Начало врачебной карьеры. Часть 1. Глава 2

Анна Дмитриевна Степанова
       В октябре мы начали переезд в новую больницу. Борисовского оставили в старой, там вскоре открылся тубдиспансер. Мне явно не хватало медицинской литературы. Я в Одессу написала Володе моему верному другу-сокурснику (о нём рассказ «Хирург от Бога»)
- Я здесь всякий разный врач и мне катастрофически не хватает литературы.
Он откликнулся довольно быстро и прислал мне 15 книг по разным предметам.
       Одолевали не только заботы врача, но и хозяйственника. Нужно было на зиму заготовить картофель, свёклу, капусту, морковь. Овощехранилище  было большим, с вентиляцией, и мне хотелось, чтобы традиционный борщ был почаще в меню нашей больницы. Повар у нас была замечательная женщина, и обеды всегда готовила вкусные, как домашние. Признаюсь, в овощехранилище сама не полезла, как всё сложили не проверила. За это по весне и ответила.
     В день сдачи объекта понаехало с области и района разных специалистов: строители, санэпидстанция, пожарник, главврач районной больницы, совхозное начальство и т.д. И непонятно, по какому поводу в центре среди солидных людей девочка подросток. А, это и есть главврач!? Неужели? Непохожа! Но это факт, я - главврачишка. И спрос был на всю катушку, без снисхождения. В верхнем ряду второй напротив двери - санитарный фельдшер Мухин Иван Иванович. Он всегда меня поддерживал, рисовал санбюллетни, так что коридор был в картинках как галерея.
       Большинство из этих молодцев я видела только во время сдачи-приёма здания больницы. А вот главврач районной больницы Четыркин (на фото крайний в белой рубашке при галстуке) любезно взвалил на меня столько, что сейчас я просто удивляюсь своему терпению. Рядом с ним - начальник строительства Китаев. Ещё тот гусь. Ну и возле меня в светлом свитере - директор совхоза Юдаков. Перед всеми обещал по-отечески всегда помогать. К нему-то я бегала через день. Непросто было что-то выпросить.
       В день новоселья мы устроили настоящий праздник с танцами. Я как  хозяйка дома уделила всем внимание и протанцевала с каждым из тех, кого вы видите на историческом фото.  Не напрасно я на 6 курсе купила магнитофон, а Володя дал мне несколько кассет прекрасной музыки. Мы с девчонками в общежитии в своей комнате сдвигали кровати и танцевали. И на этом празднике я отвела душу с главным архитектором (жгучий брюнет за спиной пожарника) - танцевала до часу ночи. Больше его никогда не видела. Имени не помню.
       На утро началась новая жизнь. Неведомо откуда  налетели корреспонденты из Москвы и Целинограда. Я всем отвечала:
- Никаких прогнозов не строю. Поживём - увидим.
Четыркин сказал мне:
- Анна Дмитриевна, поторопитесь прислать бухгалтера, оформить документы на получение мягкого инвентаря и кое-какого оборудования.
       Желание ничего не упустить было абсолютно не подвластно мудрой пословице «тише едешь дальше будешь». Добрый разум наживёшь не сразу. Может быть лучше было бы быть похитрее. Исподволь и сырые дрова загораются. Это я теперь понимаю. А тогда я тут же вызвала бухгалтера.
- Валентина Петровна, завтра поезжайте в Затоболовку и оформите документы на мягкий инвентарь и оборудование.
Валентина Петровна - дама весьма элегантная, себе на уме. Ответила мне свысока.
-    Не только завтра, я вообще на этой неделе не смогу поехать.
Меня это просто взорвало, я настояла на своём. Она поехала, оформила документы и больше в Московский не вернулась. Но остались её друзья! Уж они попили мою кровушку!
       Вскоре мы получили мягкий инвентарь, рентген аппарат РУМ-4 и специальную крытую машину санэпидстанции. На эту большую машину я приняла парня, отслужившего армию, Гришу. Воинскую дисциплину он всегда соблюдал и на службе, и в больнице. Небольшого росточка, худенький, а настоящий орёл. Всегда безотказный, всегда как на посту.
  На первом этаже разместилась поликлиника, на втором - стационар минимум на 30 больных. Мне 24 часа в сутки не хватало, чтобы всё успеть. Я затрудняюсь сказать, сколько приходилось принимать больных. Всегда было полно. В поликлинике положено, чтобы на приёме с врачом сидела медсестра. Со мной сидела Зиночка - очень хороша собой, кроткая, услужливая да ещё с каллиграфическим почерком. Все амбулаторные карточки заполняла она под диктовку. Поэтому я имела возможность внимательно осматривать каждого больного. С какими бы жалобами он ни пришёл, я и лёгкие послушаю, и давление измерю, и горлышко осмотрю. Иногда совершенно случайно обнаружу какое-нибудь редкое заболевание. Например, коортацию аорты. Сам такой осмотр доставляет удовольствие и больному, и врачу. И амбулаторные карточки образцово-показательные.
       В стационаре все истории болезни приходилось ежедневно заполнять самой. Чтобы запомнить всех иногда делала обход по два раза. На мне была и вся административная документация: записи в трудовых книжках, приказы и т.д. От этой писанины я задыхалась. Может это нужно было поручить кому-то другому также как и вызовы на дому. Что теперь скажешь? На свою глупость жалобу не подашь.
      Домой приходила поздно. Готовила ужин и слушала прекрасную музыку, вспоминала Володю. А как его забыть? Немного отдохнув, я принималась за чтение медицинских книг. Вот и получалось: слушаю музыку - вспоминаю, читаю - тоже вспоминаю.
