Воспоминания. Часть2. Ермотаево

Римма Гумерова
 
Ермотаево  было  посёлком  репрессированных .  Сюда в 30 – е годы высылали  «неблагонадёжных людей»  . Для них были выстроены бараки. Потом , уже обжившись в этих местах, люди построили добротные красивые дома  и … Кто- то укоренился  на всю жизнь, кто -то после реабилитации уехал.. А  посёлок  - в последующие годы расцвёл ,   в 80 – е -  исчез  полностью с лица земли…  Но  он  - остался  - в истории и памяти людей!

 В Ермотаево , в котором в то время жили в основном русские ,  наша семья переехала в 1960 году :  наш отец был  направлен  туда по окончании пединститута  директором восьмилетней школы.  Нашей семье из пяти человек дали жильё – барак.

Воспоминания, воспоминания… Первое из них по приезду :   мне 5 лет, мама одевает меня в матроску ,   на груди  - почему –то  октябрятский значок, я собралась идти поиграть  к соседям по бараку , что живут через стенку.  И конечно, я ни слова не знаю по- русски. Мама одевает и говорит: «  Хорахалар    : зачем пришла  -   эйт  : играть пришла» .  Смысла русских  слов не объяснила. Но я их запомнила. Радостно бегу на весёлый шум играющих детей, захожу . Незнакомая тётя  , увидев меня, как по заказу :
 -  Зачем пришла?
 -  Играть пришла. 
 -  Хорошо,  иди.
Я в восторге :  пароль сработал ! Ура!  Так началось моё знакомство с русским языком ,  с русскими детьми.  В судьбе моей этот язык и культура тесно переплелись с родными  и  составили отчасти смысл жизни , ибо я 37 лет посвятила обучению  нерусских детей русскому языку.  Об этом можно ( и нужно!)  написать отдельное повествование .
 
А пока была только  русская девочка Катя , с которой мы общались так, как это умеют только дети : каждая на своём языке, но удивительным образом понимая друг друга.  Так и впитался в меня русский язык : органично и без усилий , только ударения мои  Катя  настойчиво поправляла. Через 55 лет  шлю тебе тёплую благодарность, моя первая русская подружка !

Вот мы идём с ней в детский сад...
Он не оставил особо ярких впечатлений , кроме одного :  я в первый же день простояла в углу  за то , что расцарапала до крови ухо одному мальчику  , посмевшему высмеять мой русский.  « Ну, как, дочка, понравился тебе детсад?»   - «Понравился, пап».  Справедливости ради надо сказать , что детсад был очень уютным, чистеньким,  с игрушками, хорошими воспитательницами и вкусными обедами. Кстати, об обедах. Было неписаное правило : если кто- то не приходил в детсад, то его  близким отдавали на кухне его порцию борща, каши, компота. ..Многозначительная деталь...

Потом была школа . О! Школа ! О тебе я могу писать сколь угодно долго , как петь нескончаемую песню  о самом родном и близком. «Школа, школа, ты похожа на корабль , плывущий вдаль…» Эта школа действительно была похожа на корабль,  загадочный, манящий,со множеством  окон – иллюминаторов, плывущий , как по морю , среди окружающих её сосен и берёз.
 
 Начинался день в этой школе с утренней зарядки!  Да, Да ! Вся школа выстраивалась в коридоре , опоздавшие – в сенях , и выполняла упражнения по командам учителя физкультуры .  Часть этих упражнений, кстати, я делаю всю жизнь . Вот что значит  - Школа!  Запомнились  учителя :  Раиса Мазитовна  ( русский язык), Леонид Григорьевич ( математика, физика ). Это были  - Учителя !  Раиса Мазитовна пробудила во мне любовь к  языку, к литературе . Помню, как рисовали картинки к стихам,  как она научила писать каллиграфическим почерком, грамотно , и что в конце диктанта она , кроме оценки «пять» , написала красными чернилами : молодец, Римма!  Окрылила.  А Леонида Григорьевича запомнила серьёзным на уроках ,справедливым,  предметы его были для меня трудны.  Но благодарность к нему я  испытываю до сих пор за подаренную  мне   открытку , на которой написано им собственноручно  : « Важно, чтобы человек понял, что он творец и господин мира, что на нём лежит ответственность за все несчастья на земле , и ему принадлежит слава за всё доброе, что есть в жизни» М. Горький.  Всю жизнь думала: надо же , написать это 12- летней девочке ... И ведь запомнила эти слова навсегда!  Что скажешь – Учитель!

Ещё  нельзя не сказать об уроках труда. О!  Это было нечто!  Во- первых, у каждого из нас был свой верстак, свой фартук, нарукавники, свои орудия труда,  мы пилили напильниками, работали с тисками… Эта мастерская стояла позади школы, и мы шли туда , «готовые к труду и обороне». А в самой школе в коридоре была выставка , которая всегда меня притягивала и поражала :  за стеклом расположились  машинки, самолётики и множество чего- то другого, сделанного руками учеников.
 
  На Седьмое ноября и Первое мая  школа выстраивалась в колонну  и все  : и дети, и учителя- шли со знамёнами, флажками, цветами , с горном и барабаном , с песнями -  по всему посёлку . Праздник!

А на Новый год  наш папа ставил возле школы ёлку , вместе с другими , помню, красил лампочки в разные цвета  -  вешали гирлянду . Разноцветная   , сверкающая в темноте ёлка видна была изо  всех уголков посёлка.   Папа переодевался в  шубу Деда Мороза , разукрашенную мамой с помощью зубной пасты снежинками по си
нему фону, и  вывозил на сцену клуба сани с подарками .  Мы : я, сестрёнка , братишка -  в карнавальных костюмах, сшитых мамой же ( то  «Подводное царство», то «Огонь», то «Гриб» ) - плясали вокруг ёлки с  друзьями  ( я особенно любила переходную польку) – плясали до упаду и были бесконечно счастливы.

В День Пионерии в лесу учителя разжигали огромный костёр  ( или он казался мне огромным?), не боясь никаких пожаров, и устраивали для нас незабываемое действо.
 
- Дружина!  Равняйсь! Смирно! Председателям советов отрядов – сдать рапорт!
- Есть сдать рапорт!

-  Отряду имени Олега Кошевого сдать рапорт!
-  Есть сдать рапорт!

-  Отряд! Равняйсь! Смирно!
 
-  Товарищ председатель совета дружины! Отряд  имени ... ( хором : Олега                Кошевого  на линейку, посвящённую Дню Пионерии, построен! Председатель  совета  отряда   Гумерова !  Рапорт сдан!

- Рапорт принят! Вольно!

- Отряд! Вольно!

И такой порядок – на каждой торжественной линейке. Запомнила, ибо была бессменным председателем совета отряда...   Можем сейчас посмеяться над всем этим  : воинская дисциплина, муштра. А  я скажу: да, воинская , но – дисциплина!  Да, муштра, но – ответственность.  В каждое время были и есть свои плюсы и свои минусы, не исключая и сегодняшних времён...

 «Времена не выбирают, в них живут и умирают...»


Оглядываясь назад, с высоты прожитых 60 – ти лет, вижу, что Ермотаево – это не просто название посёлка. Это явление, феномен , оставшийся в душах и воспоминаниях всех её бывших жителей.  Посёлка  нет…  Но благодаря энергичным и добрым людям   там проходят сборы – встречи  ермотаевцев  - праздники для души . Но это уже совсем другая  история, и о ней расскажут другие…