3. Cпустя четверть века

Яаков Менакер
         
     Г Л А В А   Т Р Е Т Ь Я

     Неоднократно в послевоенные годы я мысленно обращался к ушедшим в бездну годам. Проживая до 1958 года на Украине, мне несколько раз удавалось навестить село Котюжаны, где прошло мое босоногое детство и часть только-только начинающейся юности. Одно из таких посещений имело место в 1956 году.

      Еще в юношеские годы, а это были годы войны, неоднократно наблюдая за ездой немецких мотоциклистов, я мысленно себе строил воздушные планы: если выживу, и когда-то наступит мирное время, то обязательно обзаведусь мотоциклом.

      В начале пятидесятых годов мои юношеские мечты о мотоцикле сбылись. Правда, в моей только-только созданной семье еще было очень много «дыр», на латание которых требовались средства, но вопреки всему этому, совсем разорившись, я купил «первенца» советской мотоциклетной промышленности мотоцикл «Иж-49» -9.

      Неведомая сила манила меня объехать по запомнившимся местам моего босоногого детства и начального периода растерзанной юности. На купленном мотоцикле я отправился в село Котюжаны.
    
      В селе остановился у бывшего однокласс¬ника Петра Иосифовича Ремажевкого - бессменного директора Котюжанского государственного детского дома в 1947-1979 гг. -10 

      Ограниченный временем я пробыл в селе лишь два дня, встречался со многими бывшими одноклассниками и односельчанами. Несколько подробнее об этом визите я рассказываю в своей книге «Бездна - год 1942-й» и не оставляю намерения дополнить его недосказанным в третьей части книги «Бездна -1943-1953 годы».

      Надежда осуществить нечто большое, наподобие путешествия по дорогам растерзанной юности, не покидала меня, но так и не была осуществлена до 1958 года. Затем, в связи с переездом на жительство в город Челябинск, моя мечта вообще, казалось, была похоронена навсегда. Но у жизни свои законы, которые не под силу изменить человеку.

      Все то, что предшествовало никогда не покидавшей меня надежды  осуществить поездку в прошлое, выходит за всякие рамки настоящего повествования из-за большого объема и отклонения от темы.

      Поэтому я себе позволю вернуться к недосказанному несколько позже и в третьей книге, что будет соответствовать времени.
 
     Готовясь к путешествию, я написал два очерка о своем кратком пребывании в Лидском пересыльном лагере военнопленных и Кобринском лагере, отправив их соответственно в Лидскую и Кобринскую районные газеты. Лидская редакция поместила мой очерк в одном из своих номеров, сообщив мне об этом.
      
      Вслед сообщению пришло письмо из Лидского краеведческого музея, в котором говорилось, что на опубликованную информацию поступил отзыв одного из бывших военнопленных, «опознанного» местной жительницей – матерью пяти малолетних дочерей, отец которых погиб на фронте.

      Вот уже прошло четверть века, как они вместе вырастили и воспитали детей. Администрация музея выражала желание организовать нам встречу, но я должен был предварительно уведомить ее о времени приезда в их город. 

    Теперь, т. е. уже не четверть века спустя, а на пороге истечения 44-х лет, я обратился в Лидский историко-художественный музей с просьбой сообщить мне, сохранились ли в музее какие либо следы переписки и моего посещения  города Лиды летом 1966 года?

    Из редакции Кобринской газеты ответ последовал лишь после моего возвращения из путешествия домой. О причине ее отказа публикации статьи и задержки с ответом изложу несколько ниже.
   
    Продолжая готовиться к путешествию, я осведомился в Челябинском автомотоклубе ДОСААФ -11, имеются ли на предстоящем мне маршруте туристические базы, которыми я бы смог воспользоваться. Ответ был не радостный, баз было мало, в основном вблизи Москвы.

    Мне предложили присоединиться к участникам объявленного журналом «За рулем» Всесоюзного конкурса под девизом «Дорогами подвигов и славы», посвященному 50-летитю Октября, получив у них удостоверение участника. В таком случае, используя удостоверение, я бы смог вне очереди получить место для ночлега и отдыха в кемпинге.
   
