Поездка в Дивеево

Любовь Фомичёва
П О Е З Д К А   В   Д И В Е Е В О
     Мне давно хотелось побывать в Дивеево: раз как-то было собралась, но узнав, что дорога не ближняя, а времени свободного у меня мало, отложила поездку до подходящих времён. И эти времена образовались: талоны на 50% скидку на транспорт дальнего следования наконец-то появились в собесе, и я их взяла, с детьми всё устроилось (их забрала бабушка на Украину), соседка согласилась поливать цветочки и приглядывать за квартирой. До начала учебного года почти месяц, и ничто не мешало ехать
     Решила провести Успенский пост в дальнем скиту, где спасается моя бывшая ученица церковно-приходской школы. Итак, - в путь! Места удобные, вагон купейный. Почему-то вспомнила, что раньше в монастыри пешком ходили: котомка за спиной, а в котомке буханка хлеба и бутыль со святой водой, да пара запасных лаптей.
     У меня тоже было нечто современное за спиной не то рюкзак заплечный, не то ранец школьный. Специально приобрела на такой случай, он вместительным оказался, и всё нужное легло туда легко и хорошо уместилось.
     Из Санкт-Петербурга выехала к вечеру, к следующему вечеру должна прибыть в Арзамас 1, из которого путь лежал в Арзамас 2 . вот оттуда-то и идёт автобус в Дивеево. Несколько тревожно было, как  там с расписанием и не придётся ли сидеть на автобусном вокзале слишком долго? Тревога ушла быстро: на всё воля Божия! Как получится, так и будет.
     В купе нас было трое до самого Арзамаса: молодая семейная пара и я. Они мне не мешали: я читала свою любимую псалтирь, старалась представить себе Дивеево по рассказам тех, кто там бывал, и молилась, чтоб всё устроилось.
     А сложилось так: В Арзамасе 2 последний автобус ушёл в Дивеево в 5. 30 утра. Больших денег у меня не было и на машине, которую предлагали не поедешь. Пришлось сидеть ночь на вокзале; но что это была за ночь! Появилось чувство, что почти все здесь свои и чуть ли ни родственники: одни из них уже из Дивеева, другие – в Дивеево. Одни рассказывали, другие слушали, и вместе читали вечерние молитвы. Ночь пролетела почти мгновенно и совсем не хотелось спать из-за повышенного интереса к людям, которые оттуда.
     Полтора часа весело бежал автобус по незнакомой дороге с сельскими пейзажами, и, наконец - Дивеево! Успела как раз к акафисту Святому преподобному Серафиму Саровскому Первое впечатление ошеломляющее: два огромных храма почти рядом. Один – ослепительно белый Преображенский, другой – нежно голубой Свято-Троицкий и кругом море цветов самых разных окрасок и названий; и яблони, плодоносящие яблони и, несмотря на ранний час, очень многолюдно и, что неприятно, суетно: то и дело подъезжают огромные автобусы и выплёвывают многолюдную шумную толпу прямо на ступени голубого храма, торжественно и таинственно возвышающегося над пребывающей толпой.
 
     Вот тогда-то там я ощутила себя букашкой, крохотной , прижатой к земле и почти растоптанной и никому не нужной. Сколько это продолжалось, не знаю. Только помню раздражение оттого, что не могу сосредоточиться на словах акафиста из-за постоянного движения людей по храму. Только тогда, когда я поняла, что это экскурсии, люди невоцерковлённые, приехавшие из любопытства, а не помолиться, я успокоилась и даже порадовалась за них. Это хорошо, что люди едут, интересуются этим дивным местом, пытаются узнать его, пропитаться его духом, подать записочки за ближних и любимых.
     Пусть едут и пусть толкаются, и пусть каждый добивается своего даже за счёт меня. Я умею быть в тесноте, я учусь терпеть, я не должна роптать, а должна слышать слова акафиста и сама их петь. Мне стало сначала легче, а потом совсем хорошо. Всё во мне успокоилось, и я , наконец, осознала, где и у кого я в гостях.
