Хамская философия трусости. Даром

Сергей Лановой
- Надо ли наказывать хамство?
- Что? Не понял вопроса.
- Хамство, агрессивная форма грубости. Надо ли это наказывать?
- Ну.. не знаю.. смотря, что считать хамством.
- Хамство - это попытка тебя оскорбить, морально навредить, задеть, ранить, унизить. Убить. Поскольку слово, как тебе известно, убивает. Надо ли за это наказывать.
- Понимаешь.. тут вот какое дело.. не всё так просто..
- Надо или нет?
- Подожди, дело в том, что для меня это не является таким уж трагичным. Я просто мысленно на это плюну и пойду дальше.
- Да или нет.
- Я же объясняю, что это как посмотреть..
- Понятно.

Ресторан. Хороший стол и не самое плохое вино. Передо мной сидит красивый молодой мужчина с ясными глазами, сильными руками и прочим мужским набором. Его образованность, физическое состояние, уровень ума и принадлежность к театральной сфере не позволяли полагать, что я недостаточно ясно сформулировал вопрос. Тогда с чем же я столкнулся тем хорошим вечером, после которого моё общение с этим действительно неплохим человеком дало трещину? Что, к чертям, между нами произошло? А случилось следующее.

Люди подразделяются на миллионы различных групп, подгрупп, определений, характеристик и прочий бред. Среди названного, если порыться, можно встретить такое качество, как трусость. Отсюда идём пешком, слушаем, вникаем и не наступаем на пятки. Но сначала познакомимся с моей сестрой. Её зовут Марина.

На тот же самый вопрос Марина ответила коротким и решительным "Да!" Ей уже пятьдесят с лихреном лет, куча пережитого, нажитого, изжитого, а ещё сын и два внука. У неё нет бицепсов, она не носит по моему примеру ножей и не умеет давать по морде. Она знает, что у неё не хватит сил и смелости ответить кому-либо, поливающему её дерьмом. Не тот человек. Ей страшно, неприятно и как-то не так. Но она знает, что грубость в указанной форме - это плохо. И что за это необходимо наказывать. Чтобы она не обливалась обидой и страхом перед очередной речевой сволочью.

А теперь другой вариант. Это когда человек знает, что не будет ввязываться в дело о какой-то там чести и достоинстве. Знает, что не ответит сам и не придёт на помощь тому, кого грубым словом будут резать. А чтобы защитить свою странную совесть он выдумывает целую идеологию, положение отношений, развёрнутое и многословное учение, в котором поясняется, что грубость - это не всегда грубость, а хамство - это не то, что вы думаете, а может даже совсем наоборот.
 
- Понимаешь, мне всё равно. Я сильнее этого. Пусть захлебнётся своей желчью и уйдёт побеждённый.
- Отматерив тебя он уйдёт побеждённый? А ты, весь в его слюне, останешься победителем, так?
- Конечно. Ведь я не дрогнул. Не поддался на провокацию.
- Интересно. А если это пожилая женщина, у которой от чьей-то словесной дряни просто остановится сердце - ты будешь стоять рядом и молча побеждать?
- Понимаешь.. тут тоже не всё так просто. Что это за женщина, откуда она взялась? Почему ей стали грубить, может, она сама спровоцировала это?
- А твоя жена.
- Что.. жена?
- Ей нагрубили, нашипели смачного дерьма, твоей красивой жене, и она будет просто продолжать свою жизненную жизнь?
- Ну, в общем, она так и делает.
- Счёт оплачу я.

Позже я задавал этот вопрос почти отчаянно, балдея от количества обнаруживших именно такую формулировку "победителя". Женщины, мужчины, молодые, пожилые - это был триумф тех, кто в своей неспособности организовать себя против дряни, пытается договориться с ней и со своей совестью, создавая себе удобную сказку под названием "Я в домике".

Немало таких, кто, будучи слабым, стремится набраться сил у сильных, которых встречает на своём пути. Человек пытается приобрести качества, которых у него нет, накопить хоть что-то из того, чем с ним делятся. Но есть другие. Те, кто сам являясь слабым, пытается ослабить всех вокруг себя. Потому что в толпе подобных не так виден собственный изъян.

Я отдаю себе отчёт в том, что я делаю. В том, что указывая людям на их слабости, я лишаюсь их симпатии, расположения и общения в целом. С неплохими и часто даже умными людьми, с которыми меня сталкивает чай, кофе и вода из под крана. И получается очень неприятный перекос - они уходят. Туда, где меня нет. Где никто не будет подвергать сомнению их удобную философию. Поскольку нехватка честности к себе и другим не позволяет понять, что не так страшна трусость, как то, что ты не признаешься себе в этом. Сочиняя в оправдание какие угодно причины, не позволяющие тебе бороться с мировым злом. Не надо. Предоставь это другим. И цени это. Но не ври больше ни себе, ни мне. Поскольку в тот момент, когда перед тобой встанет это самое зло и начнёт испражняться на тебя, на гордость твою и на твою красивую жену, ты будешь искать взглядом именно меня. И я не оставлю тебя без защиты. И её тоже. И любого, кто не сможет ответить там, где речь идёт о свежих скальпах. Небольшая коллекция которых у меня уже есть.



GC