    Плавал помощником механика,  а потом стал механиком,   но  специальных более глубоких знаний по пароходам не имел, а как ремонтник был не плохой.
    Он тоже был холостым, но крутил любовь с плановичкой  затона,   которая была старше его лет на 15 - 17 почти ему  мать,  а мне и подавно.
    Но об этом я узнал позднее,  в апреле месяце,  а сейчас наши с ним отношения были испорчены, он как - бы не замечал меня, а я его.
   В общем, пока наши дороги с ним не пересекаются,  но это пока,  а вскоре все же пересекутся.  ………….

Продолжение следует - http://www.proza.ru/2016/03/16/2119