     Акафист кончился, я вышла на огромную паперть, откуда нисходило множество крутых ступенек. Уж не 15 ли их, как в Иерусалимском древнем храме, куда в трёхлетнем возрасте привели Пресвятую Богородицу?!
     Странно, но эта мраморная паперть напомнила мне другую мраморную, но светскую площадку. Эта площадка находится в Египте, в Хургаде и является сценой известного курорта. Там я была в начале июня этого года Впервые в жизни на старости лет поехала я на курорт подобного типа по путёвке «всё включено»: пятизвёздочный отель, еда с 5-ти утра до 2-х ночи, ежедневная смена белоснежного постельного белья, кондиционер, бар-холодильник и все удобства, которые изобрела современная цивилизация и в довершение всего – Красное море, самое тёплое море в мире, в котором бархатная экологически чистая прозрачная, хорошо просоленная вода, где совершенно невозможно утонуть.
     Там, я помню, провела сравнение мраморной эстрады с папертью собора, так как стоящее на ней в некотором отдалении здание огромного ресторана было выполнено в восточно-европейском стиле и завершало строение  резная башенка, слегка похожая на луковицу с православным крестом, Что происходило в этом здании! Сплошное чревоугодие, скрывающееся во внешней красоте. Вот там-то я поняла, что такое скромный стол в доме моих родителей. Все достижения цивилизации ничуть не трогали меня, всё скользило по поверхности моего сознания, не задевая душу. Просто я отмечала всё происходящее вокруг как сторонний наблюдатель, фиксировала, словно на фотографическую плёнку, Мне было там откровенно скучно, душа спала, и дух томился, так как под грохот сатанинской музыки молиться не могла. Оживала я только плавая в море.
     Почему-то Хургада вспомнилась мне в Дивееве. Может быть, прибывающие люди в экскурсионных автобусах мысленно возвращали  меня в Египет. Я огляделась вокруг, будто возвращаясь в реальную действительность и увидела продающих свечи и очереди к ним. Нашла киоск, где принимали записки, Пришлось простоять немало времени, Пока стояла, справа от себя, у боковой двери увидела длинную очередь, поняла – к мощам приложиться стоят, мысленно определила, где стоит рака и поклонилась Серафимушке.
     В собор вошла, когда литургия уже началась, осторожно пробралась к левому приделу, здесь было посвободней, нашла удобное место, куда пристроила свои вещи, вспомнила, что ночь не спала совсем, но усталость была какая-то приятная, Цель достигнута – я в Дивееве!
     Огляделась: всё благолепно, величественно, хор поёт сладкоголосо и чётко, прислушалась и уже внимала всей душой: «Единородний Сыне и Слове Божий, Безсмертен Сый, и изволивый спасения нашего ради воплотитися от Святыя Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся, распныйся же Христе Боже, смертью смерть поправый, един Сый Святыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас». И голос дьякона: «Паки, паки миром Господу помолимся» - ненадолго опоздала, идёт литургия оглашенных. И снова хор: «Господи, помилуй» и поют антифоны: 1. Хвали, душе моя, Господа. Восхвалю Господа в животе моем, пою Богу моему, дондеже есмь». Вот хороший девиз жизни православного! «Пою Богу моему дондеже есмь!»
     2. Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в них же несть спасения. «И вот хороший совет» - отметила я. Постепенно, постепенно включалась я в общую молитву и – обо всём  земном забыла.
     Хор, молитва священника, возгласы дьякона, цветы, ладан восхитили меня на небеса. И вдруг при каком-то движении прихожан и неожиданно создавшемся шуме, я заметила, что стою почти рядом с дежурным, который открывает дверцу ограждения к мощам Серафима Саровского и пропускает туда небольшую группу людей. Я быстро сориентировалась и, сказав ему, что ехала двое суток и не спала последнюю ночь, оказалась рядом с ракой святого преподобного чудотворца. Вот это радость! Я бы не выстояла ту очередь сзади меня.
