Учитель танцев или Высоцкий в Свердловске

Владимир Конюков
Учитель танцев или  Высоцкий в Свердловске.




1959 год…
     Командующий Уральским военным округом, дважды Герой Советского Союза, генерал – полковник Лелюшенко Дмитрий Данилович…
   
      …Герой,…  в последний год войны, Командующий 4 – ой танковой Армией, в составе 1 – го Украинского фронта брал Берлин, Прагу. Общевойсковой командир, не танкист!
Тонкий стратег, умный военный романтик.
В этот год кандидат на присвоение воинского звания, генерал армии.

     … На фронте, в годы войны, в его танковой Армии воевал офицер – связист, майор Высоцкий Семён Владимирович. Отец будущей известности Владимира Высоцкого.
Генерал армии Лелюшенко Д.Д. в своих мемуарах упомянул майора Высоцкого, воевал достойно, храбро, как и все в его армии, отважно, умело.
Людские судьбы и нити жизни в переплетениях событий того времени.
     Отец будущего барда служил под командованием героя войны Лелюшенко и сам был героем. Свидетельство отваги, Почётный гражданин освобождённых городов, множество орденов и медалей на груди.

    
     Столица Урала город Свердловск, военный округ и зрители театра в основном военные, начало  1962 года. В труппе артистов Московского тетра миниатюр, молодой актёр Владимир Высоцкий…, гастроли…
     Занят в спектаклях мало, у него эпизодические роли, в основном предоставлен самому себе.
Скукота от безделья, от мизерной занятости в ролях театра, а он уже почувствовал славу, энергия показать себя  прёт конкретно.
Ещё мало известен, артист своего жанра, поёт, мастерски исполняет ритм на гитаре «боем». Молва за ним, о нём в  военной среде, сын офицера – фронтовика виртуозно выдаёт хорошие героические песни.

     Его песня «Суров же ты, климат охотский» о четырёх солдатах с Курил, унесённых на барже до Америки,  впечатляла. Написал в начале 1960 года и блистал с ней не в том варианте, как сейчас известна, частью укороченном. Магнитофонов было мало, в основном стационарные, громоздкие, записи были редкими и в основном… в среде военных, наиболее обеспеченной прослойки населения.
Снабжение Свердловска импортом, города с закрытыми предприятиями, гиганта промышленности, было в первой пятёрке развитых городов Союза. Поставлялась и радиотехника, больше распределялась  передовикам производства и японские малогабаритные магнитофоны, но цена была доступна не многим. Деньги были у офицеров, перекупали втридорога.
     Местные тесные связи, армия – театр. Все знакомы, все свои, жёны армейских в ролях заняты своего театра, мужья -  по линии шефской помощи, армия народу и наоборот.

     Артист Высоцкий в этой гастрольной цепочке, театр со всей душой, в его лице родной армии,
в патриотизме слов в песне о 49 днях скитаний по Тихому океану, на танковой барже четырёх солдат стройбатовцев:  Зиганшине,  Поплавском, Крючковском, Федотове.
Об их подвиге писали газеты мира. Центральная союзная пресса многократно. Военная газета «… Звезда», окружные, в том числе Уральского округа.
     Высоцкий голосом вживую с наметившейся лёгкой дребезжащей хрипотцой покорял героикой трагизма мирового масштаба окружных офицеров, их членов семей, песней
«Суров же ты, климат охотский».
Сокращённый фрагмент  двустиший из куплетов.

«Стихия реветь продолжала –
И Тихий шумел океан
-----
Последнюю съели картошку,
Взглянули друг другу в глаза
-----
Лежали все четверо в лёжку,
Ни лодки, ни крошки вокруг
-----
Зиганшин крепился держался,
Бодрил, сам был бледный, как тень…»

     Министром обороны страны был в то время одессит Малиновский Родион Яковлевич.
Маршал, Полководец ВОВ.
     Его лозунг в период масштабного сокращения офицеров Вооружённых Сил, 
«Армией командую  Я и СЕРЖАНТ!», практическое применение получил с огромным резонансом в войсках -  героический дрейф в океане трёх солдат и младшего сержанта Зиганшина
      Командовал  СЕРЖАНТ,
подвиг выдержки, самоотверженности, стойкости, преданности присяге.
     Побывали во вражеских «штатах» - спасли американские моряки. На их примере проводились в армии политзанятия, политинформации. «Холодная» война в разгаре, военно – патриотическая работа в войсках строилась с упоминанием подвига четвёрки и примера для младших командиров действий младшего сержанта Зиганшина.

