Памяти моего брата Михаила Борухова
7 октября 1934 года в городе Ходженте (ныне Худжанд) в семье известного мастера –парикмахера и учительницы родился Михаил, который с малых лет отличался смышлёностью, любознательностью, усидчивостью к учёбе и исполнительностью. После окончания средней и музыкальной школ, он в1952году поступил в Ленинабадский государственный пед.институт, после окончания работал преподавателем физики и математики в средних школах Ленинабада (ныне Худжанд). Ещё учась в институте, Михаил решил математическую задачу о возможности полёта спутников вокруг земли.
Учёный совет института предложил считать решённую задачу кандидат-
ской. Однако этот вопрос руководство института положило «под сукно».
В 1960 году Михаил поступил во Всесоюзный Московский политехничес-
кий институт заочно, который закончил в1967 году, получив специальность «Радиотехник», работал инженером, старшим инженером
на предприятиях Ленинабада и Ташкента. Он автор 10 изобретений и многих рац.предложений, в том числе он впервые предложил использовать кварцевые ручные часы в 1960 году.
Михаил был разносторонним человеком, кроме русского языка неплохо
знал английский, немецкий иврит и таджикский (бухарск-еврейский) языки, имел спортивные разряды по шахматам, лёгкой атлетике, играл на нескольких видах музыкальных инструментов, занимался садоводством, пчеловодством, помогал матери в тяжёлые военные годы воспитывать нас, двух братьев, так как наш отец Борухов Рубин погиб на фронте в 1943 году.
Михаил не вступил в комсомол и не был членом Коммунистической партии, у него были свои соображения и выводы по партийным
вопросам. Михаил репатриировался в Израиль в1990 году, не женившись в молодые годы, увлекаясь постоянно учёбой и самообразо-
ванием, он так и не создал семью, опекая нашу любимую маму и радуясь жизнью своих братьев и племянников. Михаил был малоразговорчив.
Заглядывая в записи, которые вёл Михаил( о них я узнал после смерти брата), удивляешься, какой был у него широкий кругозор интересов. И вопросы обустройства Израиля, и предложения по борьбе с террориз-
мом, решение еврейского вопроса, использование природных ресурсов Израиля, сбор еврейских пословиц и поговорок, интерес к родственному древу и его составление до седьмого поколения и т.д. В этом убедитесь сами, когда приведу некоторые из них.
Сначала технические вопросы (из записей его дневника).
1)Предлагаю в Израиле использовать энергию морских волн для получения электрической энергии. Схема предлагается.
2) Предлагаю изготовить электроискровое оборудование для обработки
алмазов и резцов с твёрдыми напайками. Схема предлагается.
3)Доказательство неравенства Ферми, формула деления чисел на 7 и 13 .
Общественно- политические вопросы.
1) Для преодоления затяжной безработицы в Израиле следует ввести
6-ти часовой рабочий день, увеличив оплату за 1 час, тогда вместо 3млн. человек потребуется 4 млн работающих.
Это даст возможность больше общаться с детьми, больше посещать
культурные места, посещать родных и друзей, меньше утомляться на работе и т.д.
Мин.фин и министерство труда должны разработать проект с учётом
всех учреждений. Внедрять этот метод в маленьком городе, затем в
крупных городах и потом повсеместно.
2)Религиозные течения одной и той же религии, но разных направле- ний должны постепенно объединиться и прийти к единому учению, выбрасывая те части своих учений, которые противоречат современной жизни, науке и Торе.
Государство должно постоянно работать в этом направлении, оказывая помощь и нажим.
Иностранцам разрешить соблюдать свою религию, если это не противоречит законам Израиля.
Пропаганду других религий вне территории церкви, мечети и т.д. в Израиле считать незаконным.
3)Религиозная молодёжь должна служить во внутренних войсках для
наведения порядка внутри страны постоянно и систематически.
4)Установить норму для числа детей, рождаемых женщиной(5-6 и т.д.).
5)Продумать вопрос о целесообразности службы девушек в Армии Израиля и отменить эту обязанность (аргументы перечислены).
6)В Израиле надо изучить педагогику 50-ых годов в СССР и всё лучшее
внедрить, консультируясь с живыми педагогами, живущими сегодня в
Израиле. Следует создать в Израиле научно-педагогическую науку
«Методика преподавания политических материалов».