     Я не берусь передать чувства, нахлынувшие на меня после того, как сподобилась приложиться к мощам. Осознаю потом. Вернувшись на своё место через ту же дверцу, хотя другие выходили не тут, я попыталась снова молиться, но мне этого сделать не удалось. Мысль моя уже летела в тот скит, где жила инокиня Лидия, моя знакомая, которая сама приняла решение уйти в монастырь в свои неполные 20 лет. Мне очень хотелось её увидеть и, если возможно, поговорить: узнать, не жалеет ли она о содеянном и каково её духовное и физическое самочувствие.
     В каком она скиту, я не знала: «Господь управит» - подумала я. Так и случилось. Это было первое чудо, по крайней мере я его так восприняла и долго не переставала удивляться тому, как оказалась в Покровском скиту, в деревне Канерга.
     Божиим промыслом встретила благочинную монастыря матушку Сергию. Позже узнала, что поговорить с ней не так-то просто, нужно ждать приёма в 16 часов. Народу там – не пробиться и не дождаться; особенно тому, кто спешит. Благочинная благословила ехать в Покровский скит. Как и где это!? Другой, уже следующий вопрос. Долго крутилась у Игуменского корпуса, у колокольни, где расположились диспетчеры; у ларьков, где спрашивала, выясняла, уточняла, не будет ли туда попутки и далеко ли пешком. Диспетчер выдавала информацию по капле; только выйду – опять вопрос. Я забегала к ней несколько раз. Если делать так, как она говорит, то в Канерге я буду только поздним вечером, а меня это не устраивало. Зайдя к ней в очередной раз, узнала, что где-то на территории, очень неопределённо где, находится  сестра из Канерги. Не сказала, как зовут и где искать, только рост и как повязана косынка. Полетела сквозь многочисленную толпу искать, обходя и натыкаясь на разных людей: взгляд поверх голов, будто точно знаю, кого ищу.
     И вот, ни разу не ошибившись и ни к кому до того не обратившись, вижу и сразу осознаю, что передо мной та сестра, которую ищу. «Вы из Канерги?» - «Да» _ «А как будете туда добираться? Меня возьмёте? Благочинная благословила», - спешу опередить её вопрос. «Машины нет. Как буду добираться, ещё не знаю, - ответила
она. Вот если только возьмёт экскурсионная машина, идущая на источники.
     И нас взяли, потеснив других. Некоторым мамочкам пришлось усадить своих детей на колени, хотя было это несколько неудобно. Пикапчик был низкий, а дорога не из лучших. Причём, приготовленные мною деньги организатор экскурсии почему-то не взяла, хотя сначала просила приготовить. Потом я ей прямо в руки давала, а она не взяла.
     Лена, так звали сестру, начала рассказывать о своём ските, хотя и не была экскурсоводом. От неё я узнала, что скит расположен в 9-ти километрах от Дивеева, в селе Канерга Ардатовского района. Селу более 300 лет и когда-то в это село ссылали каторжников, отсюда- и название села. Другая версия: «кан» - слово татарское, что означает «казан», «котлован», «чаша». И верно, церковь в селе стоит в низине, словно в чаше, и когда подъезжаешь, видна сначала колокольня, а по мере приближения открывается вся церковь.
     Изначально церковь в селе появилась в 1733 году при Екатерине 2-ой. Было это так: богомольцы, которые ходили молиться за 3 километра от села и которых часто грабили и даже убивали в дороге ( В этих краях  свирепствовала банда разбойников), подали прошение императрице, чтобы она посодействовала сельчанам в строительстве собственной церкви в селе. Просьба их была удовлетворена интересным способом: в Канергу перенесли одну из деревянных церквей села Ковреза, где она появилась благодаря тому что в Сарове стали возводить каменные церкви, а две деревянные перевезли в Коврез. Выходит, что Коврез поделился с Канергой. Привезённую в Канергу церковь поставили на месте, которое по преданию было указано местной блаженной.
