Социальная сознательность

Роман Дудин
    Чем социальная сознательность отличается от индивидуальной? Индивидуальная работает в интересах индивида, а социальная в интересах социума. Различие в том, что действие в интересах социума иногда напрямую противостоит личным эгоистическим интересам.
    Представьте такой пример: едете вы на машине, встаёте в пробку. И все также стоят, впереди и позади. Можно взять и объехать всех по обочине и вклиниться в начале самым первым. И кто-то иногда находится, кто это обязательно сделает (для какой-то страны вопиющий случай; для какой-то стабильное явление), за ним лезут другие (но не все), в итоге создаётся отдельная пробка на обочине, разруливание которой запросто может занять у всех ещё больше времени, чем если бы все стояли спокойно. Для всех, кроме того, кто проскочил первым.
    Выделим в этом явлении три категории людей. Первая категория – это те, кто додумывается рвануть первым. Они обычно выигрывают. Вторая – это те, кто лезть вперёд других просто не догадывается/решается, пока это не продемонстрирует кто-то другой. А когда таковой находится, у него появляется тут же куча «последователей», в конечном итоге утыкающихся в создаваемую собой же пробку. И третья категория – это порода тех, кто соображает, что если один полезет без очереди, то это начнут делать все, и если все будут лезть без очереди, то лучше не будет никому. И что единственный способ не делать это никому заключается в том (и начинается с того), чтобы не делать этого самому. Поэтому этого нельзя делать принципиально, даже, если тебе кажется, что твои дела срочнее других. А тех, кто лезет без очереди, надо принципиально не пускать. Это и есть социальная сознательность.
    Социальная сознательность предполагает, что общество, состоящее из людей, соблюдающих порядок очереди, обгонит общество, состоящее сплошь из людей, пытающихся объехать друг друга по обочине. Индивидуальные эгоистические интересы рассуждают радикально противоположно: «А я поеду, и проскочу, а на остальных плевать…». И таким совсем не нужно, чтобы перед ними все так лезли без очереди – им нужно, чтобы все стояли спокойно, и они единственные додумались рвануть первыми. Поэтому с такими людьми очень трудно установить взаимопонимание: на словах такой вроде бы за социальную сознательность, и готов даже агитировать, а как до дела доходит – он рвёт вперёд, и только грязь из-под его колёс ты и видал.
    Паразитический эгоизм носит эпидемический характер: если относительно сознательный в социальном плане человек готов стоять спокойно и не лезть без очереди там, где никто не лезет, то, если кто-то вперёд всё же лезет, начинаются рассуждения «А почему это мне должно быть нельзя, если ему можно?». Такие вопросы могут толкнуть на следование за первым ещё некоторых, а когда количество таких становится критически велико, тогда для многих теряется смысл стоять из принципа. Тут просто начинается ситуация, что-либо ты начинаешь бороться за своё место совершенно другими способами и добиваешься того, чего сумеешь, либо останешься в самом конце из-за своего принципа уважать социум.
    Получается достаточно сложная градация понимания причин и следствий, и понимать в ней с полуслова друг друга со всеми окружающими далеко не просто.