    Условиями конкурса было оговорено, что его участники по возвращению из путешествия обязаны представить в письменном виде творческий отчет, на основании которого жюри конкурса могло бы оценить результаты путешественника.                               
   
    А теперь краткий перечень главных целей намечаемого путешествия. 

    1. Преодолеть на мотоцикле почти двухтысячный километровый путь из города Челябинск – азиатской части Южного Урала – в европейскую часть страны, достигнуть столицы Литвы – города Вильнюс.

    2. Разыскать и посетить там Северный военный городок, в котором, будучи на  действительной службе в Красной армии с 1940 года учился в школе младшего командного состава зенитной артиллерии и там встретил первый день войны – 22 июня 1941 года.

    3. По сохраненной в памяти отрывочной информации, из города Вильнюса следует двигаться дорогами первых дней войны, пытаясь, насколько это удастся, восстановить картину далекого прошлого.

    4. Разыскать в районе городов Лида и Новогрудок небольшую белорусскую деревню с запомнившимся лишь окончанием названия «….шизна». Вблизи этой деревни, в происшедшем там бою я был ранен в ногу.

    
    5. Попытаться найти в этих же районах другую с не запом¬нившимся названием деревню, на окраине которой был подобран белорусской крестьянкой, оказавшей мне, раненному, помощь и приютившей в своей хате.

    6. Находясь в городе Лида, посетить там два места: а) бывший военный городок, на территории которого располагался пересыльный лагерь военнопленных; б) платформу железнодорожной станции Лида – месте погрузки и отправления в грузовых вагонах военнопленных в Германию; в) при содействии Лидского музея осуществить встречу с бывшим солагерником.

    7. Продолжить свой путь до городка Мосты, и попытаться разыскать в нем солагерника по имени Штефан – участника группового побега из эшелона, увозившего военнопленных из Лидского лагеря в Германию.
 
    8. От городка Мосты продолжить путь до города Кобрина, там попытаться разыскать и сфотографировать: а) здание, в котором в 1941 году размещалась Кобринская полиция, б) военный городок, в котором находился лагерь организации Тодта -12.

    9. Осуществить поездку вдоль шоссе Кобрин-Брест и попытаться найти на нем место совершенного мной второго побега. Попытаться найти в Жабинском и граничащим с ним Пружанском районах лесную деревню, где нашел приют в хате старушки и ее внучки Сабины.

    10. Не въезжая в города: Пружаны и Березу, следовать по Варшавскому шоссе до города Дрогичина. Затем последовать до деревни Осовцы, в которой я был арестован местным полицаем и препровожден в полицию города Дрогичин.

    11. Найти и сфотографировать в Дрогичине здание, в котором осенью 1941 года размещалась районная полиция.

    12. Найти и посетить в Дрогичинском районе деревню. Разыскать в ней тех, кто выжил в годы войны и помнит мое пребывание в этой деревне.

     Вот такие намечались мной планы, при осуществлении которых я смог бы достигнуть деревни в Дрогичинском районе в Белоруссии и найти там помнивших меня крестьян по 1941 году.

     В случае благополучного завершения этой части пути остановиться на отдых в деревне, посвятив его общению с разысканными друзьями жителями деревни.
   
     Одновременно осуществить экскурсионную поездку в город Брест, посетив там Брестскую крепость и памятные места, связанные с начальным периодом войны. Дальнейший мой путь от деревни в Белоруссии до села Котюжан на Украине представлялся мне вторым этапом путешествия.
    
     Впервые я преодолевал этот путь четверть века тому назад в холодном и дождливом декабре 1941 года.

     Тогда я шел по этому пути в сопровождении постоянной угрозы разоблачения при первой случайной встрече со шныряющими здесь нацистскими оккупантами, их  пособниками из числа местных белорусско-украинских шуцманов-полицейских. Однако, оглядываясь назад, мой путь все-таки был менее опасен, чем тот, который остался позади.
   
