Мой Владикавказ

Алексей Чибиров
- Ацы търанвай ЦУМы цурмае цаеуы?
- Нае. Ашы търанвай Штъыбамае шаеуы!(Игра слов , демонстрирующая чысанский и кударский диалекты осетинского языка, распространенные в Южной Осетии)
 - Примерно так можно было описать типичный разговор между "коренными" владикавказцами в девяностых годах прошлого столетия. Мало что изменилось с тех пор. Некоторые "владикавказцы" стали владикавказцами уже без кавычек, и теперь стараются правильно выговаривать слово "прашпект". Да и сам Владикавказ начал спокойнее относиться к новоявленным горожанам. Это судьба. Тенденция, однако.
Что для меня, как кударца (Кударец- житель горной части Южной Осетии) значит Владикавказ?.... Кударское кокетство заставляет меня верещать: "Ой, Владик? Это который Владикъалбас? Да ну! Чъреба стАлица Асетии"! Кударский снобизм так и прет из меня, когда речь заходит о ...скажем, об осетинских пирогах! (Разве здесь умеют печь пироги?! Да всем известно, что лучшие пироги в мире печет бабушка Фету, что живет в Джаве! Ни за что! Даже пробовать не стану!). Но стоило мне на долю секунды представить Осетию вне Владикавказа, и...Я не смог! Не смог представить Проспект начала 90-х, в разгар военных событий на юге, вне снующих по нему кударцев, загадочно заглядывающих друг другу в глаза, с заученным вопросом: "Еще не нашел?". Визави с помощью век отчебучивал азбукой Морзе ответ:"Нет, но обещали к концу недели цинк 5,45." Без добровольцев-южан времен осетинско-ингушского конфликта, без целого ряда бизнесменов и деятелей культуры с типично южанскими фамилиями, которые оказали существенное влияние на становление облика Владикавказа. Не могу представить Осетию без историй о владикавказских девушках, не лишенных романтического флёра. Да и еще много чего без.
Владикавказ потрясающе толерантен. И в этой, поистине "буддистской" терпимости он напоминает прежний Цхинвал, в котором не имело значения, осетин ты, еврей, грузин, армянин или русский - Цхинвал был домом для каждого. Цхинвал, который мы, южане потеряли в начале девяностых. Не по своей воле. И тот, кто оставался в Цхинвале, плакал точно так же, как и тот, кто уезжал из него навсегда. Но речь сегодня не о нем.
Мы привыкаем к брату настолько, что иногда нам кажется, что вновь обретенные друзья способны его заменить. Глупое чувство! Мы считаем себя вправе обижаться на него, требовать непонятно чего, только лишь потому, что по праву рождения мы принадлежим с ним к одной семье. И чисто братские отношения мы воспринимаем как нечто должное, не требующее излишних реверансов. Я не занимаюсь самобичеванием, ибо это касается всех нас, и ущельский патриотизм, как и показушное ардабонство тут не уместны вовсе. Но только во Владикавказе, и нигде более, "нерастаможенный" кударец, вынужденный по разным обстоятельствам покинуть юг Осетии, получал великолепный шанс для самореализации. Только во Владикавказе, этой кавказской Одессе, кударец вполне может стать министром, таксистом, шоумэном, ресторатором, бизнесменом и прочая. Стать органичной частью этого мира, именуемого Владикавказ.
Я люблю тебя, Владикавказ, хотя частенько не признаюсь себе в этом! Потому что я очень хочу, чтобы и ты полюбил меня. Полюбил таким каков я есть. Несмотря на акцент и окончание фамилии. Владикавказ, он ведь отчасти и кударский город тоже, да? Иногда...