Все депутаты, журналисты, работники теле- и радио, политические работники должны изучать эту науку, тогда наша пропаганда не будет
отставать от арабской пропаганды и влияние событий будут грамотно
подаваться в эфир и результат будет совсем иной (имеются примеры).
Независимо от сказанного, Израиль нуждается в хорошей педагогике и
хороших педагогах.
7)Все, принявшие гражданство Израиля, должны называться израильтя-
нами. Если, кто не хочет называться израильтянами, будут называться
в паспорте иностранцами из страны исхода или без родины с ограниченными правами в сфере выборов, руководстве людьми и техни-
кой, приобретения жилья и т.д.
8)В борьбе с террором. Принцип кровь за кровь в настоящее время себя изжила и не поддерживается Европой и США.
Надо объявить компенсацию за каждую пролитую кровь израильтянина или
его ранение со стороны, например, Газы.
Убил израильтянина – отобрать 10квадратных километров территории Газы,
ранил израильтянина- отобрать 9квадр. километров территории Газы.
Таким образом, полностью взять территорию Газы без населения. Не хотят
мирно жить с Израилем – не будет у них никакой земли. Пусть живут мирно!
9)Большое внимание Михаил уделял вопросу укрепления здоровья, перечис-
лил из различных справочников какие болезни появляются при нехватке каких веществ и металлов в организме человека.
10) Михаил знал и подбирал в свои дневники множество народных поговорков
и пословиц, описал подробно, как готовить различные национальные блюда:
оши палов, бахш, урои ччаз, шир-чой и т.д.
Михаил умер от болезни рака , не дожив девять дней до 72-х летия в Израиле
26 сентября, в 2006 году, похоронен в Ярконе на кладбище там, где похоронена наша мама Тамара Давыдова – бывшая учительница , знаток многих песен и поговорок, прожившая до 93 лет вместе с Михаилом.
«…А горевать не надо, Гриша –
Мне говорил мой старший брат.
И все мы смертны, громче, тише
Все «улетаем» в рай иль ад.
Нам надо жить, пока живётся,
Не думать строго ни о чём,
И делать то, что нам даётся,
А слёзы, горе – нипочём.
Скажи, кто в мире уцелел,
Достиг того, чтоб вечно жить?
И Авиценна не сумел
Дорогу в вечность сохранить.
Сгораем вмиг, как метеор,
Оставив след в душе и в мыслях.
Остановился вдруг «мотор»
И жизнь уже теряет смысла.
Пускай опять Земля кружится,
Сменяя день и ночь всегда,
Пусть радость снова возвратится
Сегодня, завтра и всегда!»
(стихи из моей третьей книги «На волнах жизни», посвящённой памяти
моего брата Михаила)
( Сегодня, 31 августа 2014 года я прочитал в Интернете исполненную мысль
Михаила пункт №8 о борьбе с террором из Газы и был изрядно удивлён и восхищён
ещё раз мыслями своего брата.Привожу копию сообщения из Интернета:
"Израиль "национализировал" четыре квадратных километра земли за "зеленой чертой"
время публикации: 18:16
последнее обновление: 18:16
Израиль "национализировал" четыре квадратных километра земли за "зеленой чертой"
Гражданская администрации в Иудеи и Самарии объявила о присоединении к Израилю около 4 квадратных километров земли в районе Бейт-Лехема. Сайт газеты "Гаарец" сообщает, что этот шаг является ответом на похищение и убийство арабскими террористами трех израильтян: 16-летнего Гилада Шаэра, 16-летнего Нафтали Френкеля и 19-летнего Эяля Ифраха.
Решение было одобрено политическим руководством страны 25 августа, и оно вступило в силу 31 августа.
Земли, присоединенные к Израилю, позволяют создать "территориальную целостность" на участке между поселениями Бейтар-Илит, Кфар-Эцион и Гваот.
У правозащитных организаций есть 45 дней, чтобы опротестовать это решение.
Глава палестинской администрации Махмуд Аббас выразил обеспокоенность по поводу решения Израиля "национализировать" земли за "зеленой чертой" и предупредил, что это существенно осложнит дальнейший переговорный процесс."
Вот это здорово!