     Церковь была большая, в ней было много святынь: древние иконы Нерукотворного Спаса, Рождества Богородицы, Крещения Господня, слева от алтаря
 находилась большая плащаница Божией Матери, а справа – изображение на холсте первомученика Стефана, побиваемого камнями. Первая канергская звонница  была одной из лучших в округе. Звон разносился на 20 километров. Большой колокол в 200 пудов (3200 килограммов) отливали в Нижнем Новгороде. С правой стороны от алтаря сохранилась могила дьякона Тимофея. Жители села помнят его высоким, седоватым, с густым громогласным басом. Здесь до сих пор живёт его правнучка Мария. Я видела её и разговаривала с ней. Это совсем сгорбленная старушка, которая ходит с посохом и не пропускает ни одной службы. Правда, службы здесь не каждый день, а только по праздникам, субботам и воскресениям.
     Надо сказать, что от прежней церкви сохранилась колокольня и теперешняя церковь возведена на старом месте. В июле 1992-го года был заложен камень под основание нового алтаря. 23-го октября 1993-го года состоялась освящение престола в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
     Интересно, в скиту два престольных праздника: Покров Пресвятой Богородицы и
 Нерукотворного Образа. Первый праздник понятно откуда. А почему второй, 29 августа. На второй день после Успения Пресвятой Богородицы снова праздничная служба, снова радость. Так это дань прежней старой церкви, которая, как мы помним, была освящена в честь Нерукотворного Образа, а два боковых придела, один (слева) – в честь святителя Николая Чудотворца и другой (справа) – в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
     В современной церкви привлекает внимание большая икона «Отрада и утешение» Афонского письма на кипарисовой доске. Особенно нежно относятся к ней сестры скита. У них такое чувство, будто Иисус Христос собирается их наказать за их прегрешения, а Мать Его, Царица Небесная удерживает Его руку, защищая сестёр. И одновременно создаётся впечатление, что Матерь Божия берёт руку Сына не для того, чтобы остановить Его гнев на сестёр, а для того, чтобы поцеловать. От этой иконы исходит покой, любовь и исключительная нежность.
     Икона эта пришла в скит от жительницы села Михеевка Евдокии Кривоноговой. Отец Евдокии выкупил эту икону у кощунников, которые хотели изрубить икону на куски и сделать из неё стол. Долго не хотела Евдокия передавать икону скиту, Сёстры понимали её чувства, молились и ждали. Потом Евдокия рассказывала им: когда решилась отдать икону, она легко снялась, «вовсе как сама пошла», а когда в своё время вешали в избе, едва удержали, так она была тяжела.
     Особо сёстры и прихожане чтят образ святого преподобного Серафима Саровского чудотворца с частицей мощей в ней. Я каждый день благоговейно прикладывалась к ней после чтения псалтири. У меня в скиту, где я жила две недели, было послушание: 4 часа в день читать псалтирь с поминовением на «Славах» живых и усопших Дивеевских монахинь. Это было удивительно приятно: одна в небольшой деревянной церкви у образа «Отрада и Утешение» с зажженной лампадкой.
  Хочу поделиться с вами своеобразным ощущением во время чтения псалтири и молитвы о живых и усопших. Когда я зачитывала имена пяти Елен, было как-то дискомфортно на душе. Меня что-то тревожило, я не понимала, что именно.
     И вот однажды, стоя у трапезной, разговаривая о каких-то делах, я сказала: «У них же пять Елен». При разговоре присутствовала инокиня Лидия, моя бывшая ученица. Она промолчала, а позже в списке живых одно имя из Елен было заклеено. Выходит, одно имя Елены я поминала среди живущих, а она уже умерла. Ах вот почему моя душа была в смятении!