      Теперь – летом 1966 года, т. е. спустя четверть века, намечаемый путь от деревни в Белоруссии до села Котюжаны, представлялся мне как бы туристическим.

      Ведь на нем не было ни одного места, где бы я в конце декабря 1941 года останавливался хотя бы на короткое время.

      В памяти плохо сохранились встречи со встречавшимися на моем пути людьми. Никого из них я хорошо не помнил ни по имени, ни по месту жительства.

     Поэтому я планировал, переправившись через Днепровско–Бугский канал, проехать считанные километры по территории Волынской, а затем, очутившись в соседней Ровенской области Украины, продолжить свой маршрут, заезжая или проезжая мимо сел и городов в такой последовательности: Любашев, Кухотская Воля, Владимировец и другие до города Ровно.
   
     Из города Ровно планировал последовать в сторону города Львова (232 км), а затем в город Трускавец (120 км) с тем, чтобы отдохнуть, а заодно подлечиться в этом лечебном крае. После двух-трех недельного отдыха я должен был возвратиться к прерванному пути – городу Ровно и продолжить свое путешествие по следам 1941-го: Острог - Шепетовка – Староконстантинов - Снитков, окончив его в селе Котюжаны.
   
     Но задуманное осуществить уда¬лось не все.
      
     А теперь возвратимся к весне 1966-го.
      
     В прошлом 1965 году я не был отпуске, надеясь использовать его в следующем году. Таким образом, я мог рассчитывать на шестидесятидневный оплаченный отпуск и посвятить его путешествию. Вначале мы с женой условились, что поедем вместе, а дети останутся с бабушкой – моей матерью. Однако, через какое-то время жена, сославшись на плохое самочувствие, отказалась от путешествия.

      Ранней весной я стал готовиться к предстоящей поездке. В это время у меня уже был более мощный мотоцикл «Урал-62» с коляской. Мотоцикл с сегодняшними однотипными машинами не может сравниться. Но по тому времени это была лучшая модель из числа выпускаемых отечественных образцов.

      Его 28-ми сильный двигатель работал надежно, хотя имел существенные технические недоработки, не позволявшие развивать скорость выше 65-70 км в час.

      Дороги, по которым мне предстояло двигаться, были облеплены дорожными знаками ограничивающую скорость, чем самым уравнивали ее с техническими возможностями мотоцикла.
 
      Проблема возникла неожиданно: отсутствовали карты дорог. Не удавалось найти карту европейской части Южного Урала. «Атлас автомобильных дорог СССР» выпуск 2-й был издан в 1968 году, т. е. позднее на два года, а первый его выпуск мне не удавалось найти. Удовлетворился тем, что обзавелся  какими-то старыми, крупномасштабными картами.

     ________________
     * Более подробно о населении и местности, пораженной радиацией в Челябинской области и о последствиях этой трагедии рассказано в двух очерках: «Уральская Хиросима» и «Катастрофа в рассрочку». См. «ПРИЛОЖЕНИИ» к настоящей книге.

     9 «Слизанная» и несколько, но очень удачно, модифицированная одна из моделей германской мотоциклетной фирмы «DKW».

     10 Во время последнего посещении села Котюжаны в 1979 г. Петр Иосифович продолжал директорствовать в детском доме. Не исключено, что он оставался на насиженном месте и последующие годы. В настоящее время (ноябрь 2010) Петр Иосифович в полном здравии (86) и живет в с. Котюжаны

     11 ДОСААФ – Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту.               

     12 Во время пребывания в Кобринском лагере (примерно конец августа – начало сентября 1941 года), мне не было известно, к какому ведомству относился этот лагерь.
 
     Его узники судили по униформе охраны, считая его лагерем военнопленных. Ныне, судя по публикациям, возможно лагерь входил в ведомство военно-строительной организации Тодта — организации действовавшей в Германии во времена Третьего рейха.
 
     Своё  название она получила по имени возглавившего её Ф. Тодта (нем. Fritz Todt, 1891-1942).