     Песня Высоцкого «49 дней» и так её звали, со словами,
«Зиганшин крепился держался,
Бодрил…»
----
Ребята!...
Ведь нас не сломила стихия,
Так голод ли сломит нас!»

     В строчках весь смысл армейской истины прославленного Маршала Малиновского Р.Я., «Армией командую  Я  и  СЕРЖАНТ!».

     А молодой Высоцкий, сын офицера, автор, пропагандист своего текста, покорял сердца командиров – фронтовиков, а их было немало в войсках на начало 60 – х. 
Уже была написана «Ленинградская блокада» в 1961 году, наметился фирменный надрыв,
«Я – артист, Я – поэт».

«Я видел, как горят огнём Бадаевские склады
В очередях за хлебушком стоял…»

И армейский уральский народ верил, так и было. Искренние слова в необычный стиль, манеру исполнения, тогда многие не знали незнакомого слова, «бард». Военный люд понимал, как в лозунге Маршала, смысл, «Песней командую  Я, а вы  АЛОДИРУЕТЕ!»

     К 1962 году Высоцкий написал несколько дворово – блатных песен. Они с восторгом принимались и ближе понимались более молодыми лейтенантами, капитанами…

В песне «Дороги, дороги…», 1961 год, ну кто скажет, что не про лейтенантов в начале пути…

«Дорога, дорога – счёта нет шагам
-----
По дороге мы идём по разным сторонам
-----
Улыбнись хоть, как ни будь взглядом,
Улыбнись, я напротив, я рядом.
-----
Шагаю, шагаю…
-----
За тобой готов до бесконечности идти…»


Фрагмент нескольких строк из песни.

До середины 60 – х по просьбам, на «бис», пел не свои блатные песни. Известные куплеты – частушки в народе, которых знал множество.
Одна из постоянных, зажигательных, «ритмовых»  «Алёшка жарил на баяне»,

«Алёшка жарил на баяне,
-----
Плясал одесский шарлатан…»

В одной из бесед,
«… мне принесли старую запись…, ещё был студентом первого курса студии МХАТ…
(18 лет в 1956г., авт)…
почти совсем не было магнитофонов… эту запись кто – то сделал…
одесские припевки».
    
     Интересный, можно сказать, забавный факт первого пребывания в Свердловске Высоцкого. От нечего особо делать, администрация театра, культработник округа, организовали недельные курсы учёбы игры на гитаре, а там, как пойдёт. Учитель… Высоцкий.
Время начало массового увлечения молодёжью роком, выражение было, «ритмовая гитара». Сакса нет, трубы нет, есть гитара и ритм.
Частушками, тогда для конспирации называли рок – н – ролл, те же одесские очень «ритмовые» припевки «Алёшка жарил на баяне». Танцами, плясками «величали»,
Высоцкий, значит, был – учитель танцев.

     По народной молве, за такую учёбу, деньги платили родители, в бесплатное начинание молва в сомнении. Курсы для взрослых детей военнослужащих, работников театра в первую очередь.
Дело, в общем – то в том и не в этом.
     Володя, по свидетельствам, того же известного артиста И. Пушкарёва, когда они творили авторско – концертный «чёс» (гастроли, жарг. авт.), в 1962 – 63 годах, по дивизиям уже Московского военного округа, на гитаре играл на «три аккорда».
На три аккорда, у мастеров – начинающий.
По записи 1956 года, можно послушать, есть в Ин - те, студент Володя, лихо «молотит» способом «боя» частушку «Алёшка жарил на баяне». Отсюда вывод, в совершенстве знал, владел игрой на гитаре в начале 60 – х стилем, народное выражение – «бой» простой и стилем «на три аккорда», который в народе звался, «блатной – на три аккорда».