     Когда я упоминала имя монахини Манефы, я даже не знала вначале, что она умерла в 2000 году, что жила она какое-то время в Канерге и что её могила в Дивееве особенно почитаема , и что её келейница Нина жива и имеет всё то же послушание, Она Огородница и была ею при Манефе. Мать Манефа однажды ей сказала: «Ну что стоишь на молитве пред Господом, а мыслями на огороде» - это тогда, когда Нина действительно была озабочена какой-то плохо входящей рассадой и у неё молитва не шла.
     Потом нечаянно на столе в гостинице я нашла книгу о матушке Манефе. Побывала у неё на могилке. Вот что значить поминовение! Это так важно и действительно чувствуешь души тех, имена которых произносишь. Это не пустая формальность.
     Сёстры мне рассказали, что я не всё видела в Дивееве, а собственно я там и не была как следует: не приложилась к мощам Александры, Марфы и Елены. Не видела могил Н.А. Мотовилова, Михаила Васильевича Мантурова, друга и помощника Серафима Саровского. Не прошлась по канавке с молитвой.
     Наметила ехать туда 25-го августа после литургии и пробыть там до всенощной Успения Пресвятой Богородицы, хотела причаститься в праздник Успения в скиту, ибо здесь спокойно, благолепно, народу не так много, как в Дивееве. Да и место это мне стало родным домом. Волновал вопрос , где буду ночевать в Дивееве? Смогу ли нести определённое мне там послушание? Моя обычная фраза: «А, Матерь Божия управит», - мелькнула в голове.
     И ведь управила и ещё как! После завтрака с вещами подошла к машине батюшки Михаила, который приезжал служить литургию из Дивеева и должен был туда вернуться. Я попросила его взять меня с собой. В машине были свободные места , и он согласился. Я решила сидеть смирно и молчать и даже не просить его устроить меня куда-либо на ночлег. Сидеть тихо и не разговаривать не вышло. Его попутчик (сначала я подумала, что он его сын) спросил меня, глядя на небольшое озерцо, водится ли тут рыба? Я ответила, что не могу знать, ибо не здешняя. Я из Санкт-Петербурга. Я заметила, как только произносишь название нашего города, люди сразу оживляются, беседа становится интереснее. А как там у вас жизнь?! Мы разговорились. Батюшка рассказал, что прежде Канерга была вымирающей, а с открытием скита обрела новую жизнь. Я и сама обратила внимание на то. Что в церкви много интеллигентов, явно не деревенских. Батюшка просветил, сказав, что они продали свои квартиры в городах и купили здесь земельные участки и дома. Так они селятся вблизи своих родственников, ушедших в монахини и живущих ныне в скиту.
     Сейчас в деревне можно купить землю очень дёшево; отрезают минимум по 15 соток. Можно купить и больше и всего-то по 4 рубля за 1 квадратный метр. Считайте сами: 400 рублей сотка –всего 6000 рублей. Правда, ещё нужно поставить дом, но многие покупают уже готовые  старые дома и перевозят их на новое место. Это уж кто как сумеет. А жить здесь хорошо, тихо, по утрам петухи поют  и коровы мычат.
     Я там отдохнула хорошо без радио, газет и телевидения. Дивеево и его  окрестности – святые места. Здесь во время прихода антихриста образуется стена света, и это единственное место на земле, куда он не пройдёт, благодаря молитвам дивеевских сестёр. Была бы я моложе, непременно бросила бы всё и поселилась в Дивееве. Там и квартиру можно купить, но очень дорого.
     Рассказывая о Дивееве, батюшка сказал, что здесь он уже 11 лет. И я рискнула: «Раз Вы здесь 11 лет, устройте меня тут пожить немного». Он спросил: «У Вас вообще негде остановиться совсем?» «Совсем, Совсем негде остановиться», - ответила я.