       В наследство от старой больницы мне досталась старая Волга. Нужен был шофёр. Где-то в середине октября пришёл демобилизованный солдат Владимир Горст. Настоящего богатырского сложения. Многие помнят артиста Столярова. Он играл в кинофильме "Цирк". Так Владимир Горст - точная его копия: светлая роскошная шевелюра, правильные черты лица. Приняла я его на работу. Машина старенькая, требовала ремонта. Какие-то детали нужно было доставать. Я не автомобилист, но благодаря моей работе до сих пор помню запчасти: какие-то стаканы, втулки, карбюратор, передний мост, задний мост. Мне пришлось ездить с ним по ремонтным мастерским и выпрашивать. Авторитет среди населения у меня был, и многие детали мне отдавали в благодарность за моё усердие. Кое-как машину поставив на колёса, мой шофёр предложил мне опробовать, как она поедет. Объяснил на что нажимать, как рулить, и мы поехали на вызова по посёлку. Как мне это понравилось! На вызова мы большей частью пешком ходили, а тут на машине, да ещё сама веду! Здорово! Со временем я так осмелела, что однажды согласилась вести машину по просёлочной дороге в район с пассажирами – сотрудницами. Впереди ехала бортовушка. И вдруг её внезапно развернуло поперёк дороги. Я вовремя успела нажать на тормоз, и наша машина в нескольких сантиметрах остановилась перед бортовушкой. Никто ничего особенно не понял, но я с тех пор никогда не садилась за руль. Вечером Владимир  зашёл ко мне как утешитель и похвалил меня за быструю реакцию. Мы ведь оба были на мгновение от аварии и довольно крупных неприятностей. После этого случая он стал захаживать ко мне  по субботам, а иногда и среди недели. И эти посиделки как-то незаметно приобрели форму свиданий.
       Вернулась Женя после специализации акушером-гинекологом. К ней сразу потянулись желающие избавиться от бремени. Эту брешь закрыли, другая явно стала на очереди. Пошлёшь больного на рентген желудка в Затоболовку. Он промается туда сюда по 70км и приедет с запиской: «Больной к исследованию  не подготовлен, в желудке много жидкости». А как этой жидкости не быть, если он целый день голодный.
       Вот и решила я освоить специальность рентгенолога. Аппарат РУМ-4 у нас бездействовал! Обратилась к Четыркину. Он приветствовал мою инициативу. У него в кабинете такой же РУМ-4. Дал мне кучу литературы, и мы договорились, что я буду два раза в неделю приезжать, когда у него приём, и практиковаться. Ночами я штудировала книги по рентгенологии. Экран у РУМ-4 хороший, всё видно чётко. Через месяц я возомнила себя рентгенологом. И Четыркин как главврач районной больницы благословил меня проводить рентген обследование. Только забыл дать хоть полставки за этот как всем известно вредный труд. Два раза в неделю я принимала больных в рентген кабинете. После того как диагностировала у двух кавернозный туберкулёз, Четыркин был от меня в восторге. И решил посылать на профосмотры механизаторов, животноводов, допризывников и т.д. из других посёлков. Тогда  Р-скопия заменяла флюорографию. Иногда на скопию приходило по 40-50 человек. Отчёт принимали, но штаты так и не добавили. И ни у кого - ни у санитарок, ни у медсестричек не было желания загорать под рентген лучами. Всё делала сама. Закроешься один в тёмном кабинете, глаза адаптируются, и вызываешь по одному. Сама должна и записать в журнал, и провести за экран и т.д. Словом, сам пью, сам гуляю! Ну и дура, уверена, скажет кто-то из читателей. Действительно, пословица как про меня: «Тот дурак, кто сам себе враг». А я радовалась, что и эта служба у нас есть.
       Вскоре нам прислали зубного врача. Теперь хоть не будут с меня спрашивать зубы рвать. На тот момент в совхозе не было свободной квартиры, и я пригласила Лиду жить с нами. Лида была настоящая русская красавица. Статная, высокая, правильные черты лица, бровки стрелочкой, губки бантиком - словом картинка. Мы жили дружно. По выходным иногда слушали магнитофонные записи. А вскоре Лида по вечерам стала уходить на свидание к "Боре," а мы с Женей варились в своём водовороте.
       Если Вы думаете, что я, позавтракав, бежала к больным, Вы ошибаетесь! В 7 утра я бежала проверить как дела в кочегарке. И это не просто так! Батареи в больнице едва теплились, а если проворонить то и разморозятся. Пару раз я застала кочегара в «негляже». Ему то тепло, а в печах огонь погас и батареи совсем остыли. Так после этого я день и ночь глаз держала востро. И к  директору  совхоза часто просьбы были. Теперь я задним умом крепок. Все эти заботы нужно было поручить завхозу: заказать машину, чтобы откачали септик, или клянчить что-то сделать по хозяйству, вызвать электрика, плотника или слесаря. А я всё это взяла на себя. Наверняка директора можно было застать в правлении очень рано утром. С ним натощак сговориться непросто, когда за услуги он просил плату иногда непомерную. А медицина во все времена нищая.
       Правление - в центре посёлка, а больница - на окраине. В зависимости от направления ветра я шла к своим больным, преодолевая его порывы, или неслась как на крыльях, едва успевая перебирать ногами. Вообще, погода в тех краях - особая тема для разговора. Здесь и зимой и летом может быть буран. Летом - пыльные бури: и в глазах песок, и на зубах аж скрипит. А зимой как наметёт выше метра сугробы, пока дойдёшь до больницы - весь мокрый. Как будто целый день на тебе пахали. Но расслабляться некогда. Обход по хозяйственной части, пятиминутка, обход больных в одном корпусе, в другом, приём поликлинических больных и т.д...