Примечание. Молва о блатном Высоцком, особенно, начало 60 – х, складывалось о нём и от его нескольких авторских песен на эту тему. Но не это было определяющим.
     Он знал множество блатных песен, чужих, пел в разных не афишируемых кругах. А в то близкое время к послевоенному, его значимость многократно возрастала – он «брал» толпу и умел «шикарно» играть на «три аккорда», ценимый в блатном мире стиль.
Следует добавить, выражение на  «три аккорда», это для начинающих гитаристов, но и иметь ввиду, второе его значение, отработанный до автоматизма, аккомпанемент на гитаре  блатного жанра «городской романс».
     Поэтому, блатной Высоцкий, его звание в 60 – х, не по его незначительным блатным авторским песням,
а по  СТИЛЮ  игры на гитаре на  «блатной - ТРИ  АККОРДА»!
     В справочниках акцент на авторство блатных песен, что ошибочно. Да, писал и пел.
Но блатной Высоцкий, сам говорил, наверное, надоело,  по манере игры любимом в блатном мире, стилем на «три аккорда».

     Свердловские зимние «гастроли» Высоцкого, основная публика, почитатели дара артиста – офицерство округа.
Там, где офицеры…

… там … карты… песни…танцы, 
звон бокалов и  женский смех…

     В этом же году, летом, в город на гастроли приезжает театр им. Пушкина. Высоцкий из театра миниатюр уволен за чрезмерное увлечение…, за «звон бокалов».
Чтобы не портить трудовую книжку, администрация театра написала причину… «Уволить артиста Высоцкого в связи с полным отсутствием чувства юмора».
По современным понятиям, прикольнее и не придумать.
     Принят в «пушкинский», лето, гастроли на Урал. Загружен работой актёра, занят в ролях, в перерывах шефская помощь армии. Выступления московских артистов перед солдатами, офицерами округа. Те, взамен, идеальный ремонт здания культуры силами военных…
В обязательный в то время отчёт, тесная связь культуры с Армией, крепче оборона страны!.

     Владимир Семёнович ещё не раз встречался с хлебосольными уральскими военными.
Все перелёты на Восток, обязательная посадка самолёта в Свердловске. Стоянка тогда была длительная, до 3 часов, бывало и больше. Представители прославленного Уральского округа встречали и  с трапа на «уазиках», чёрных «волгах» временно «похищали» артиста…
Самолёт взлетал вовремя, отставших пассажиров не наблюдалось.
     Сколько раз летал в те края… до Чукотки, Магадана, количество даже учёту не подлежит.     Летал и на военных самолётах, военная авиация… засекречена была, нам не узнать.
     Показательна страница жизни, всегда помнил, чтил, что он из семьи военного.
Магадан, 1979 год. Выступления вдоль тракта, по трассе Колыма, в деревнях, поселениях, посёлках строителей для условно освобождённых, местных жителей, заготовителей, на заработках рыбаков, охотников. Военнослужащих ВВ, моряков ВМФ.
Молва о Высоцком, съезжались со всего края до Аляски.
     Конферансье И. Шепелев представлял Владимира Семёновича, обязательно при каждой встрече со зрителями рассказывал, что он из семьи потомственных военных, имеет высшее актёрское  образование… « Так требовал Высоцкий».

     В начале 60 – х, с песнями, с середины десятилетия, выступал перед военнослужащими часто с вариантом моно – спектакля «Павшие и живые». Реквизит - гитара, на самолёт и улетел.
В тот же день прилетел, называлось «день отлёта – день прилёта». Без прогулов, без пропусков… при условии,…чтобы благодарные слушатели  не затянули в гулянку… опохмелку.
     Самолёт в те годы был гордостью страны, знаменитый, прославленный ТУ – 104.
С 1956 года  ПЕРВЫЙ  В  МИРЕ, реактивный, эксплуатируемый пассажирский самолёт.
Летал, помахивая крыльями Западу, Америке. Это было  мировое ЧУДО! Жуткая зависть зарубежных компаний.

     Я летал много раз вдоль и поперёк обширного Союза, проблемой было вовремя купить билет. Бабушки – старушки летали по родственникам, деды на дальнюю рыбалку. Моя бабушка, перекрестившись, из Читы к сыну «махнула» в Белоруссию и обратно, к моему дяде фронтовику, во время войны майор – связист и он был знаком с отцом Высоцкого.
Цена билета, копейки, на рыбалку, на сомов летали.
     Артисты разных жанров «чёсом» «бороздили» окраины страны, областные провинции, методом, «день отлёта – день прилёта».
Успевали заработать, прогулять и на… семью «пару копеек» выделить.




Отрывок в сокращении моих мемуаров раздела страницы «Тайны ХХ века»,
«КЛЮЧ к разгадке гибели тургруппы Дятлова, кн. II».
Сайт ПРОЗА РУ.