Хоккей и Пост

Домский
Зарисовка из жизни казанской митрополии

Действующие лица

ОТЕЦ АЛЕКСАНДР, клирик одного из казанских храмов;

ДИМИТРИЙ, прихожанин этого храма;

СТАРУШКА, прихожанка, на излёте бурных лет.

Отец Александр появляется из глубины храма, неся в руках Евангелие и крест. Димитрий и Старушка стоят напротив аналоя, единственные в очереди на исповедь. Отец Александр кладёт крест и Евангелие на покрытый чёрной ризой аналой, поворачивается к прихожанам и читает молитву. Затем кивает Димитрию. Тот, заметно волнуясь, подходит к месту исповеди. Старушка делает шаг за ним вослед.

ОТЕЦ АЛЕКСАНДР

 Как звать тебя?

ДИМИТРИЙ
 
 Димитрий, батюшка!

ОТЕЦ АЛЕКСАНДР 

 В чём каешься, раб Божий?

ДИМИТРИЙ

 Грешен я… (склонившись к священнику, шепотом               
перечисляет грехи, затем, выпрямившись, произносит громче прежнего).

 Но самый тяжкий грех свершил я накануне!
 Так стыдно мне! Постился всю неделю!
 И вот, - когда остался день один, для получения Христовых страшных тайн,
 - сорвался я и согрешил!

ОТЕЦ АЛЕКСАНДР

 Что ж сделал ты? Иль не сделал?

ДИМИТРИЙ (вздыхая)

 Сделал…

ОТЕЦ АЛЕКСАНДР

  Так говори смелей! Не бойся.
 Мы многое здесь слышали от прихожан,
 За годы нашего служенья в церкви,
 И новым нас нечем не удивишь.
 Такого нет греха, который бы, не совершили люди.
 И нет греха, который не был бы прощён.
 При искреннем раскаянии, конечно!

ДИМИТРИЙ

 Постился, батюшка, я всю неделю!
 И вот, вчера, меня попутал бес!
 Вы понимаете – есть у меня жена…

ОТЕЦ АЛЕКСАНДР (улыбаясь в бороду)

  Бывает, сын мой!

ДИМИТРИЙ

  Нет – нет! Я не о том!
  Есть у меня любезный друг!

ОТЕЦ АЛЕКСАНДР (удивлённо поднимая брови)

 Любезный друг?

ДИМИТРИЙ

 Ну да! Любезный друг. Мы с ним…
Всегда с ним вместе ходим на хоккей… и в прочие места!
 И неизменно не разлей вода. Но вот жена и друг объединились…

ОТЕЦ АЛЕКСАНДР (перебивая)

 Как понимать тебя? Жена и друг в одном лице?

ДИМИТРИЙ (кивает)

ОТЕЦ АЛЕКСАНДР

 Но друг – мужчина?

ДИМИТРИЙ

 Да – мужчина.

ОТЕЦ АЛЕКСАНДР

 Ну -у.., этот смертный грех известен нам!

Старушка делает ещё один шаг вперёд.


ДИМИТРИЙ

 О чём вы, батюшка?!
 Сказать хочу  - жена и друг соединились.

ОТЕЦ АЛЕКСАНДР

  В одном лице соединились, вопрошаю?

ДИМИТРИЙ

 Что вы! Отдельно каждый!

ОТЕЦ АЛЕКСАНДР (сокрушенно вздыхая)

 Так, значит, перенёс измену близких ты людей?

ДИМИТРИЙ

 Они меня в измене обвинили!

ОТЕЦ АЛЕКСАНДР

 Я что-то не пойму! Ты говори ясней!

ДИМИТРИЙ

 Простите, батюшка! Волнуюсь!

ОТЕЦ АЛЕКСАНДР

 Смелее говори! В чём грех твой?

ДИМИТРИЙ

 Они меня соблазном заманили на хоккей, свои усилия объединив!
 И я в дни постные сии, кричал, забывшись!
 И бил в ладоши что есть сил, порой в неистовство, в болении, приходя!

ОТЕЦ АЛЕКСАНДР

 Ах, вот в чём грех твой!
Ты на хоккей пошёл, презревши Пост Великий!

ДИМИТРИЙ (опустивши голову, кивает).

ОТЕЦ АЛЕКСАНДР (с трудом сдерживая смех)

 А я уж невесть что подумал! Хоккеем, значит, соблазнился?
 А я вот спать пораньше лёг, чтоб не прельститься на просмотр,
 К тому же, честно говоря, на что смотреть?
 Ведь не игра, а Божье наказанье!

ДИМИТРИЙ

 Так это, батюшка, о первой вы игре,
 которую  ноль - два мы проиграли!