     Он взял меня за руку и привёл в монастырскую гостиницу, кликнул сестру и велел меня устроить. Это было следующее чудо. Первое, если Вы помните, удачная поездка в скит. Я прописалась в гостинице  до 30 августа в качестве гостьи. Мне дали талон на питание в гостевую трапезную и не определили никаких послушаний, так что я могла спокойно стоять на службах, осматривать достопримечательности и слушать экскурсоводов. Даже самой захотелось рассказывать внимательному, благодарному слушателю о Дивееве и его святых. Решила по приезде в Петербург перечитать «Дивеевскую летопись» Серафима Чичагова. Она расширилась, появились новые данные. Да вот хотя бы последнее приобретение мощей Серафима Саровского у нас, в Петербурге, в Казанском соборе, в бывшем музее религии и атеизма. Об этом и многом другом можно книгу написать, а не только экскурсантам рассказать.
     Здесь я провела вечер воскресения, весь понедельник и первую часть дня вторника, 27 августа, канун Успения Пресвятой Богородицы.
     Неоднократно прикладывалась к мощам Серафима Саровского, освятила все свои святынки на его раке; подходила и не раз к мощам преподобных Александры, Марфы и Елены, видела могилы многих дивеевских сестёр в том числе и прозорливой Манефы. Могилы Н.А. Мотовилова и М.В. Мантурова. Видела берёзу, на которой образовался нарост в виде головы медведя, внизу, у самых её корней, - абрис иконы Умиления и кусок железа от поломавшегося трактора, который так и не смог справиться с берёзой, мешавшей, якобы, новому строительству и тем самым указавшей на место, где раньше было кладбище, закатанное под асфальт безбожниками.
     Во время пребывания здесь со мной произошли два события, которые я считаю чудом. Первое, по моим молитвам, обращённым к Матери Божией и Серафиму Саровскому, меня обогрела девушка Елена, дав мне, почти окоченевшей, куртку-пуховик. И другое – удивительное возвращение в скит, в село Канерга, где я изначально решила отметить праздник Успения Пресвятой Богородицы и Нерукотворного образа Христа и Спаса нашего – престольный праздник скита.
     Было это так. Мне казалось, что я очень хорошо и удобно стою за ограждением, никто не толкает и не отвлекает от молитвы. Вдруг понимаю, что стою в центре трёх потоков холодного воздуха (с двух сторон и сзади открыты двери). В то время наступило здесь резкое похолодание после изнурительной жары. Я уезжала в жару и не взяла тёплых вещей. Стою и чувствую, что начинаю замерзать и не просто замерзать, а коченеть. У меня гранулёма. Ну, думаю, зуб разболится и всё пропало. Непроизвольно начала паниковать и, глядя на образы Умиления и Серафима Саровского, стою и молю, даже не произнося слов: одна мысль и просьба – согрейте как-нибудь, ну согрейте! Я же не в толпе, все далеко друг от друга стоят, не согреешься.
  И тут дежурный дал команду открыть дверцы ограждения и впустить причащающихся. Вижу прямо на меня идёт молодая и очень симпатичная девушка с небольшой котомкой и прямо на ходу снимает пуховик, замечаю очень тёплый и уютный. Она хочет положить его на пол поверх котомки. Я, осмелев, попросила погреться. Она с радостью и большой готовностью отдаёт мне его со словами, мне жарко.
     Боже, что это было за тепло! И как стало мне уютно и комфортно. «Имеющий уши, да слышит». Живущий в Божьем Духе, да понимает!
     И ещё: вечером в глубокой тьме(там же нет белых ночей) собираемся идти по канавке. Поясню тем, кто не знает, о какой канавке идёт речь. Канавка образовалась после выемки грунта святой земли, изъятия того места, по которому прошла Матерь Божия, явившись в этих местах, выбирая Себе 4-й удел, оставив следы своих стоп, как в Почаеве.
