Бахча

Галина Марчукова
        Каждое лето хоть на неделю я заезжала к своим друзьям, жившим в маленьком городке неподалёку от села, где я проводила лето, когда была школьницей.
        Наняв такси, я приезжала в это родное село, в котором  когда-то жили мои бабушка и дедушка. То, что дедушка был папин отчим, я узнала, только когда мне было двенадцать лет. Даже тени сомнения не было, что он мне – не родной дедушка, настолько дед был добрый, внимательный, заботливый человек. По профессии ветеринар, он столько знал о животных, так интересно рассказывал, что я часами могла расспрашивать его об интересных случаях из его практики.
        - Вот приходит больной к врачу, - говорил дед. - Врач расспрашивает его, что болит, где болит, как болит. Больной рассказывает, показывает, помогает врачу поставить диагноз. А корова, например, что может рассказать, показать? А я должен поставить правильный диагноз, назначить лечение и вылечить её.
        Теперь бабушка и дедушка покоятся на сельском кладбище, которое обязательно несколько раз в году посещают дети и внуки, приносят цветы, убирают могилы, рассказывают о домашних делах, вспоминают счастливые дни, проведённые вместе.
        Вот и опять я в селе. Приведя в порядок могилы, постояв несколько минут у памятников, я попросила таксиста довезти меня до бывшей усадьбы, чтобы взглянуть на место, где стоял небольшой дом деда и бабушки, и просто поздороваться с деревьями, ещё помнящими прежних жильцов.
        Теперь на месте небольшой хаты, крытой соломой, из которой мы с подружкой делали маленьких соломенных кукол, стоял большой двухэтажный кирпичный дом. Высокую развесистую грушу, росшую рядом с домом, новые хозяева выкорчевали. А зря. Груши были сладкие, сочные, душистые. Помню ярко-зелёный умывальник, стоявший под грушей. Дедушка каждое утро подливал горячую воду в умывальник, чтобы мне не страшно было умываться остывшей за ночь водой. Вспомнилась старая шелковица со сладкими плодами. У нас была белая шелковица, а у подруги – чёрная, кисловатая. Улыбнулась, припомнив, как однажды чуть не съела осу, тоже наслаждавшуюся нежными плодами.
        Я погладила акации, растущие вдоль забора. Их посадил дедушка в день своей свадьбы с бабушкой. Я всегда удивлялась, видя, как куры взлетали вечером на акации и спали на них.
        – Это они от лиса спасаются, - говорил дедушка.
Лис жил в овраге недалеко от огорода, часто наведывался, когда цыплята были маленькими. Он был такой хитрый, что дед никак не мог поймать его, а может и не очень хотел. Я слышала, как он бабушке говорил: «Ну и зачем я его, такого умного и хитрого, убивать буду? Пусть живёт». А бабушка недовольно ворчала.
        Иногда мы с дедом находили следы лиса на нашей бахче.
        - За арбузом приходил, - объяснял дед. – Видишь, корки валяются. Видно, пить хо-тел.
        Возле забора у деда была небольшая бахча. Штук пятнадцать маленьких тёмно-зелёных, похожих на мячики, арбузиков (сорт такой) и около десятка дынь всегда было на бахче. А вдоль забора росла крапива.
        - Это мой сторож, - улыбался дедушка. - Кто полезет за арбузами и дынями, пожалеет.
        И ещё среди арбузов и дынь росли огурцы. Один огурец был большой-пребольшой.
       - Этот огурец на семена, смотри, он уже жёлтый, как дыня, - пояснил дед.
       Однажды этот огурец вдруг пропал! Никакой кожуры на грядке не было. Куда делся огурец? Не ушёл же погулять? Не лис же его утащил? Даже дедушка не мог догадаться, куда делся огурец.
       И всё же мы узнали, куда он делся. Сашка, соседский мальчишка, решил украсть дыньку с дедушкиной бахчи. Дождался ночи, перепрыгнул через забор, схватил дыньку и назад! Если бы дыньку! В потёмках, по ошибке, вместо дыньки схватил семенной огурец – и через забор! Наш сторож-крапива отомстил: Сашка весь был в волдырях от крапивных ожогов.
       Когда дед узнал о Сашкиных муках, он позвал его в наш дом и усадил за стол, на котором лежали ярко-красные дольки арбуза и жёлтые дольки дыни.
       - Угощайся, - приветливо сказал дедушка. - А это тебе семена дыни, - он протянул Сашке бумажный пакетик. - На следующий год свои дыни вырастишь. Угостишь нас своими дынями?
       Сашка кивнул и взял пакетик липкими от сладкого сока руками. Мне тогда показа-лось, что у Сашки глаза были как у нашкодившего кота.
       Да… Воспоминания, воспоминания. Как давно это было!
Попрощавшись с бывшей усадьбой, я подошла к машине и улыбнулась. В голове возникла озорная мысль – навестить Сашку, теперь уже Александра Ивановича.
       - Ещё в одно место заедем, и домой, - сказала я таксисту. - Должок надо забрать.
       «Только бы Сашка дома был, а дыни, наверное, уже поспели», - подумала я, предвкушая ещё одну встречу с детством.