СТАРУШКА

 Ноль – три! Оне в конце ещё забили!


Отец Александр и Димитрий одновременно вздрагивают и поворачиваются к Старушке.


ОТЕЦ АЛЕКСАНДР

 А ну-ка, старая, подальше отойди!
 Ты что это, подслушивать подкралась?

СТАРУШКА

 Господи, избавь!
 Вы просто громко говорили,
 Вот я и услыхала счёт неточный!

ОТЕЦ АЛЕКСАНДР (показывая Старушке, куда ей надо отойти)

 Ступай туда вон! 
 (качает головой)
 Как все с ума в Казани посходили!
 Старухи даже!  Тоже и моя!
 Нет, чтобы в усердии молиться о комсомольской юности пропащей,
 наполненной различными грехами,  а туда же!

 (ДИМИТРИЮ, слегка понизив голос)

 Ну раз коснулись этой темы, ты скажи,
 Игру вторую как сыграли? 

ДИМИТРИЙ

 Игра вторая складывалась так, что мы вели всё время в счёте,
 Но догоняли постоянно нас башкирцы. Дошло до овертайма дело.
 В нём-то мы забили наконец-то гол победный!

ОТЕЦ АЛЕКСАНДР

 И, Слава Богу! Кто же отличился?

ДИМИТРИЙ

 Легионер чухонский Иммонен!


СТАРУШКА (издалека)

 Не Иммонен, а Каппонен!

ОТЕЦ АЛЕКСАНДР (гневаясь)

 Ты что же, слышишь и оттуда? В твои-то годы многие уж глухи!

СТАРУШКА

 Я, батюшка, и вижу хорошо. Очков не надо мне, когда читаю.
 Всю жизнь я занималась физкультурой. И делали когда мы пирамиду, я
 забиралася на самый верх!
 Ещё ребята спрашивали снизу:"Москву не видишь?"

ОТЕЦ АЛЕКСАНДР

 Я покажу тебе сейчас Москву!
 А ну-ка, сделай пять шагов назад!

(старушка отходит) 

 Вот ведь!

ДИМИТРИЙ

 В грехе своём я каюсь сокрушённо!

ОТЕЦ АЛЕКСАНДР

 Ещё добавить что имеешь?

ДИМИТРИЙ

 Благословите, батюшка, в Уфу поехать!

ОТЕЦ АЛЕКСАНДР

  На хоккей?

ДИМИТРИЙ

 Да, что ещё там делать человеку?!

ОТЕЦ АЛЕКСАНДР

  В дни постные негоже распыляться!

ДИМИТРИЙ

 Замечено, команде я удачу приношу!
 Хоть езжу редко я на выезда, но побеждают наши постоянно,
 когда болею я за них в поездках этих трудных…

ОТЕЦ АЛЕКСАНДР

 Трудны поездки, да… для печени и почек!

ДИМИТРИЙ

 Что вы! Об алкоголе я теперь забыл. И о скоромном,
 На женщин даже не гляжу, и на хоккей бы не стремился,
 Но с «Салаватом» битва – принципиальнейший из принципов, для жителей Казани!
 
СТАРУШКА

 А с Москвой? Москву забыли?
 Мы раньше многое терпели от Москвы.
 Вот, помнится, мы с третьим мужем….

ОТЕЦ АЛЕКСАНДР (удивляясь)

  И там услышала!

СТАРУШКА

  Так в храме слышно очень хорошо,
  Это акустикой зовётся.

ОТЕЦ АЛЕКСАНДР

  Немедля отойди ещё!

(Старушка отходит).

ОТЕЦ АЛЕКСАНДР (шёпотом)

  Ноль - три.
  Что я сказал?
  А ну-ка повтори!

СТАРУШКА

  Назвали правильный вы счёт!

ОТЕЦ АЛЕКСАНДР

 Феномен! Из храма, что ли выставить её? А ну-ка подойди!

СТАРУШКА (не по годам прытко подбегает)

 Благословите, батюшка!

ОТЕЦ АЛЕКСАНДР

 Ответь мне прежде, сколько было у тебя мужей?

СТАРУШКА

 Четыре!

ОТЕЦ АЛЕКСАНДР

 И где они теперь?

СТАРУШКА

 Три умерли! То есть – почили!

ОТЕЦ АЛЕКСАНДР

 А сколько лет тебе?

СТАРУШКА

 Ну, вы даёте, батюшка,не задают вопросы эти дамам!
 Скажу лишь, что когда, впервые чемпионами мы стали,
 на пенсию я только вышла.

ОТЕЦ АЛЕКСАНДР

 Что о Москве имеешь ты сказать плохого?
 Не забывай, в Москве – Святейший Патриарх!

