Легенда оперного театра

Светлана Ветер
I.

Однажды ночью шум ее встревожил.
Она с кровати встала, взгляд во тьму
Вонзился, словно острый в тело ножик.
"Кто здесь? Рауль? Нет, шутки ни к чему!"

"Пойдем!" - ей голос нехотя ответил,
Тот голос был ей точно не знаком.
Молчание. Быть может, это ветер?
"Живей!" - толкнул наглец ее, - "Бегом!"

От страха сердце съежилось в комочек.
Попытка бегства ей не удалась -
Запястье как в тисках зажато. Впрочем,
Кому взбрело ее средь ночи красть?

Рауль сюрприз, быть может, ей готовит?
Предсвадебный решил вручить презент?
Но почему ж так больно ей? Нет мочи.
"Пусти, прошу! Идти сил больше нет!"

"Кристин, прости, что боль я причиняю.
Прости за то, что будешь жить во тьме.
Я мрак люблю, и ты полюбишь, знаю.
Придется полюбить меня тебе".

Сказал, и дурно сделалось Кристине.
Недетский страх девчонку обуял.
"Во тьме? За что? Помилуй же!" "Отныне
Во тьме со мной!" - вот всё, что он сказал.

Открылась дверь в чертоги подземелья,
По лестнице они спускались вниз.
Свеча в его руках, и нет спасенья.
Кристина от испуга пала ниц:

"Прошу тебя, помилуй! Ах, Иисусе!
Никак мне не унять пред тьмою страх.
Другого я люблю!" "Да-да, я в курсе!
Его судьба сейчас в твоих руках.

Живи со мной, и будет он отпущен.
А нет - умрете оба. Выбирай!"
Смеется. Что за выбор? Что же лучше?..
"С тобой. Но презираю, так и знай!

Ты знай, что солнца свет, мою свободу
И жениха на мрак меняю я.
Да, не увижу больше небосвода,
Но совесть, мерзкий гад, моя чиста!"

Она кричала, голос не жалея,
Ей было все равно, как умирать,
А он молчал. Его ли роль злодея?
Зачем же он решил ее играть?

Ведь он всего лишь музыки учитель,
Ведь он, как все, желающий любви.
Но он уродлив. Тьма - его спаситель,
И только тьма секрет его хранит.

II.

Лицо, что ненавистно каждой твари,
Прикрыл он маской - вечный карнавал -
И в здании парижского театра
Любви он нежной раньше не знавал,

Пока не появилась в нем Кристина.
Забыл покой и сон, мой милый друг.
Он заплутал в любви, как в паутине,
В терзаниях голодной страсти мук

И с ролью невидимки прочно слился,
Желая получить он лишь одно.
Став призраком, Кристине он явился -
Нет способа другого для него.

Такой, как есть, не нужен он девице
И, хоть раним, больна его душа,
И все же, кто полюбит вместо принца
Несносного урода без гроша?

И, словно посмеявшись над мужчиной,
Природой он талантом награждён:
Поёт как Бог, но в темноте могильной
Никто, увы, не будет восхищён.

Однажды за стеною декораций
Все слышали его чудесный глас,
Но вместо криков "Браво" и оваций
О нём тогда состряпали рассказ,

Что был такой талант. И вот он помер,
И призрак страшный в опере воскрес.
Никто не знает, где он захоронен,
Но, кто столкнется с ним, тому конец.

Талант под маской спрятавши безликой,
Мужчина вышел к публике своей...
"Легенда ожила!" - с тем диким криком
От призрака бежали прочь скорей.

С тех пор в парижской опере аншлаги.
Рассказ тот быстро слухами оброс.
Историю о призраке бедняге,
Боялись чтоб, поддерживать пришлось.

"Прошу!" - при свете маленькой лампады
В пещерном мраке комната видна.
Орган в углу, и звуки водопада,
Сквозь узкое окно блестит луна.

"Ну что ж, располагайся, я не трону,
Покуда не захочешь ты сама".
"Сама? Ты будешь, гад, разочарован.
Еще я не сошла пока с ума".

"Пока..." - он улыбнулся, фрак поправив,
Садясь за свой прекрасный инструмент,
И в позе неизменно величавой
Играя, мерзкий призрак вдруг запел.

Запел, и словно темень раздвигая,
В подвале сотни красок разлились.
Кристина, обладание теряя,
Стояла, словно в поле кипарис,

Ни жива, ни мертва, и лишь бы дальше
Он пел! Не надо больше ничего.
"Ах, как тебя зовут? Ты мне расскажешь?" -
Лампадки свет направив на него,

Кристина подошла и на колени
Пред ним упала, слезы не тая:
"О, ангел! О, талант! Мой милый гений!
Открой лицо, прошу, и я твоя".

"О нет, нельзя!" Но пальчики вцепились
И сняли маску с призрака. И вдруг
Пред ней предстал урод, каким родиться
Уже грешно! Кристину взял испуг.

"Поди же вон! Оставь меня, чертовка!" -
В неистовстве мужчина закричал.
Сжимая маску, прочь бежала долго,
Покуда не закончился подвал...

III.

Прошло немало. Помнила Кристина
И ужас на лице, и нежный глас.
Рауль помочь невесте был не в силах
Забыть тот страх. Огонь в глазах угас.

Не любит больше. Словно подменили!
И в свадьбы день исчезла навсегда.
Сбежала... Слухи разные ходили,
Один из них... А, впрочем, ерунда.

"Зачем пришла? Что хочешь от меня ты?"
"Держи, твоё", - и, маску протянув,
Кристина улыбнулась. "Буду рада
Остаться здесь с тобой, мой милый друг".

"Не стоит, эта жертва мне не в радость,
Любовь свою Раулю подари!"
"Позволь, решу сама я, то не жалость.
Тебя люблю. Таким, какой есть ты".

Он маску не надел, не отвернулся,
Он прямо ей в глаза ее глядел.
Смотрела на него, он улыбнулся
И робкий поцелуй украсть посмел.

С тех пор в театре оперы парижской
Легенда ходит, страшная, как сон,
Что в тьме ночной фантом, и с ним девица
Поют о страсти пылкой в унисон,

И с ним она счастливей всех на свете,
И с нею он обрел в душе покой.
Теперь они навечно будут вместе
Повенчаны небесною рукой.