Рождение песни

Леонид Пауди
Интересно перебирать старые черновики.
Всегда там попадается что-нибудь будoражащее воспоминания.
Так и в этот раз. Я раскопал старое стихотворение, вызвавшее приятное воспоминание о давнем времени, когда впереди была целая жизнь, сулившая радужные перспективы...

... Отчалили в полдень. Теплоход дал прощальный гудок, исчезли провожающие на пристани, и теперь только плеск воды за бортом сопровождал наше судно. Я занял место по правому борту, чтобы иметь возможность увидеть памятник Кобзарю, проплывая мимо Канева. Вот и Каневское водохранилище позади. Перешел на левый борт посмотреть на Кременчугское море. Сколько доставал глаз, оно цвело. Стала понятна боль, которая пронизывала «Поэму о море» Довженко.  Сколько же плодороднейшей земли, памятников, кладбищ, населенных пунктов, погибших селян, не захотевших покидать родные хаты, залили все эти каховские моря!
От грустных мыслей меня отвлек звук аккордеона. Пошел искать источник. На носу парохода увидел музицирующую девушку. Она была увлечена и не заметила моего появления. Я  присел на бухту каната и стал слушать ее импровизацию. Вскоре она почувствовала мое присутствие и, повернув голову в мою сторону, перестала играть. Я  попросил продолжать, но она отставила инструмент, и мы разговорились.
Надо сказать, что я даже был рад этому случайному знакомству: девушка была очень привлекательной, а погруженная в свою музыку, подсвечена изнутри каким-то светом, делающим ее просто красавицей. Может быть мне это казалось? Днепр, пароход, юность, музыка — все это было покрыто романтическим флером.
Выяснилось, что девушка стала победительницей областного конкурса художественной самодеятельности и в качестве награды получила путевку на круиз по Днепру.  Вскоре ей предстояли экзамены в музучилище, и она  взяла с собой инструмент, чтобы и на пароходе продолжить занятия.
Мы проболтали какое-то время, рассказывая друг другу о своих планах. Со случайными попутчиками язык легко развязывается.  Я попросил ее еще поиграть. Она не сопротивлялась.
Растянула мехи и … Играла она замечательно. Я заверил ее, что студенткой  станет непременно.
Закончив очередной пассаж, она спросила меня, как мне понравится следующая песня. Моя попутчица заиграла,  судя по всему вещь, имеющую для нее особое значение. Ее взгляд, выражение лица изменились. Мелодия была  лиричная, красивая и, как мне показалось, очень личная. Я спросил, что это за опус? Девушка сказала, что написала эту песню к следующему своему концерту, но никак не может сочинить текст. Уже сделала несколько вариантов, но ей все не нравится. Испросив разрешения попробовать сделать подтекстовку, я достал блокнот, который всегда был у меня в кармане, попросил еще раз наиграть мелодию, набросал «рыбу» и пообещал утром предоставить на ее суд свой вариант. Она согласилась с условием, что текст должен быть на украинском языке, так как ей предстоит концерт  перед украинскоязычной аудиторией. После этого мы распрощались до утра, поднялись, чтобы разойтись по каютам, и тут раздались аплодисменты.
Оказалось, что мы, увлеченные музыкой, не заметили, что за нашими спинами давно уже
собрались пассажиры  теплохода и слушали ее игру.
Утром мы снова встретились на палубе. Я попросил ее еще раз наиграть мелодию.  Мысленно
пропел слова, проверяя как они ложатся на музыку. После этого я протянул ей текст.

Дуже вдячний тобi за ту зустрiч неждану,
Днiре, велетню мiй, як найкращий поштар,
Розшукай мою милу, дiвчину кохану
I цi вiршi на спогад ти  їй передай.
Ти гойдав нас ласкаво на хвилях у човнi.
Для закоханих помiч -  твоє  спiвчуття.
За бортом шелестiла, як наспiв колисковий,
Свiтла мрiя про наше майбутнє  життя.
Як давно у ночi я не чув солов`я.
Сум, як  вiтер летить у  самотню кiмнату.
Я до тебе  звертаюсь,  Днiпро,  де моя
Незакiнчена пiсня? Поможи розшукати.

Она пропела это, слегка перебирая клавиши, будто прислушиваясь к собственному голосу. А голос ее — чистое мецо сопрано — проникал в самое нутро и бередил там тайные струны.
Сказав, что ей понравилось, она предложила писать песни вместе. Не важно, что живем далеко друг от друга. Есть же почта! Она наиграла еще несколько своих  мелодий, которые могли бы стать песнями. Мы обменялись адресами.

Теплоход причалил к пристани. Я пошел в каюту за своим скарбом. Когда вернулся к сходням, увидел, что моя попутчица уже на берегу и висит на  шее у молодого парня. Они целовались явно не по родственному. Я достал блокнот, вырвал страницу с ее адресом. Волна подхватила ее и как лодочку повела вдоль берега. Я же пошел к стоянке такси.
Позже перед последним куплетом добавил еще один катрен в текст, который захотел оставить как память об этом путешествии:

Та бiда незабаром. Неждана-негадана.
Я полинув на пiвнiч, на пiвдень - вона.
Та невже ж  така доля була нам загадана -
Взяла в прийми чи в найми чужа сторона.