СТАРУШКА

 Ну, если всех перечислять, не только Патриарх там, но и Путин....

ОТЕЦ АЛЕКСАНДР (перебивая)

 Ты, что же старая, нас агитировать пришла?
 За всю Россию отвечаешь! Забыла – что любая власть от Бога!
 И о властях нам следует молиться!

СТАРУШКА

 Простите батюшка, вот только….

ОТЕЦ АЛЕКСАНДР

 Смиренья, вижу, нет в тебе!
 За коммунистов отдала, небось, свой голос?

СТАРУШКА

 За них, касатик!

ОТЕЦ АЛЕКСАНДР

 Какой тебе  касатик я?! Совсем сдурела!
 Уши, как антенны – всё слышит, но понять не может!
 Коль коммунистов к власти допустить – они опять позакрывают храмы,
 И вновь гонения устроят на православных христиан!

СТАРУШКА

 Они уже не те! Раньше были злые – а нынче добрые!

ОТЕЦ АЛЕКСАНДР

 Старуха, не вводи меня во грех!
 Сама была ты тоже коммунисткой?

СТАРУШКА

 Куда деваться было?
 Иначе бы меня не взяли в цирк.

ОТЕЦ АЛЕКСАНДР

 Так ты циркачка?!

СТАРУШКА

 Сначала в цирке выступала,
 А после с номерами на эстраде,
 С акробатическим этюдом,
 А позже помогала мужу в номерах.

ОТЕЦ АЛЕКСАНДР

 А кем твой муж был?
 И, какой из четырёх?

СТАРУШКА

 Второй. Про первого я помню смутно,
 Он сразу после свадьбы укатил в Сибирь за тунеядство,
 Хотя работал каждый день исправно - в бильярдной, в парке,
 До трёх сотен домой, бывало, приносил в удачный день! Так и пропал,
 На приисках остался. А кто-то говорил: его задрал медведь,
 Второй же муж мой – иллюзионист известный.
 Мы с ним объездили почти - что весь Союз
 И страны, заключённые в наш лагерь.

ОТЕЦ АЛЕКСАНДР

 Как же вы расстались? Он умер?

СТАРУШКА

 Умер. Но потом. Лет через тридцать.
 Я с ним рассталась от большой любви.
 Влюбилась очень сильно в хоккеиста.

ОТЕЦ АЛЕКСАНДР

 Ну, ты даёшь!

СТАРУШКА

 За сборную Союза  он играл,
 И моё сердце сразу покорил своей обворожительной улыбкой,
 Хотя во рту зубов не доставало.

ДИМИТРИЙ

 Позвольте нам  его фамилию узнать?

СТАРУШКА

 Табуреткин.


ОТЕЦ АЛЕКСАНДР и ДИМИТРИЙ (одновременно вскрикивают)

  Фёдор Табуреткин!!

СТАРУШКА

  Да,Федя муж мой!

ДИМИТРИЙ

 Это же кумир семидесятых!

СТАРУШКА

 Ах! До сих пор он мой кумир!
 Когда он к нам пришёл на представленье с своею первою женой,
 и я его увидела с эстрады, то тотчас поняла – он будет мой!

ОТЕЦ АЛЕКСАНДР

 Да ты разлучница!

СТАРУШКА

 Вы обвинять лишь рады!
 Уже прощён мне этот грех!

ДИМИТРИЙ

 Канадцев Фёдор щёлкал, как орех!

СТАРУШКА

 Да, он за сборную играл прекрасно! Но, не любил Москву,
 Он в Горьком жил и уезжать в столицу не спешил!
 А после вызывать его не стали. В колёса палки москвичи вставляли,
 А дальше – травма! Федя начал пить! Про эти годы я хочу забыть!

ОТЕЦ АЛЕКСАНДР

 Вот ведь как всё!

(СТАРУШКЕ) Вновь отойдите!

(ДИМИТРИЮ) Прощаются тебе грехи твои! (накрывает его лентой)

 Благословляю на поездку! Не пей! Скоромного не ешь!
 Болей усердно, но прилично! Программку привезёшь мне и магнит!

ДИМИТРИЙ

 С заданьем вашим справлюсь на «отлично»!
 Соперник дважды будет бит!

ОТЕЦ АЛЕКСАНДР

 Бог в помощь!

СТАРУШКА

 Мы будем тут за вас болеть!

ОТЕЦ АЛЕКСАНДР (поправляет)

 - Молиться будем!

ДИМИТРИЙ (кланяется им)

 Всё это передам моим друзьям, пока ещё безбожным людям! (уходит).

ОТЕЦ АЛЕКСАНДР (СТАРУШКЕ)

 Ну что, кричать уж хватит из угла!
 Иди на исповедь, смиренная жена!

Занавес