     В Дивееве образовалась традиция: каждый день заканчивать тем, что все сёстры по двое и затем все присутствующие миряне-паломники обходят монастырь по стопам Матери Божией с молитвой, 150 раз Богородице, Дево, радуйся с зачином «Отче наш и «Милосердия двери отверзи нам, благословенная Богородице…»
     Сидим, ждём, когда сёстры выйдут с иконой. Тут я познакомилась чудесным образом с послушницей Пелагеей, которая спасается в Дивееве около семи лет. Она проявила ко мне внимание и милость; взяв меня за руку, ввела в строй монашек и учила меня, как надо идти и как при этом молиться. Было темно и дорога мне неизвестна. Она спасала меня от ям и рытвин, пригорков и ухабов. Показывала, где обходить и огибать и помогала не оступиться. С моей больной ногой это было серьёзное везение. В довершение чуда передо мной шла сестра хроменькая и мне Господь, как бы показал, мол, у тебя с ногой – пустяк по сравнению с ней. Она идёт и не ропщет. Большую науку мне там преподал Господь.
     Когда я, вернувшись в скит, рассказала инокине Лидии, как шла по канавке и что к иконе прикладывалась вместе с сёстрами, она сказала: это особый промысел Матери Божией, потому что даже её родную бабушку (ей 83 года) и маму, которая бывает там часто и много работает для монастыря, ни разу не ставили среди сестёр.
     Кстати о возвращении в скит на всенощную следует рассказать особо, ибо это снова чудо. Обычным путём без опоздания не добраться. И всё-таки я шла на 4-х часовой автобус до Ардатово, который доходит до Михеевки. А оттуда в 17.45 – один единственный автобус до Канерги. И здесь, на остановке Бог снова смилостивился надо мной и послал мне напарницу, которая спешила туда по важным и неотложным делам и хорошо знала дорогу пешком от Берёзова, но до Берёзова нужно было ехать на такси. Мы разделили оплату пополам до места, откуда идти до нашей цели не семь километров, а два. Нам предстояло идти по разбитой дороге, по которой не решалась ехать ни одна машина.  Мы приготовились шагать свои километры, как вдруг (снова «вдруг» , как часто я упоминаю это слово в своём рассказе) мы услышали позади себя ревущие моторы, оглянулись: Подходят два КАМАЗа и без нашей просьбы останавливаются и предлагают подвезти. Мы садимся в широкую, просторную кабину, выражая неописуемую радость и большую благодарность. Шофёр объяснил, что они везут строительный материал в скит и отважились сократить свой путь, рискнув поехать забытой всеми старой дорогой.
Ну как раз они оказались в то время и в том месте, чтобы нам помочь.
     Когда я увидела, что к остановившимся машинам приближается Лидочка, я поняла, что меня здесь ждали, на душе стало легко и спокойно, словно вернулась домой.
     А «дома»,  здесь, в скиту произошли некоторые изменения. Произошли они здесь в момент, когда я была в Дивееве. Там, когда мы шли по канавке, Пелагея мне сказала, что матушку Людмилу, руководительницу скита, взяли в затвор, я не поверила, думая,
 что Пелагея что-то перепутала.  Я не придала этому сообщению должного значения, а надо было додуматься, что это правда.
     Ещё до моего отъезда я наблюдала в скиту некоторые нестроения, и другие паломники обсуждали это. При мне матушка Людмила отправила письмо игуменьи Сергии и вызвала её в скит. При мне приехала игуменья и оставалась в скиту, когда я уезжала. Ведь можно было мне сообразить, что происходит и что связано это с тем, что я наблюдала и обсуждали уже миряне-паломники. Что на самом деле произошло и что стало причиной перевода матушки Людмилы в затвор, знают только насельницы скита.
     Я расскажу как сторонний наблюдатель. Расскажу не для того, чтобы посплетничать, а для того, чтобы неискушённым стала понятна извечная истина: на монахов враг нападает вчетверо сильней, чем на мирян.
     Однажды ранним утром, когда я вышла полить цветы, то оказалась свидетельницей очень некрасивой сцены. Я старалась не понимать, что происходит и мысленно произносила: «Помяни, Господи царя Давида и всю кротость его», но одна из сестёр так кричала на матушку, водительницу скита, что невольно я удивилась и огорчилась: я в миру уже давно не видела и не слышала ничего подобного.
