Петербург

Александр Парцхаладзе
        В  Эрмитаже был выходной день перед последним воскресеньем  июля.  Дед  работал в своем кабинете  над миниатюрами к "Шах-Наме", а мне разрешил постоять на балконе второго этажа, над  Набережной.               
        Один, позади пустынные залы с картинами старых мастеров, а передо мною - Нева и военные корабли Балтийской Флотилии!   Вот из-за Дворцового моста появился перископ подводной лодки:  она, не всплывая,  шла вверх по реке - такая глубина в Неве между Зимним и Петропавловской крепостью!   Прямо напротив меня субмарина всплыла:  начиналась репетиция  парада,  посвященного Дню Военно-Морского Флота.               
               
        Впервые я попал в Ленинград, когда мне исполнилось девять лет.  Оказалось,  здесь тоже текла река и люди,  как и в Тифлисе,  говорили по-русски.  Но река была широкой, как водохранилище "Тбилисское Море",  а вода в ней - не бурая, мутная, как в Куре,  а синяя, в барашках от ветра - как море в Батуме, куда возила меня моя бабушка.               
        То же было и с языком: все эти словечки, выражения, угодившие в разговорную речь тифлисца из грузинского, армянского, персидского языков, замутившие её, как воду в Куре, придававшие ей такой особый колорит - ничего такого здесь не было и в помине.  Тут не акали,  как в Москве,  не окали,  как на Волге, не распевали слова, как на Ставрополье, где я отдыхал прошлым летом.  Речь петербуржцев показалась моему уху поначалу странной - лишенная акцента, она была, как Ладожская вода - чистый Литературный Язык Великого Города.               
        Город действительно оказался непомерно велик. Дед жил за Николаевским мостом, на Английской набережной.  В первые же дни я усвоил,  что Невский,  когда выходишь из парадной на Набережную,  справа от нас, и до него недалеко, минут 20, если идти по Гоголя,  или Герцена,  или по Набережной Мойки.  Мне разрешали гулять одному - главное,  я должен был вовремя возвращаться к обеду.               
        Через неделю я осмелел и дошел по Майорова до самой Фонтанки. Тут я решил, что на сегодня хватит и повернул, но не назад, а налево, к Невскому.            
        Я шагал уже полчаса, а знакомого проспекта все не было видно. Я удивился, но спрашивать дорогу мне не хотелось; к тому же я знал, что иду в правильном направлении.  Вскоре в глубине  поперечной  улицы я увидел  золотой шпиль Адмиралтейства.  Однако улица была незнакомой и узкой:  оказалось, что я дошел только до Гороховой!               
        Я понял: Невский, Майорова и Гороховая вовсе не параллельны друг другу! Расходясь, как лучи, от одной точки, они все больше удаляются друг от друга.  И дуга Фонтанки,  связывающая Невский проспект с Вознесенским,  оказалась в пять раз длиннее дуги Мойки между этими же проспектами.               
        Возвращаться к Александровскому саду по мрачной Гороховой не хотелось. Я продолжал идти по Набережной Фонтанки, по розоватому с черными и серыми крапинками  граниту тротуара,  поражаясь разнообразию пришвартованных катеров и лодок.  Я миновал Чернышев мост с его четырьмя башенками,  улицу Росси... Фонтанка, все время незаметно поворачивая к северу,  довела меня наконец до Аничкова дворца.  Кони Клодта!  Разве думал я тогда,  что решусь спустя десять лет - в честь своего поступления в Университет - влезть на одного из них, правда, самого смирного?!               
        С того момента,  как я вышел из дома,  прошло уже часа полтора,  а чтобы вернуться обратно,  нужно было пройти еще половину Невского, Адмиралтейский проспект, Сенатскую площадь... Когда я проходил под аркой Сената-и-Синода, меня уже плохо держали ноги: мне  было всего девять лет.               
        Я шел по Галерной улице - мимо будущего своего дома наискосок от пышечной, о котором я пока еще ничего не знал, мимо гастронома на углу площади Труда, к пристани у Адмиралтейской верфи - туда,  где я гостил у дедушки... Петербург, даже в старых своих границах, оказался огромным.               
               
        ....Я просыпался на дедушкином диване в большой сорокаметровой комнате с четырьмя окнами на Неву,  и первое, что я видел,  еще даже не встав с постели - слегка покачивающиеся серые и желтые мачты кораблей у пристани возле нашего дома. В открытые форточки доносились крики чаек. Пахло морем и водорослями. Посередине реки черные буксиры тащили одну за другой в сторону Залива длиннющие баржи.  Я умывался в общей ванной,  шел за чайником на общую кухню:  дед с женой жили в красивейшем месте,  но... в коммуналке.               
        Мы завтракали.  Мне,  привыкшему к грузинскому чаю,  даже  "Букет Грузии" казался пределом роскоши.  Дед же предпочитал чай индийский, из провинции Дарджилинг - цейлонский чай он считал слишком ординарным.               
        Елизавета Николаевна доставала из холодильника деликатесы:  сырокопченку "Советскую",  заливную осетрину от Елисеева,  буженину,  тортик из "Норда"... Мурзик,  наглый и толстый кот,  садился на стол,  уверенно поджидая,  когда и ему положат на блюдце кусочек.  Есть под столом, или из миски у двери, как все известные мне до этого кошки, он бы не стал: не позволяло самомнение. Но говорить на эту тему никто не решался: Елизавета Николавна была своенравна, как ребенок, и как ребенок обидчива.  Мурзик ел,  попадая иногда своим пушистым хвостом в мою чашку,  а мы составляли планы на очередной день нашего знакомства с городом.               
               
        Как давно,  как немыслимо давно все это было!               
        Мурзика вскоре не стало - он и тогда,  в 57-м году,  был совсем уже старым.               
        Елизавета Николаевна,  лишившись любимца,  вознамерилась выучить французский,  но вскоре стала забывать слова даже родного русского языка...  А ведь какая была умница - дед,  когда я его спрашивал,  в чем разница между Дорическим,  Ионическим  и Коринфским ордером,  сразу отсылал меня к ней - она,  архитектор-реставратор,  преподавала в Академии Художеств. И после Войны по сохранившимся чертежам и рисункам восстановила разрушенные Кроншпицы Трезини в Галерной гавани.               
        А дед,  дожив до 94-летнего возраста,  все продолжал  работать в  Эрмитаже - его и хоронили прямо оттуда,  несли,  маленького,  высохшего,  мимо знакомого кабинета на первом этаже с окнами на Адмиралтейство - выносили уже навечно.