     Произошло это во вторник, 20 августа. Начала вспоминать и соображать. Поняла причину происходившего: матушка причащалась два дня сряду. В воскресение и в понедельник, в День Преображения Господня. Я о своих наблюдениях никому ничего не говорила, но в гостинице разговор зашёл о нестроениях в скиту. Кто-то, кто давно живёт в скиту, сказал: «Мы не раз были свидетелями скандалов и даже слышали от одной из сестёр фразу, постеснялись бы гостей». А одна из паломниц плакала и долго не могла успокоиться после перепалки между сёстрами и матушкой.
     Пока жила в скиту много общалась с матушкой Людмилой. У неё кроткий вид, исключительные глаза: голубые, детские и приветливые. В ней живёт постоянная готовность помочь.. Она много молится. По пятницам даже не садится за стол, вообще не вкушает пищи. На мой взгляд, она не может управлять земным, ей ближе небесное. А в скиту и коровы, и теплицы, и пчёлы, и строительство, и много других забот. Думаю, в затвор она попросилась сама, поняв, что там её место. Несмотря ни на что, мне было грустно по возвращении не застать матушку Людмилу на своём привычном для меня месте. Думала, что не увижу её больше, но Господь распорядился иначе.
     На другой день после Успения, то есть 29 августа, после праздничной литургии в честь Нерукотворного образа (29 августа: перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного образа «Убруса» - 944 год), все должны были поехать в Дивеево на чин погребения Пресвятой Богородицы. Думала, что поеду с ними, но удалось уехать раньше, сразу после позднего завтрака, так что сумела после службы немного отдохнуть, а это было необходимо, так как эта умильно трогательная служба «Погребение Пресвятой Богородицы» продолжалась  с 5 до 11.30 вечера
     Служба эта стоит того, чтобы описать её, если хватит красок и умения. Собрались почти все монашки, а их около 500, да ещё послушницы и море мирян. Тишина в храме необыкновенная. Слова священника трогают до глубины души, особенно: «Мы, бедные твои птенцы осиротели и нам тебя не хватает». Трогательно, нежно и задушевно пел хор. Всё было пронизано искренней любовью к Божией Матери и выражалось сожаление, что её не стало на земле. Приближался час похорон. Момент, когда священники взяли плащаницу, я никогда не забуду. В глазах у некоторых стояли слёзы. Казалось, несут тяжёлый гроб, а не лёгкую плащаницу. Спины несущих под тяжестью гроба согнулись. Я вышла на паперть несколько раньше, чем двинулось шествие. Хотелось увидеть выход из храма и    спуск участников процессии со ступеней церкви.
     На улице было темно, Глубокая тьма удивила меня ( Ну конечно, здесь же нет белых ночей, к которым я привыкла в Петербурге). Из глубины церкви показался движущийся свет, это монашки с зажжёнными свечами по двое в строю двинулись к выходу: по лестнице спускались с пением «Святый Боже, Святый Крепкий. Святый Безсмертный, помилуй нас». Когда, казалось, нескончаемый поток монашек в чёрном одеянии прошёл, из храма показалось священство в синих одеждах. Они бережно несли на плечах плащаницу, а за ней – разноцветная толпа мирян, настроенные на торжественные похороны службой. Все шли смиренно с горящими свечами и пели.
     Процессия направилась к началу канавки, по которой по традиции надо пройти с плащаницей. Это было незабываемо. Позже я узнала, что на протяжение многих лет в этот день, 29 августа, никогда нет ветра, и ни одна свеча в руках тысяч людей не угасает.
     Ужинали поздно в полной тишине. На следующий день рано утром, когда все ещё спали, я быстро и бесшумно вынесла свои вещи в коридор, собралась и уехала в Арзамас 1 в надежде попасть на поезд, идущий домой. И несмотря на то, что билет у меня был на 1 сентября, мне удалось его поменять и уехать 30 августа, сохранив в душе последнее действо в Дивееве. Больше мне там  нечего было делать после погребения Божией Матери. В Дивееве осталась часть моего сердца.